Тема урока: «Бородино: победа или поражение?»(7 класс)

Тема урока: «Бородино: победа или поражение?»(7 кл.)



Цель: выяснить роль Бородинского сражения в кампании 1812 года.

Задачи:

1)Образовательная- исследовать причины сражения, рассмотреть ход битвы, планы сторон, дать определения понятиям : Флеши, батарея, редут.

2)Воспитательная- на основе рассказа о сражении формировать чувство гордости за нашу страну; на основе рассказа о подвигах солдат формировать чувство сопричастности к событиям битвы.

3) Развивающая- при анализе хода битвы развивать умения работать с картой и с источниками; применять прошлые знания; на основе изученного материала сравнивать с другими битвами.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Форма проведения: работа в группах.

Оборудование:

  • портреты Кутузова, Барклая де Толли, Багратиона, Александра I и пр.

  • схема Бородинского сражения, карта.

  • Анимационные карты(показ с помощью ПК, проектора)

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте отметим отсутствующих.

Ученики приветствуют учителя и садятся на рабочие места.


Переход к новой теме(Фронтальный опрос д/з)

Итак, давайте приступим к изучению новой темы. Запишите число, но место для темы оставьте пустым.

26 августа произошло крупнейшее сражение 1812 года. Бородино стало примером героизма, мужества, стойкости русской армии.Но для начала давайте вспомним некоторые моменты. Ребята, скажите, какова причина Отечественной войны 1812 г.?

Записывают число. Примерные варианты ответа:

  • Личная неприязнь императоров друг к другу;

  • Нарушение Тильзитского мира как со стороны Франции, так и со стороны России;

  • Спор между Францией и Россией о будущем Европы и мира.


Личностные: Умения высказывать свое мнение, делать выводы.

Познавательные: Умения выделить главное, сравнивать.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: умение составить краткий рассказ с выводом.








Молодцы! А теперь скажите, какие планы были у каждой стороны?

Варианты ответа: План Наполеона- разбить русскую армию поодиночке в ходе нескольких генеральных сражений;

План Александра I- отступление армий с целью их соединения для будущего контр- наступления.

Отлично! Тогда такой вопрос- удалось ли на первом этапе боевых действий полностью реализовать задуманные планы?

Правильный ответ: Нет

Почему?

Примерный ответ. Русская армия не давала генеральных боев из-за недостаточной подготовки и отступала в глубь страны. Армия Наполеона не рассчитывала на столь длительные военные действия.

Изучение новой темы.

Молодцы! И все- таки Кутузову пришлось дать генеральный бой. Этот бой получил название Бородинского сражения. И чтобы передать ту обстановку, которая царила в армии, показать подготовку к этому сражению, вы поделитесь на группы. Каждой группе будет дано задание, на выполнение которого отводится 10 минут.

Разбиваются на группы.

Личностные: Сопереживание событиям войны.

Познавательные: Умения находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; работать с текстом и картой, анализировать документ, делать вывод.

Коммуникативные: Умения слушать мнение собеседников; сотрудничать со сверстниками.

Регулятивные: Умения составлять небольшие устные монологические высказывания, сопровождая показом по карте, приводить убедительные доказательства.




Даю задание 1 группе.Материал для учащихся.Прибыв в армию, Кутузов решил придерживаться тактики отступления, считая ее единственно правильной для сохранения боеспособности армии. Отход войск продолжался до села Бородина, расположенного вблизи Можайска, в 120 км, западнее Москвы. Здесь и произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона, ставшее одной из ярчайших страниц истории. М.И.Кутузов не случайно избрал бородинскую позицию для большого и ответственного сражения. Она позволяла русским войскам с наибольшим успехом вести оборонительные действия против наступающих французов. На относительно узком фронте эта позиция перекрывала сразу две дороги на Москву – старую смоленскую и новую смоленскую, соединившиеся у Можайска. С правого фланга, которым командовал Барклай де Толли, войска прикрывала речка Колоча, впадающая в Москву-реку. Холмистая местность с ручьями и оврагами давала возможность создать на выделявшихся высотах опорные пункты, установить артиллерию и скрыть от противника часть своих войск. На правом фланге было воздвигнуто несколько насыпных валов и на них установлены пушки. Батарея из 18 орудий, получившая название Курганной, размещалась на центральной возвышенности (здесь во время битвы стоял 7-й пехотный корпус, которым командовал генерал Раевский). На левом фланге, у деревни Семеновской, на открытой равнине были сооружены искусственные земляные укрепления для артиллерийских батарей. Они были обращены углом к противнику и назывались флешами. (Семеновские флеши именовались еще Багратионовыми, так как здесь располагались части 2-й армии.) Местность вынуждала французов на узком участке атаковать русские войска в лоб, преодолевая крутые берега Колочи. Это неизбежно приводило к большим потерям среди атакующих, чего и добивался М.И.Кутузов.

