Урок истории по теме «День воинской славы России — снятие блокады Ленинграда» 10 класс




День воинской славы России — снятие блокады Ленинграда

Урок педагогического сотрудничества для учащихся 10 класса


Волкова Т.И.

МБОУ «Гимназия»,

педагог-организатор ОБЖ, учитель истории

г. Абакан


Цели урока: 1) Характеризовать значение битвы за Ленинград на исход

всей Великой Отечественной войны.

2) Показать, что в любой войне главное место занимает человек.

3) Способствовать проявлению чувств патриотизма,

сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия,

неприятия зла.

4) Развивать навыки работы с документами, дополнительной

литературой, умения отбирать, оценивать, анализировать

изучаемый материал.

Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война», видеофрагменты документального фильма «Блокада Ленинграда», аудиокассета с песней А.Розенбаума о блокаде Ленинграда (на уроке исполнение под гитару учителем); раздаточный материал: наборы документально-методических комплексов, в которые включены опорный конспект урока, заполняемый учащимися в ходе урока1; выдержки из документов, мемуаров, хронология событий, фотодокументы (они составлены в трех вариантах, с целью наиболее полного и разностороннего раскрытия темы).2 На столе у учащихся лежат квадратики цветной бумаги, которые они будут наклеивать под каждое из высказываний в ходе рефлексии. Квадратики соответствуют цвету бумаги, на которой напечатаны эпиграфы к уроку.


Оформление доски: С одной стороны располагаются высказывания (формат А-4), под которыми наклеен скотч клейкой стороной (для проведения рефлексии в конце урока):

«Человечество спасено самой мукой и стойкостью Ленинграда»

Г.К.Жуков

«Город надо было сдать: ни военный, ни прочий выигрыш не оправдывает муки людей»

В. Астафьев

С другой — расположены фотографии ленинградской школьницы Т.Савичевой, листы её дневника и фотография поэта Г.Суворова — выпускника Абаканского педучилища, побившего в 1942г. на Ленинградском фронте. Под фотографией – отрывок из его стихотворения.

В центре доски – меловая схема опорного конспекта, повторяющего опорный конспект учащихся. Он заполняется учителем по ходу урока. (Вариант второй – схема на интерактивной доске).

В центре схемы расположен коллаж, закрытый листом бумаги с вопросительным знаком (открывается в конце урока). Коллаж символизирует главный источник победы – Жизнь. На листе форматом А-4 наклеены ромашковое поле, березовая роща, православный храм, рожь и фигуры девушки и молодого человека.

Внизу доски приготовлены ленты скотча для наклеивания карточек с опорными датами для ленты времени. (Вариант 2 – интерактивная доска).

Ход урока: Урок начинается с постоянной рубрики — «Приветствие. Настрой урока».

Учитель: Дорогие мои ученики, сегодня у нас не простой урок. Предстоит серьезный разговор, который поставит перед вами проблемы нравственного порядка. Возможно, возникнут иные мерки понятий доброты, подвига, жестокости, любви. Подумаем и поразмышляем вместе. Садитесь, пожалуйста.

Перенесемся на 65 лет назад. Враг стремительно рвался вглубь нашей страны. Посмотрим эти фрагменты кинохроники и постараемся почувствовать то время. Включается документальный видеоряд (1,5 мин.) о буднях блокадного Ленинграда на фоне аудио ряда, состоящего из коротких фрагментов, переходящих друг в друга: «Вставай, страна, огромная!», топот сапог с возгласами «Зиг, Хайль!», немецкой речью – отрывком из письма немецкого офицера, переводимой диктором:

« Дорогой, отец! Не могу в эти минуты не вспомнить тебя. Только что вернулся из штаба дивизии, куда возил приказ о последнем наступлении на Москву. Через два часа это наступление начнется. Я видел тяжелые орудия, которые будут обстреливать Кремль. Я видел наших солдат, которые первыми пройдут по Красной площади у могилы их Ленина. Ты знаешь, я не восторженный юноша, но это- конец. Москва наша. Россия наша. Европа наша. Завтра напишу тебе из Москвы. Твой Бруно». Аудиоряд завершается отрывком из 7-ой «Ленинградской» симфонии Д.Шостоковича.

Учитель: Да, в ноябре 1941 г. враг стоял под стенами Москвы. Но исход Московской битвы, да и возможно всей войны, во многом решался под стенами Ленинграда. Эпиграф нашего урока призывает не забывать великого подвига защитников Ленинграда:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война

Ведь эта память – наша совесть,

Она как воздух нам нужна

В.Воронов

Какие же цели стоят перед нами? Определить значение битвы за Ленинград в ходе всей войны и найти основные источники победы за родной город. Блокада Ленинграда всегда вызывала множество споров. Перед Вами две противоположные точки зрения. К концу нашего занятия каждый из Вас определиться в правоте той или иной точки зрения, а возможно и выскажет своё личное мнение. Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством являются документы и свидетельства очевидцев, которые мы будем анализировать, и заполнять наши опорные конспекты.

