Государственное бюджетное
образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 331
Невского района Санкт-Петербурга
Тема урока
«Реформы П.А.Столыпина и их итоги»
9 класс.
Учитель истории и обществознания
Богданова О.Н.
Санкт – Петербург
2010
Конспект урока
«Реформы П.А. Столыпина и их итоги»
Цель урока:
1. Раскрыть сущность аграрной реформы П.А.Столыпина.
2. Выяснить с какой целью проводилась реформа, каковы были основные задачи реформы и ее реальные итоги.
3. Показать значение реформы для дальнейшего развития России
4. Раскрыть причины, по которым начинания Столыпина не нашли социальной поддержки.
Задачи урока :
Образовательные:
1. Познакомить с новыми понятиями – хутор, отруб. Раскрыть разницу между ними.
2. Показать положительные и отрицательные последствия реформ Столыпина
Развивающие:
1.
2. Развивать умение анализировать историческую ситуацию, приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе дискуссии
3. Развивать интерес к истории России
Воспитательные:
1.Определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности.
2. Воспитывать интерес к истории, историческим личностям.
Оборудование урока для учителя | |
Тетрадь; Учебник Н.В.Загладина и др. «История Отечества. XXвек»
| Презентация «Реформа П.С. Столыпина» Компьютер; Проектор; Экран;
|
План урока:
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Основная часть урока – 43 мин.
1. Проверка домашнего задания – 10 мин.
2. Сообщение темы и цели урока – 5 мин.
3. Рассказ учителя с использованием презентации в сочетании с работой с учебником и опросом учащихся — 15 мин.
4. Закрепление изученного – 5 мин.
III. Подведение итогов
1. Подведение итогов урока – 1 мин.
2. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос по пройденному материалу:
— 17 октября 1905 года. Объясните, с каким событием связана эта дата?
(подписание императором Манифеста, дарование народу гражданских свобод, согласие на созыв Госдумы);
— остановило ли издание Манифеста революцию?
— к каким последствиям привело подписание Манифеста? (быстро стали формироваться политические партии самого разного направления; легально стала работать РСДРП)
— после какого события революция пошла на спад? (после подавления Московского вооруженного восстания 7 – 19 декабря 1905г.)
Итак, согласно Манифесту 17 октября 1905 года, в России создавалась нижняя палата парламента – Государственная Дума.
— вспомните, какова судьба I Думы? Почему она не устроила царя?
(дума не успокаивала народ, а разжигала смуту)
— А что со II Думой? (по составу она оказалась еще более «левой», чем первая, и тоже была распущена 3 июня 1907)
— Какой закон был введен 3 июня 1907 года? Что изменилось в стране?
( 3 июня 1907 г. царь вводит новый избирательный закон без одобрения его парламентом, что явилось нарушением Манифеста 17 октября 1905 года.
Даже в окружении царя этот закон называли «бесстыжим». Государь, фактически, совершил государственный переворот. Революция была закончена. В России установилась так называемая «третьеиюньская монархия» )
— вспомните, что такое «третьеиюньская монархия»? в чем особенности данного режима? (подавление революционных настроений, союз царя, крупной буржуазии и дворян; работа послушной царю III Думы)
2. Сообщение темы и цели урока:
Сегодня узнаем, как дальше разворачивались события в России, какие шаги предпринимались для наведения порядка в стране, какую роль в этих событиях сыграл Петр Аркадьевич Столыпин и его реформы. Мы должны понять, какие цели ставил Столыпин, почему его аграрная реформа не была завершена, и что, все-таки, изменилось в стране после реформ Столыпина.
Кто же он такой П.А. Столыпин? Слушаем краткий рассказ о нем.
(Один из учеников коротко рассказывает о Столыпине. Материал заранее подготовлен дома)
3. Рассказ учителя с использованием презентации в сочетании с работой с учебником и опросом учащихся .
Итак, как вы уже слышали, в 1906 году П.А.Столыпин был назначен Председателем Совета министров.(слайд)
Получив послушную Думу, он быстро нашел с депутатами общий язык.
Важнейшей своей задачей Столыпин считал борьбу с революционерами. (слайд 2, 3)
Порядок в стране стали наводить с помощью военно-полевых судов. За 1907 – 1909 г.г. было казнено 2681 человек, больше, чем за весь XIX век. Именно тогда виселицы получили в народе название «столыпинские качели», а петли, которые накидывали на шеи казнимым – «столыпинские галстуки». Революционеров отправляли на каторгу, в ссылку, в тюрьму, против них устраивали провокации. Были закрыты оппозиционные газеты и журналы ( что значит «оппозиционные»?) , разогнаны общественные организации.
Итак, главная цель Столыпина – подавление революционного движения.
Главной причиной недовольства Столыпин считал нерешенность аграрного вопроса.
— Скажите, что значит «аграрный»? (вопрос о земле; земельный вопрос)
— Обсуждался ли аграрный вопрос в Думах? Какая партия стала называть себя крестьянской партией России? (партия эсеров)
— Удалось ли хоть одной Думе выработать общую программу решения аграрного вопроса? (нет)
Еще будучи губернатором Саратовской губернии, Столыпин понял, что главное желание крестьян – получить землю в собственность .
Получив новый высокий пост, Столыпин приступил к реализации аграрной реформы.
— Начиная аграрную реформу, Столыпин преследовал следующие цели. Запишем их:
1) Сохранение помещичьего землевладения
2) Создание в деревне слоя крупных и средних крестьян-собственников, которые стали бы опорой самодержавия.
3) Освоение новых земель, повышение урожайности.
Первым шагом на пути к реформе стала досрочная отмена выкупных платежей. ( вспомните, что такое «выкупные платежи»?)
Был создан Крестьянский банк, которому передавалась часть государственных земель (они считались собственностью императора). Банк скупал земли разорившихся помещиков. Так началось создание земельного фонда, появилась возможность начать программу наделения крестьян землей.
Закон от 5 октября 1906 года уравнял крестьян с другими сословиями.
Наиболее важным стал указ императора от 9 ноября 1906 года. (слайд 4)
Сам. работа по учебнику стр. 45:
Задание – самостоятельно записать основные положения указа.
Проверка с.р., взаимопроверка.
В тетрадях должна появиться запись:
1) подтверждение прекращения взимания с крестьян выкупных платежей.
2) разрешен свободный выход крестьян из общины на хутора или отруба (по выбору самого крестьянина)
Запишите, что такое «хутор», «отруб»( стр. 45)
Запишем «Основные мероприятия аграрной реформы» (слайд 5)
Те крестьяне, которые решили переселиться на хутора, получали от государства материальную поддержку.
Важной частью аграрной программы правительства стало проведение переселенческой политики.( слайды 6,7)
Прочитайте на стр. 45,46, как правительство поощряло тех, кто решил покинуть родные места.
— Как думаете, все ли было сделано правильно?
Проводимая реформа скоро дала первые результаты (слайд 8)
Но не все было так просто.
Представители многих партий в Госдуме стали критиковать действия Столыпина. Неоднозначно восприняли изменения и в самой деревне.
Работа с учебником стр. 46-47. Отвечаем на вопрос:
— В чем причина недовольства крестьян?
И вот на этом фоне стала расти напряженность между П.А.Столыпиным и окружением царя. Несмотря на такие проблемы, Столыпин намеревался в 1910 году перейти к следующему этапу реформ.
Но 1 сентября 1911 года он был убит террористом Богровым в Киевском театре, на глазах у императора (слайд 9) Его преемник на посту Председателя Совета министров В.Н.Коковцев оказался человеком нерешительным, и вскоре реформы были свернуты.
4. Закрепление изученного
Итак, мы сегодня узнали о деятельности П.А.Столыпина.
— как думаете, прав ли был Столыпин, ставя задачу : «Сначала успокоение, потом – реформы»? Свой ответ аргументируйте.
— как можно оценить его реформы?
— как думаете, что помешало довести реформы до успешного завершения?
Домашнее задание: § 5 (стр. 44 – 48), выучить новые понятия;
устно ответить на вопросы 1-3, стр. 51