Пользуясь данным материалом и учебником, показать на карте положение войск и их командование. Подумайте и ответьте на вопросы: В чем преимущества позиции у Бородина? У какой стороны по расположению и количеству войск было больше шансов на победу?

Ученики читают текст, исследуют карту.


Даю задание 2 группе. Пользуясь текстом учебника и картой, расскажите ход Бородинского сражения. Основные этапы запишите в тетради.



Даю задание 3 группе. Прочитайте данный документ.

Документ

Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загребсти сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию самую столицу, сердце России и мать городов. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Бомбы, ядра и картечи летали здесь так густо, как обыкновенно летают пули: а сколько здесь пролетело пуль!.. Вечер наступал, и неприятель начал уклоняться. Русские устояли… Они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле”.

Ответьте на вопрос: Чем объяснялся героизм и русских, и французов?

Задание разданы. Через 10 минут мы обсудим ваши ответы и кратко законспектируем в тетрадях ход сражения.


Итак, выступает 1 группа.

Примерный ответ. Позиция у Бородино позволяла русским войскам с наибольшим успехом вести оборонительные действия против наступающих французов. На относительно узком фронте эта позиция перекрывала сразу две дороги на Москву – старую смоленскую и новую смоленскую, соединившиеся у Можайска. Т. О., осуществлялся контроль над путями в случае попытки Наполеона их перекрыть. С правого фланга войска прикрывала речка Колоча, впадающая в Москву-реку,- создавалась естественная преграда при попытке удара. Холмистая местность с ручьями и оврагами давала возможность создать на выделявшихся высотах опорные пункты, установить артиллерию и скрыть от противника часть своих войск. Местность вынуждала французов на узком участке атаковать русские войска в лоб, преодолевая крутые берега Колочи. Это неизбежно приводило к большим потерям среди атакующих.

Ответ сопровождается показом на карте. Показывают на ней расположение войск. Силы Наполеона: 133-135 тыс. человек+587 орудий.

Силы Кутузова: 126-132 тыс. человек+640 орудий.


Вы отлично поработали! Ребята, давайте запишем численность войск. Так у кого было больше шансов на победу?

Примерный ответ. Если рассуждать по численности войск,то преимущества за Наполеоном, а если по расположению- за Кутузовым.


Хорошо! Теперь послушаем 2 группу.

Сопровождая показом по карте, рассказывают ход сражения(примерно и кратко!!!): Начало Бородинскому сражению положила французская артиллерия, открывшая огонь по всему фронту около 6 часов утра. В то же время колонны французов стали занимать места для атаки.Первым был атакован Лейб-гвардии Егерский полк. И французы сразу же натолкнулись на упорное сопротивление, но, все же, полк вынужден был сдать свои позиции и отступить за речку Колочь.Расположенные на левом фланге Багратионовы флеши занимали артиллерия и 2-я сводная дивизия генерал-майора Воронцова. Впереди выставлены цепи егерей, от обхода флеши прикрывали егерские полки князя Шаховского. Позади дислоцировалась дивизия Неверовского, так же, генерал-майора. Семеновские высоты занимала дивизия генерал-майора Дуки. С французской стороны наступление на этот участок проводили войска корпусов генерала Жюно, маршалов Мюрата (кавалерия), Даву, Нея. Общая их численность доходила до 115 тыс. воинов.Атаки флешей, предпринятые французами в 6 и 7 часов утра, были отбиты. Причем сражение на этом участке отличалось невероятным накалом. В ходе Бородинского сражения была предпринята и 3 атака. Багратионовы флеши были усилены Литовским и Измайловским полками, дивизией генерал-майора Коновницына и кавалерийскими частями (1 –я кирасирская дивизия и 3-й кавалерийский корпус). Но и французы, подготавливая массированное наступление, сосредоточили немалые силы, в том числе и 160 орудий. 3 атака, начатая около 8 утра и последующая, 4, предпринятая в 9 часов, так же, захлебнулись. В ходе 4 атаки Наполеону удалось ненадолго занять флеши, но французы были выбиты с занятых позиций. Дальнейшие атаки, как и попытки обойти уже полуразрушенные флеши, не увенчались успехом.Только когда удержание этих укреплений перестало быть целесообразным, русские войска под командованием Коновницына, отошли в Семеновское, где была занята новая линия обороны – Семеновский овраг. Войска Мюрата и Даву уже были измотаны, но Наполеон не пошел на риск и отказал им в просьбе ввести в бой Старую Гвардию, резерв французовТяжелым оказалось и положение на других направлениях. Битва Бородино была еще далека от завершения. В то время, когда шел бой за взятие флешей, французы атаковали Курганную высоту с расположенной на ней батареей Раевского, одного из многих героев, проявивших невиданное мужество для защиты своей Родины. Несмотря на атаки превосходящих сил под командованием Евгения Богарне, пасынка Наполеона, батарея смогла удержать высоту до подхода подкрепления, а после вынудила французские войска отступить.Генерал – лейтенант Тучков, заняв позиции на Утицком кургане, прикрывал Старую Смоленскую дорогу. В ходе боев за эту высоту Тучков был смертельно ранен. Польские войска так и не смогли в течение дня взять курган. Вечером они были вынуждены отступить за село Утицкое и занять оборонительную позицию.На правом фланге события развивались столь же напряженно. Атаман Платонов и генерал-лейтенант Уваров примерно в 10 утра совершили отвлекающий кавалерийский рейд вглубь Великой Армии, чем способствовали ослаблению давления на оборону русских по всему фронту. Атаман Платонов, выйдя в тыл французов к деревне Валуево, вынудил французского императора на время приостановить наступление в центре, что дало передышку русским войскам. Корпус Уварова не менее успешно действовал в районе деревни Беззубово.С 6 вечера битва понемногу стала затихать. Последняя попытка обойти позиции русских была предпринята в 9 вечера. Но, в Утицком лесу французы были встречены стрелками Лейб-гвардии Финляндского полка. Поняв, что сломить сопротивление войск Кутузова не удастся, Наполеон приказал оставить все захваченные укрепления и отойти к исходным позициям. Кровопролитное Бородинское сражение длилось более 12 часов.