Вопрос: Какие цели стояли перед группой армий «Центр» согласно плану «Барбаросса»?

Ответы: Наступление из Восточной Пруссии в направлении Даугавпилс, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на балтийском море, Через три недели быть в Петербурге, т.е. к 18 июля 1941г.

Кейтель: «Ленинград необходимо быстро отрезать и взять измором»

Вопрос: Какое значение придавало взятию города немецкое командование?

Ответы: 16 сентября 1941 г. Гитлер писал: «Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго бьет ключом яд, должен исчезнуть с лица земли. Период 250-летнего азиатства в Европе должен быть закончен»

Гитлер считал, что уничтожение Ленинграда будет означать народное бедствие и с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа.

Вопрос: Какая судьба была уготована городу Гитлером и его соратниками?

Ответы: Из директивы 1-а от 16.01.41г. немецкого военно- морского штаба: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей»

Ф.Гальдер — начальник генерального штаба сухопутных сил вермахта заявлял о твердом решении сравнять город с землей.

После обсуждения, кратко оформляются цели Германии и записываются учителем на доске, а ученикам — в опорном конспекте:

-блокировать и уничтожить город путем бомбежек;

-население уничтожить голодом.

После этого ребята получают задание заполнить хронологическую линию, выбрав из предложенного ряда основные даты. Затем один из учащихся наклеивает карточки с датами на линию времени, расположенную на доске:

  • 10 июля 1941г.- начало наступления;

  • 8-10 августа 1941г.- 2-ой этап наступления

  • 8 сентября 1941 г.- начало блокады

  • 18.01.1941г.- прорыв блокады

  • 27.01.1941г.- снятие блокады

Учитель: Война стала страшным испытанием для ленинградцев, Город оказался отрезанным от Большой Земли. Найдите в документах, как изменилась жизнь ленинградцев с началом блокады? (По ходу работы с документами, в опорную схему вносятся записи).

Ответы:- Ещё до начала блокады началась эвакуация, которая продолжалась до 27 августа. Но многие не хотели покидать город. Вглубь страны были вывезены сокровища Эрмитажа. Когда враг не смог взять город сходу, начались массовые бомбардировки, продолжавшиеся по 18 часов вплоть до середины октября.

— Писательница Вера Инбер пишет, что в день доходило до 15 бомбардировок, вернее это была одна сплошная тревога. А каждый квадратный километр приходилось 480 снарядов и 16 авиабомб. На артиллерийских картах каждый объект имел свой порядковый номер: № 9 – Эрмитаж, № 708 – Институт охраны материнства и младенчества. № 192 – Дворец пионеров

Учитель: Вот как об этом писал Юрий Воронов, переживший блокаду:

За лязгом и скрежетом

Взрывы и свист.

Всё небо распорото боем

И жёлтые звёзды

Срываются вниз:

Им выдержать трудно такое

Ответы: Война внесла в жизнь ленинградцев такие коррективы: машины и трамваи вмерзли в лёд и стояли как изваяние на улицах. Город стал пешим. Воду достать стало проблемой. В квартирах появились буржуйки – чугунные печки. Достать дров становилось проблемой.

Учитель: Этого убийцу – невидимку вначале не считали самым опасным. Боялись бомб, со дня на день ожидали новый штурм города. Что пришлось испытать ленинградцам, о чем свидетельствуют скупые строчки документов?

Ответы:- С началом войны ввели карточную систему. С каждым разом пайки уменьшались: июль-сентябрь- 800, сентябрь-ноябрь -250-125 гр., в конце декабря были дни, в магазины хлеба не поступало.

— Перечень блокадной еды: крапива, лебеда, хвоя, клей, олифа, глицерин. Ели кожаные ремни, вымоченные и вываренные в кипятке. Когда сгорели продовольственные Бадаевские склады, то ели землю, пропитанную маслом

и сахаром.

-Иные ловчили, опускались до звериного состояния. Но порядочные всё-таки выживали чаще. Злом спастись людям ещё никогда не удавалось, добром – да. Были разные случаи. Например, в машину с продовольствием попал снаряд. Шофера убило. Темно. Народ собрался — хватай и убегай! Но ведь не сделали этого!

Учитель: Ребята, посмотрите на эту детскую фотографию и на эти листы записной книжки. 11- летняя ленинградская школьница Таня Савичева стала символом блокадного города. В маленькой записной книжке детским почерком записана леденящая душу летопись блокады: «Женя умерла 28 декабря 1941г. в 12ч. 30 утра. Бабушка умерла 25 1942 г. в 3ч. Дня. Лека умер 17 марта в 5 ч. утра». И под буквами «С», «У», «О»: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове — ёмкость телеграммы…

Ребята, к кому была обращена эта «телеграмма»?

Ответы: Нам. Будущим поколениям, чтобы помнили и знали, что такое война.

Учитель: Друзья, давайте помолчим одно мгновение и вспомним всех тех, кто принял на себя страшные мучения во имя нас с Вами. (На учительском столе горит свеча)

Учитель: Захватчики готовились к падению города с немецкой аккуратностью.

Был назначен срок торжественного парада, напечатаны пригласительные билеты в ресторан «Астория» на банкет по случаю взятия города, рассчитали количество снарядов, чтобы снести с лица земли город. Они знали, сколько продовольствия осталось в городе, рассчитав, что за первую блокадную зиму, погибнут все! Известный пищевик Цигльмайер изумлялся после войны: «Как Вы могли выжить?» В чём же заключаются источники победы ленинградцев? Чего не учёл противник? Начинается работа со схемой.












Источники

победы


Факты









?

Скрытый

коллаж


1


2


3


4





Я душу вынес из огня

Через кольцо блокад

Ты песней жизни для меня

Остался, Ленинград! ( М.Дудин )


Задача учащихся заключается в том, чтобы выделить основные источники победы и проиллюстрировать их фактами из документа.

Ответы: Важным источником победы является героическое упорство

Защитников Ленинграда – войск Ленинградского фронта и Балтийского флота. Была создана прочная оборона. Велика была и вера в победу.

Факты, доказывающие это: ленинградцами было простроено 1000 км укрытий, траншей, 625 км противотанковых рвов, 22 тыс. огневых точек в городе.

Учитель: Ребята, посмотрите на карту. Как далеко расположен наш город Абакан от Ленинграда, их отделяют тысячи километров. Несмотря на это,

абаканцы внесли свой вклад в дело победы под Ленинградом. Посмотрите на эту фотографию. Это наш земляк, выпускник Абаканского педагогического училища, поэт- Георгий Суворов. Его именем названа одна из улиц нашего города. Он достойно выполнил свой долг, отдав жизнь во имя спасения Родины, оставив нам такие строчки:

В воспоминаньях мы

тужить не будем,

Зачем туманить грустью

ясность дней,-

Свой добрый век мы прожили

как люди-

И для людей.


Учащиеся продолжают работать с документами и называют второй источник победы — Создание народного ополчения – комиссии по отбору ополченцев работали по 18-20 часов в сутки. Уходили на фронт семьями. С 23 июня по 1 октября 1941 года на фронт из Ленинграда ушло 431 тысяча человек. Учитель может напомнить, что создание народных ополчений является исторической традицией нашего народа, начиная от Александра Невского, Дмитрия Донского. Огромную роль сыграло народное ополчение и в годы Отечественной войны 1812 года.

Третьим источником называется – Героический труд – за 6 военных месяцев 1941 года Ленинград сдал Красной армии и Флоту 713 танков, 480 бронемашин, 2408 полковых и 648 противотанковых пушек, 10 000 миномётов. Ленинградцы шили телогрейки, гимнастёрки, шинели, ушанки, организовывали сбор теплых вещей. Из воспоминаний ленинградцев: «Мы спасались благодаря коллективу. Заставляли друг друга двигаться, работать, в этом было спасение», «На улице мороз 30 градусов. Руки, ноги отмерзают, машины и те замёрзли, а мы вертим руками».

Учащиеся называют и такой источник победы — «Дорога жизни», которая действовала с 21 ноября1941 г. по 4 апреля 1942 г. Двадцать тысяч солдат обслуживали эту дорогу. Они делали, что могли, да ещё и то, что невозможно в обыденной жизни. Они были героями каждый по-своему. Немецкая авиация расстреливала с бреющего полёта автомашины, санитарные палатки и обогревающие пункты, расположенные вдоль трассы. За блокадную зиму 1941-1942 гг. по «Дороге жизни» было вывезено 961 тыс. человек. Поэтесса-блокадница Ольга Бергольц написала так:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги!

Учитель: Для многих эта дрога стала дорогой смерти. Сколько людей погибло в пути! Задний борт открывался, по бокам — полыньи, в них плавали доски. Ведь «дорога жизни» просуществовала до самого апреля.

Звучит песня Александра Розенбаума


В пальцы себе дышу, не обморозить бы.

Снова к тебе спешу Ладожским озером.

Долго до утра, в тьму зенитки бьют

И в прожекторах «Юнкерсы» ревут.

Пропастью до дна раскололся лёд,

Мёртвая вода и мотор ревёт: «Вправо!».

« Ну, не подведи, ты теперь один правый.»

Фары сквозь снег горят, светят в открытый рот

Ссохшийся Ленинград корочки хлебной ждёт.

Где теперь простор шумных площадей?

Здесь теперь не то — съели сизарей.

Здесь теперь не смех, не столичный сброд,

По стене на снег падает народ. Голод…

И то там, то тут в саночках везут голых.

Не повернуть руля, что-то мне муторно,

Близко уже земля: « Ну что ж ты, полуторка!»

Ты закрой глаза, браток. Из кабины кровь,

Да на колесо — ала. Их еще несёт.

Ну а сердце всё. Встало.


Пятый источник, названный учащимися- Сила Духа-, был проиллюстрировали такими примерами: в блокадном городе проходили художественные выставки, артисты театра Музыкальной комедии совершали свой подвиг, ставя спектакли под сопровождение бомбёжек. Работали кинотеатра, причем за билетами выстраивались огромные очереди. Находились люди, которые даже меняли хлеб на билеты в театр. Зачитываются воспоминания писателя Тихонова о 80- летнем юбилее Низами, проходившем в холодных залах Эрмитажа: «Низами жил в век ужаса и крови, как и мы. Но он никогда не сомневался в силе своего народа. Низами знал, что не жестокий палач, а добрый человек движет миром. В день юбилея этого великого поэта я понял, что мы во власти любви, для которой не жаль и самой жизни». Учащиеся зачитывали отрывки из документов о футбольном матче 6 июля 1942 года, о детских новогодних утренниках, о ленинградском зоопарке.

Учитель: Ребята, вначале урока звучал фрагмент из Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостоковича. Весь мир был потрясён трансляцией из Ленинграда этой симфонии 9 августа 1942г. Ленинград жил! (Вновь звучит небольшой фрагмент-1, 5 мин).

Затем учитель обращает внимание учащихся на закрытый коллаж, говоря о том, что здесь скрыт очень важный источник победы нашего народа не только под Ленинградом, но и во всей Великой отечественной войне.

Коллаж открывается и учащиеся называют такие источники: любовь к Родине, любовь к жизни, патриотизм. Все приходят к выводу, что всё равно побеждает Жизнь на земле.

Последний вопрос плана «Значение и последствия победы под Ленинградом для Германии и СССР» учащиеся выполняют в виде таблицы, работая с документами.


Вывод: Значение этой победы можно оценить словами, прозвучавшими в 1945г. на лондонском радио: «Защитники Ленинграда вписали самую значительную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей победе над Германией».

Учитель: Вернемся к нашей проблеме, поставленной в начале урока.

Учащиеся подходят к доске и наклеивают под высказывания Жукова и Астафьева квадратики, поддерживая ту или иную точку зрения. (Если время на уроке ограничено для высказывания мнений, почему именно этой точки зрения придерживается каждый из учащихся, то можно задать домашнее задание: написать рассуждение, эссе по данным высказываниям или обосновать свою собственную точку зрения.)

Рефлексия проводится приёмом «Конверт недосказанных фраз». Учитель раздаёт из конверта всем желающим листочки, на которых написано начало предложения:

  • Этот урок открыл для меня…

  • Я узнал(а) сегодня на уроке..

  • Я хочу, чтобы…

  • Подвиг ленинградцев…

  • Мы – молодое поколение…

  • Атмосфера на уроке…

  • Значение битвы за Ленинград…

  • Главными источниками победы…

  • Считаю, что война….

  • Патриот- это…

Заключительное слово учителя: За столь короткий промежуток времени мы с Вами мысленно прожили с ленинградцами четыре долгих блокадных года. Мы смогли приоткрыть только малую часть героического подвига города- героя Ленинграда. Но я уверена, что мы выйдем с этого урока чуточку другими. Я верю в то, что Вы, мои дорогие дети, оставите в своём сердце наши размышления. На обратной стороне Ваших опорных конспектов я оставила Вам на память об этом уроке стихи Марианны Озолиня.

Торопитесь свечу засветить

И хоть каплю добра сотворить.

Свой подарок спешите вручить,

Торопитесь свечу засветить.


Торопитесь на миг опоздать,

SOS— сигнал катастрофы принять.

Из нужды и беды выручать,

Торопитесь на миг опоздать.


Торопитесь сегодня допеть

Свою песню, а то не успеть

Можно завтра. И чтоб не жалеть,

Торопитесь сегодня допеть!


Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.















Приложение №1



ТЕМА:


ЦЕЛИ ГЕРМАНИИ:


ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА:


1941 1942 1943 1944


















В кольце блокады_____________ чел.

Из них детей__________________чел.


Блокада – изоляция города, прекратившая его связи с внешним миром

Как изменилась жизнь блокадного города?

1._________________________________________________________

2._________________________________________________________

3._________________________________________________________ 4._________________________________________________________ Я душу вынес из огня Я не напрасно беспокоюсь,

Через кольцо блокад Чтоб не забылась та война

Ты песней жизни для меня Ведь эта память – наша совесть,

Остался, Ленинград! Она как воздух нам нужна

М.Дудин В.Воронов

Приложение № 2

Материалы к уроку

ПО ОБЕ СТОРОНЫ БЛОКАДНОГО КОЛЬЦА


Планы Германии в отношении Ленинграда


Директива 1-а от 16.01.41 немецкого военно-морского штаба от 22 сентября 1941 года: « После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей».

Секретная директива от 7 октября 41 года:

«Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята, даже если бы она была предложена противникам».

Кейтель (командующий группой армий «Центр»):

«Ленинград необходимо быстро отрезать и взять измором».

Ф. Гальдер (начальник штаба сухопутных сил вермахта):

«Есть твердое решение сравнять Москву и Ленинград с землей»

Гитлер: «Уничтожение Ленинграда и Москвы будет означать народное бедствие. Дух русского народа будет серьезно подорван. С падением Ленинграда может наступить полная катастрофа».

Гитлер, 16 сентября 41 года: «Ядовитое гнездо Петербург, из которого так долго бьет ключом яд, должен исчезнуть с лица земли. В период 250 – летнего азиатства в Европе должен быть закончен».

План «Барбаросса»: «Задача группы армий «Север» — наступление из Восточной Пруссии в направлении на Даугавпилс, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на Балтийском море. Через три недели быть в Петербурге, т.е. к 18 июля 1941 году».

Группой армий «Север» командовал Фон Лееб. Под командованием Лееба сконцентрировались огромные силы: 725 тыс. солдат и офицеров, 13 тыс. орудий, 1500 танков. Группе «Север» придавался 1-ый воздушный флот.

26 июня 1941 года Финляндия объявила СССР войну, развернув 21 дивизию — 325 тыс. человек, 4 тыс. орудий и 900 самолетов.



Хронология событий


  • К 10 июля 1941 г. советские войска на северо-западном направлении отступили на 500 км, оставив почти всю Прибалтику. Немецко-фашистские войска вторглись в пределы Ленинградской области.

  • 10 июля 1941 г. – начало наступления на Ленинград и Новгород.

  • 19 июля 1941 г. — неся тяжелые потери, измотанные в боях, немецкие войска прекращают наступление.

  • 30 июля 1941 г. – приказ Гитлера возобновить наступление на Ленинград, окружить город и установить связь с финскими войсками.

  • 8-10 августа 1941 года — развернуто очередное наступление группы армий «Север».

  • 16 августа 1941 г. – занят Новгород.

  • 2

    8 сентября 1941 г.

    0 августа 1941 г. – перерезаны шоссейные и железные дороги Москва – Ленинград.

  • . — кольцо блокады замкнулось.

  • 10 сентября – 17 сентября 1941 г. – последняя попытка немецких войск взять город. Захвачены Павловск, часть Пушкина, до центра города оставалось 14 км.


827 дней оставалось до 18 января 1943 года – дня прорыва блокады.

900 дней оставалось до 27 января 1944 года – дня снятия блокады.


Причины провала немецко-фашистского наступления:


  1. Героическое упорство Ленинградского фронта и Балтийского флота.

  2. На подступах к городу была создана прочная оборона: ленинградцы проявили трудовой героизм, построив 1000 км укрытий, траншей; 625 км противотанковых рвов, 306 км лесных завалов, 635 км проволочных заграждений, 935 ходов сообщения, 15 тыс. дотов, 22 тыс. огневых точек в городе.

  3. Непреклонная вера в победу, глубокий патриотизм, только одна цель – спасти город!

  4. Создано народное ополчение (200 тыс. человек). Комиссии по отбору ополченцев работали по 18 –20 часов в сутки. Уходили на фронт семьями – шестеро представителей известной рабочей династии Громаховых, четверо братьев Сычевых. С 23 июня по 1 октября 1941 года из Ленинграда ушло на фронт 431 тыс. человек.


I .

В БЛОКАДНОМ КОЛЬЦЕ


Из тезисов доклада Гитлера, 21 сентября 1941 г. «О блокаде Ленинграда»: «б) сначала мы блокируем Ленинград (герметически) разрушим город артиллерией и авиацией…..

г) весной мы проникнем в город, вывезем все ценности в Германию, а оставшихся в живых – в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землей и передадим Финляндии эту территорию».

Началась новая тактика – ежедневные массовые бомбардировки, продолжавшиеся непрерывно по 18 часов вплоть до середины октября.

Вера Инбер, писательница: «1 сентября 1941 года. У нас по несколько воздушных тревог в день: 10, 15. Вернее – одна сплошная тревога с короткими перерывами. Ежедневно на Ленинград падало 175 авиабомб. На каждый квадратный километр приходилось 480 снарядов и 16 авиабомб.

20 сентября 1941 г. – Вчера от зажигательных бомб горели больницы: Куйбышевская, Александровская и еще два военных госпиталя».

Самые тяжелые месяцы — ноябрь, декабрь, январь 1941 г. Паровое отопление не действовало. В квартирах появились буржуйки – чугунные печки. Достать дров становилось большой проблемой. На топливо разбирали деревянные дома.


Вилли Беккер, пленный ефрейтор: «Когда я прибыл в дивизион, командир батареи мне сказал: «Ваша задача – уничтожение Ленинграда». На артиллерийских картах каждый объект города имел свой порядковый номер: № 9 – Эрмитаж, № 295 – Гостиный двор, № 708 – Институт охраны материнства и младенчества, № 192 – Дворец пионеров».

От артобстрелов, бомбежек повылетали стекла, окна были забиты фанерой, завешены одеялами.

Из дневника Князева Г.А.: «10 сентября 1941 г. 81 день. Оказалось, что и вчера в вечернюю тревогу были жертвы. Стервятники бомбили опять зоологический сад. Погиб слон. Два вечера подряд несчастный зоологический сад переживал все ужасы действительного ада. За эти дни было повреждено 187 объектов культуры».

Машины и трамваи вмерзли в лед и стояли как изваяние на улицах, покрытые белой корой. Город стал пешим. Расстояние обрили реальность, они измерялись силой своих ног. Воду достать стало проблемой.

Петрова Г.И.: «Да, возили мы воду из Невы. Это помню хорошо. Напротив Медного всадника была большая прорубь. Мы на коленочки вставали и черпали воду. Нужны были силы, чтобы подняться с водой на второй этаж — по одной ступеньки все считала – раз, два, три, четыре. Сколько еще пройти! Ступеньку пройду — отдохну».




Эвакуация


Вглубь страны были вывезены сокровища Эрмитажа. Удалось спасти ценности пригородных дворцов – музеев Пушкина, Петергофа, Ориенбаума.

Академик Орбели, директор Эрмитажа: «Упаковывали картины большие и малые: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс…Ювелирные изделия упаковывали в папиросную бумагу и вату. Шесть дней и ночей без отдыха и сна работали музейные работники, спасая бесценные сокровища. Это был подвиг, который нельзя отделить от трудового и боевого подвигов Ленинграда. Это было спасение мировой цивилизации».

Эвакуация продолжалась до 27 августа 1941 г. В кольце блокады осталось 2 млн. 544 тыс. человек в том числе 400 тыс. детей.

С приближением врага к городу настроения стали меняться. К 9 августа 1941 г. было эвакуировано 606 тыс. человек. Не подлежали эвакуации: врачи, квалифицированные рабочие, оборонной промышленности, электростанций, коммунального хозяйства.

Крупные архитектурные памятники зарывали глубоко в землю, обкладывая мешками с песком, обшивали досками. Это скульптурные группы с Аничкова моста, в том числе Медный Всадник.

Эвакуация продолжалась до 27 августа 1941 г. В кольце блокады осталось 2 млн. 544 тыс. человек, в том числе 400 тыс. детей.





Героический труд Ленинграда


В первые полтора месяца войны, ленинградцы освоили 84 новых образца боевой техники и вооружения. К производству взрывчатки, мин, гранат были привлечены мыловаренная фабрика, завод искусственного волокна, предприятия парфюмерной промышленности, декоративные мастерские Театра оперы и балета им. Кирова. Артель с прозаическим названием «Примус» стала выпускать автоматы.


Р.Н. Мельникова: «Я зашла в цех. Смотрю – подростки, мальчишки по 12-13 лет, девчонки по 14 лет стоят у станков, работают. Они заменили своих отцов. Им подставляли скамейки или ящики, для того, чтобы дотянуться до станка».


1 сентября 1941 г. под звуки артиллерийской канонады начался очередной учебный год.

Никольская М.И., учительница: «Война резко изменила жизнь детей. Школьники ухаживали за ранеными, больными, обезвреживали «зажигалки». Уроки не отменялись, но зимой уже проводились нерегулярно: не хватало учителей, ребята истощенные, едва передвигали ногами. В канун 1942 г. школьное здание превратилось в коробку без окон, чернила мерзли. Занятия возобновились только весной 1942 г. Уроки из-за частых бомбежек проводились в бомбоубежище».


После страшной блокадной зимы 1942 г. все, кто мог держаться на ногах вышли на очистку города. Убирали глыбы льда, вмерзшие в лед трупы, груды мусора. 1 млн. тонн мусора вывезли ленинградцы на обыкновенных детских саночках!

Война – это тяжелый физический труд, где нет ни выходных, ни перерывов.

Васильев Н.И.: «Люди в тяжелейших условиях работали действительно безотказно. До войны: за 20 мин. опоздания – увольнение. А вот в тяжелое время блокады не было случая, чтобы человек, который еще может двигаться, не работал. Не было таких».



Ленинградцы шили телогрейки, гимнастерки, шинели, ушанки, организовывали сбор теплых вещей для фронта.

С наступлением голода становилось работать все сложнее. Медленно шевелились пальцы, медленно поднимались рук.



Плевин М.П.: «Привязывались к станкам, чтобы не упасть на станок, не искалечиться».

Аверьянова Е.Н.: «На улице мороз 30 С. Руки, ноги отмерзают. Машины и те замерзли, вертим руками».

С октября 1941 г. тысячи ленинградцев вышли на лесозаготовки. Учитывая тяжесть работ, была установлена повышенная норма питания. Какая? 375 гр. хлеба. Деревья были и в городе. Но ни одно дерево в Летнем и Таврическом саду не было спилено!


Борьба с голодом


Потребности человека стремительно сужались, концентрировались, заострялись на хлебе, тепле, воде.

Степанова Л.Я. (ей тогда было 10 лет): «Мне отвешивали наши 4 пайки хлеба, я несла эту драгоценность домой. Подмывало откусить кусочек, хоть капельку, самую малость! Но я никогда этого не делала. Твердила себе: «Это потом, а то приду – все будут есть, а у меня уже нет ничего». Уже и ноги подкашиваются от слабости, и кажется, отломаю крошечку, станет легче, но все равно не отламывала. Отец свою пайку сразу убирал под подушку. А мама завернет хлебец в тряпицу и потом — крошечку – мне, крошечку – братику».

Врач — блокадница Самоварова Г.А. : «С весны 1942 г. паек увеличили до 300 гр. Знаете, какая самая большая радость была? Это когда прибавили до трехсот граммов хлеба. Люди в булочной плакали, обнимались. Это было СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, это уже такая большая радость была!»


Алиментарная дистрофия – вот главная причина трагической гибели сотен тысяч людей. Дистрофия – страшная болезнь, меняющая не только внешний облик человека, но и оказывающая губительное воздействие на психическое состояние.

С началом войны ввели карточную систему. С каждым разом пайки уменьшались:

июль – сентябрь — 800 гр.

сентябрь – ноябрь — рабочие – 250 гр.

служащие – 125 гр.

иждивенцы – 125 гр.

конец декабря — начало января были дни, когда в магазины хлеба не поступало.


Павлов Ф.П.: «Иные ловчили, опускались до звериного состояния. Но порядочные все-таки выживали чаще. Злом спастись людям еще никогда не удавалось, а добром – да. Были разные случаи: людоедство, но и другое было».

Андриенко И.А.: «В машину с продовольствием попал снаряд. Шофера убило. Темно. Народ собрался — хватай и убегай! Но ведь не сделали это, вызвали милицию, погрузили и увезли».

Степанова Л.Я.: «Зимой в Ленинграде утра поздние, поэтому, как ни старались продлить сон, просыпались все равно до свету. Я лежала, ждала, когда развиднеется, чтобы не жечь попусту коптилку. Но слишком долго валяться тоже было нельзя: надо идти за хлебом. Это был священный ритуал: я уходила за самой жизнью!»

Вопреки ожиданиям немецкого командования эпидемии не было, т.к. в истощенных организмах ленинградцев микробы – вредители не находили питательной среды.






Что помогло выжить?


Прусов Б.: «Благодаря нашей маме мы выжили, потому что она поднимала дух всех нас. У нее была своя теория : не залеживайтесь! Кто ходит – тот будет жить и работать. Ходите! У нас всегда было чисто, стол был покрыт скатертью. И вот эта самая чистота и дисциплинированность».

До декабря 1941 г. по Ладоге пробивались к Ленинграду буксиры с баржами. 21 ноября 1941 г. по первому льду прошел первый конный обоз.

22 ноября по трассе прошли первые 10 грузовиков. Дошли до пункта назначения – 9. Ехали, не включая фар.

За блокадную зиму 1941 –1942 гг. по «Дороге жизни» было вывезена 961 тыс. человек! Поэтесса – блокадница Ольга Бергольц написала так:


Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги!



«Дорога жизни»

(с 21 ноября 1941 г. по 4 апреля 1942 г.)


Двадцать тысяч солдат, офицеров, обслуживали эту дорогу. Они делали, что могли, да еще и то, что не возможно в обыденной жизни. Они были героями каждый по-своему. Немецкая авиация расстреливала с бреющего полета автомашины, санитарные палатки и обогревающие пункты, расположенные вдоль трассы.

16 июня 1942 г. в тяжелейших условиях по дну Ладожского озера был проложен нефтепровод. Ленинград стал получать горючее в любое время.


Жизнь духа продолжается


С началом блокады продолжали работать кинотеатры, театры, за билетами выстраивались огромные очереди. В репертуаре спектаклей были: «Дворянское гнездо», «Кутузов». В кинотеатрах показывали фильмы: «Александр Невский», «Депутат Балтики».


Николай Тихонов, писатель: «Великого азейрбаджанского поэта звали Низами. Его 80 – летний юбилей мы отмечали в осажденном Ленинграде. В холодных залах Эрмитажа читался доклад. Низами жил в век ужаса и крови. Как и мы. Но он никода не сомневался в силе своего народа. Низами знал, что не жестокий палач, а добрый человек движет миром. В день юбилея этого великого поэта я понял, что мы во власти любви, для которой не жаль и самой жизни».


6 июля 1942 г. состоялся легендарный футбольный матч. Игроки были из частей фронта. Репортаж предавался на немецком языке через громкоговорящие установки, подтянутые к передовым позициям врага. Солдаты вермахта были поражены. Осажденный Ленинград жил!


В январе 1942 г. было решено провести новогодние елки для детей.

Уманская Ж.Э.: «Как сейчас помню, фокусник – мужчина: пиджак на нем болтается, горло шарфом перевязано, пытается рассмешить нас, показывает фокусы. Никто не смеялся. А мы, ребятишки, ждали подарков. Потом был роскошный обед. Наверное, многие помнят те новогодние мандарины! Это чудо доставили в Ленинград из Грузии».

В блокадном городе проходили художественные выставки, стали регулярными выступления писателей. «Выстоять!» — это был главный лозунг того времени.

Из воспоминаний Ольги Бергольц: «Разве не торжество жизни, что Публичная библиотека наша — одно из величайших книгохранилищ мира -работала в эту страшную блокадную зиму! Библиотекари в страшном холоде подбирали книги для своих читателей».

Театр музыкальной комедии остался в блокадном городе, совершая ежедневный подвиг, артисты возвращали людей к жизни.

Николаева В.П.: «Декабрь. На улице мороз 25 градусов. В неотапливаемом помещении не намного теплее и все же зал полон народа, все в верхней одежде, в валенках. Шла оперетта «Роз – Мари». Артисты играли в костюмах. Лица острые бледные, но улыбающиеся. В антракте у наиболее ослабевших исполнителей наступало обморочное состояние, но воля побеждала, они вставали и продолжали играть! В разгар действия началась бомбежка. Зрителей вывели в бомбоубежище, а артисты в гриме и костюмах, взбирались на крышу театра сбрасывали зажигательные бомбы. Согласитесь, что играть на сцене, петь, веселить других и в то же время испытывать муки голода — это далеко не каждому дано. Это подвиг, который требует больших душевных сил. После спектакля публика молча вставала в знак благодарности. Аплодировать не хватало сил».


Прорыв и снятие блокады


Кодовое название операции по прорыву блокады – «Искра».

Начало — 12 января 1943 г.

Задача — соединиться двум фронтам: Волховскому и Ленинградскому.

18 января эта встреча произошла. Был взят Шлиссельбург.

За шесть суток фронты прошли на встречу друг другу 8 км!

А в это время под Сталинградом завершилась Сталинградская битва!

27 января 1944 г. в ходе тяжелых 12-дневных боев, Ленинград был полностью освобожден.

Значение победы под Ленинградом



Для Германии


Для СССР


Жуков Г.К.: Взятие Ленинграда и соединение войск вермахта с финскими войсками привело бы к:

— укреплению гитлеровской коалиции;

— вступлению колеблющихся стран (Скандинавские страны) в войну с СССР;

— высвобождению действующих войск Германии для осуществления операции Тайфун», что стало бы угрозой взятия Москвы;

— господству Германии на Балтике;

— возрастанию морального духа немецкой армии, что позволило бы убедить союзников и народ Германии в реальности планов Гитлера в отношения СССР



Жуков Г.К.: Потеря Ленинграда привела бы к:

— соединению немецких и финских войск, что потребовало бы создание нового фронта для обороны Москвы с севера, а значит израсходовать при этом все стратегические резервы, которые готовились Ставкой для обороны Москвы;

Ленинград давал стране 1/10 всей промышленной продукции: индустриальной и культурной. Это был административный центр, а вместе с Кронштадтом — военный порт в Балтийском море



Лондонское радио, 1945 г.: «Защитники Ленинграда вписали самую значительную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей окончательной победе над Германией».

Грамота Ленинграду от президента США : «От имени Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянный бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город и символизировали этим несокрушимый дух народов Советского Союза



17 мая 1944 года

Вашингтон Франклин Д. Рузвельт»


1 Приложение № 1

2 Приложение № 2


Свежие документы:  История рубля

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: