7
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Мичуринска Тамбовской области
Урок истории
Учитель
Елена Николаевна
Дроздова
24.01.2011 г.
Урок для 6 класса на тему «Князь Владимир Святославич. Принятие христианства»
«Не плакать, не смеяться, а понимать» (совет историку)
Б.Спиноза
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цель урока:
Организовать продуктивную деятельность обучающихся по созданию представления о личности великого князя;
проследить процесс прихода князя Владимира к власти, раскрыть основные успехи его внутренней и внешней политики, подвести к пониманию причин принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны.
Решить проблему: почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
Продолжить формирования умения обучающихся анализировать, выделять главное, делать выводы, работать с историческими источниками, доказывать вое мнение.
Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX—XI», слайдовая презентация, ноутбук, слайд-проектор, экран.
Методические материалы для обучающихся: свиток с вопросами к новой теме, тексты из «Повести временных лет»
Ход урока:
1.Организационный момент урока.
2.Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам истории нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Тема сегодняшнего урока: «Князь Владимир Святославич. Принятие христианства» (Слайд 1).
(Запись в тетради новой темы)
Эпиграфом к этому уроку я взяла совет историку, который дал нидерландский философа 17 века Бенедикт Спиноза «Не плакать, не смеяться, а понимать» (Слайд 2)
Нам сегодня тоже очень важно понять те события и тех людей, о которых пойдет речь.
Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий.
(Слайд 3)
Перед вами свиток, который заполнен различными вопросами. Ответы на них содержатся в материалах сегодняшнего урока. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос можно смело вычеркивать. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока все вопросы были вычеркнуты. А если некоторые вопросы останутся вопросы без ответа они автоматически становятся вашим домашним заданием.
Работать сегодня мы будем по следующему плану:
1.Начало правления Владимира Святославича
2.Причины принятие христианства на Руси.
3.Крещение Руси.
4. Русской православной церкви и значение принятия христианства. (Слайд 4)
1.Начало правления Владимира Святославича
После смерти Святослава осталось три сына, между которыми началась борьба за власть. (Слайд 5)
В 10 веке великим киевским князем стал князь Владимир, сын Святослава.
(Слайд 6)
(Запись в тетради даты правления князя)
Высказывания историков о князе Владимире:
«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.
«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и — всего ужаснее — братоубийцею…» Н.М. Карамзин
«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин. (Слайд 7)
Проблемный вопрос.
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? ( Слайд 8)
Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушайте мой рассказ, посмотрите видеофрагменты, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.
Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. (Слайд 9)
Вопрос к классу: кто готов дать ответ на некоторые вопросы из свитка?
На основе видеофрагмента ответить на вопросы из свитка:
1. Какая религия была у славян до введения христианства?
2. Чем христианство отличается от язычества?
3.Почему князь Владимир, став великим киевским князем, установил языческих идолов?
Как мы увидели, князь Владимир совершал много походов. Как назывались походы по русским землям? С какими соседями продолжил борьбу князь Владимир?
(работа с картой стр.33)
Главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из крепостей, валов, сигнальных вышек. (Слайд 10)
2.Причины принятие христианства на Руси.
Владимир пришёл к выводу, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила.
Владимир пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога, ведь попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной.(Слайд 11)
– Какие религии основываются на единобожии?
(Христианство, ислам, иудаизм)
В летописи “Повесть временных лет” описана легенда о выборе князем Владимиром веры.
Сейчас мы посмотрим еще один видеофрагмент (Слайд 12)
Вопрос к классу: кто готов дать ответ на вопросы из свитка?
4.Кто первым крестился на Руси?
5.Почему князь Владимир решил ввести христианскую религию?
Учитель: Христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример Византия.
3.Крещение Руси.
Работа с учебником.
Задание:
Прочитать текст на стр. 39 и ответить на вопрос: какое событие предшествовало крещению Руси?
Учитель: Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни 988 г, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. (Слайд 13)
(Запись в тетради-988 г.- Крещение Руси)
Вопрос к классу: кто готов дать ответ на вопросы из свитка?
6.В каком городе крестился Владимир?
7.Какой год считается годом крещения Руси?
Физкультминутка:
Кто согласен — встали
Кто не согласен сели
Вопросы:
1.Перун – это бог грома и молнии? (Да)
2.Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)
3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да)
4.Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
Учитель: Как же проходило крещение Руси? В «Повести временных лет» приводится пример о крещении (работа с документами). Прочитать текст и ответить на вопросы. (Слайд 14,15)
Однако процесс христианизации на Руси затянулся надолго. На несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества: люди молились перед иконами и продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св. Власий и т.п.). Таким образом, на Руси установилось двоеверие, которое сохранилось до нашего времени. (Слайд 16)
(Запись в тетради: «Двоеверие = язычество + христианство» )
4. Русской православной церкви и значение принятия христианства.
После принятия христианства сложилась четкая церковная организация.(Слайд17)
Нам предстоит определить результаты и значение этого важного события. (Слайд 18). Посмотрим еще один видеофрагмент. (Слайд 19)
Вопрос к классу: кто готов дать ответ на вопросы из свитка?
8.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?
9.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.
10.Что построено при князе Владимире?
В чем же значение крещения Руси? (Слайд 20)
(Обучающиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные учителем).
Значение крещения Руси
Объединение восточнославянских племен
Укрепление власти князя
Создание церковной организации
Развитие просвещения и культуры
Смягчение нравов
Содержание пункта «Развитие просвещения и культуры» дети раскрывают самостоятельно, читая отрывок из «Повести временных лет» вслух со слов
«… Посылал он собирать…»
Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, на имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.(Слайд 21,22)
Проблемный вопрос.
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
(ответы обучающихся)
Мы с вами последуем совету Бенедикта Спинозы «Не плакать, не смеяться, а понимать» и будет стараться понимать историю нашей страны.
Домашнее задание: прочитать параграф 5.
Подведение итогов.
Учитель оценивает работу обучающихся
Рефлексия.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны. Если вы на уроке узнали много нового и интересного, то в шкатулочку положите синий кружок. А если вам было не интересно или не узнали ничего нового, то в другую шкатулочку положите белые кружочки.