Отличный доклад! Давайте запишем основные этапы хода битвы.Теперь послушаем 3 группу.

Отвечают на вопрос, пользуясь документом.


Подведение итогов урока, закрепление материала.

Хорошо! Таким образом, мы охарактеризовали Бородинское сражение. Давайте подведем итоги Бородинского сражения.

Примерный ответ: Бородинское сражение унесло огромное количество человеческих жизней, и исковеркало множество судеб. В сражении 1812 года, по данным русских армий, французская сторона потеряла 58 тысяч человек, среди которых были 47 генералов. Русская сторона за весь ход этого знаменательного сражения потеряла порядка 44 тысяч человек. Из этого числа более 38 тысяч погибло за 26 августа 1812 года. Из них следует отметить гибель 23 русских генералов. Бородинское сражение 1812 года показало миру русскую армию, как отличного знатока тактического искусство. И по сегодняшний день эта битва является образцом военных действий. В этом сражении русские войска отличились первоклассными манёврами резервами из глубины вдоль фронта. Русские солдаты и офицеры проявили неповторимую стойкость и упорство во время обороны своих позиций, во время натиска противника. Наполеон был практически уверен в своей безоговорочной победе в этом сражении. Но ему так и не удалось достичь поставленной в начале цели- полного разгрома русской армии. При всех усилиях Наполеона у него не получилось одержать победу в генеральном сражении. Это сражение кардинально изменило ход войны.

Личностные: сопереживание, эмоциональная оценка событиям, отстаивать свою точку зрения.

Познавательные: Умения подводить итоги, анализи ровать и сравнивать друг с другом данные, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: Умения высказывать свое мнение, аргументировав его; выслушать собеседника.

Регулятивные: Умения оценить свои знания- что усвоено, а что еще предстоит усвоить.


По вашему мнению, Бородинская битва-это победа или поражение русских войск?



Давайте этим вопросом и озаглавим наш урок. Напишите на доске и в тетрадях.

Варианты ответа.

  • это победа, т.к. Наполеон не выполнил свою главную задачу- разгромить русскую армию;

  • это поражение, т.к. русская армия оставила свои первоначальные позиции;

  • не победила ни французская сторона, ни русская, т.к. стороны не достигли планируемых результатов.





Объяснение д/з.

Вы сегодня поработали на «5». Записываем домашнее задание. Параграф 23, пункт «Бородинское сражение»,задание №8. И творческое задание: выучить отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Записывают д/з в дневниках


Ресурсы:

  1. Учебник История России ХIХ в. под ред.А.Н.Боханова

  2. История России ХIХ в. под ред. Косулиной, Данилова.



Выполнила Смирнова К. 202 гр.



Свежие документы:  Урок по теме: «Наука и техника в XI-XV веках»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: