Урок по теме:
Конституция- основной закон страны.
Цель: воспитание социально-компетентной личности.
Задачи
Обучающие:
— обобщить и углубить знания учащихся о конституции РФ, её структуре, особенностях, содержании.
Развивающие:
— Развивать навыки научного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, давать оценки.
Воспитывающие:
— развитие культуры общения, социального кругозора, правовой культуры.
Тип урока: урок повторения, обобщения(с применением интерактивных технологий)
Способы обучения: фронтальные, групповые.
Методы: работа в группах, игра «самолёт», игра «Права и свободы», составление синквейна.
Основные понятия и термины: конституция, права, обязанности.
Ход урока:
1. Беседа:
Что такое конституция?
Каковы отличия конституции от других нормативно- правовых актов?
Вспомните, какова структура конституции?
2. Игра «Самолёт».
Схема «Участники полёта»
Корпус самолёта- современный авиалайнер, надёжный, удобный, комфортабельный
Пассажиры- имеют право на безопасный перелёт, на здоровые и удобные условия в полёте. Пассажиры должны подчиняться требованиям экипажа: не курить при взлёте и посадке, подчиняться требованиям стюардесс, не провозить взрывоопасные и легко воспламеняющие вещества, не мешать другим пассажирам.
Командир корабля- непосредственный исполнитель полёта, несёт свою ответственность за безопасность и точное выполнение полётного задания.
Бортрадист- поддерживает связь с землёй, с диспетчерской службой.
Второй пилот- выполняет приказы и распоряжения командира корабля, отчитывается перед ним о своих действиях.
Бортпроводники- выполняют работу по обслуживанию пассажиров, помогают им занять места при посадке в самолёт, обеспечивают пассажиров питанием, напитками, санитарными принадлежностями, контролируют исполнение пассажирами правил безопасности в полёте.
Штурман- следит за картой и маршрутом полёта
Бортинженер- контролирует техническое состояние самолёта .
Краткое содержание Раздела I Конституция РФ
Глава 1. Основы конституционного строя. Определены основополагающие черты и принципы функционирования российского общества: тип государства, форма правления.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Установлен правовой статус гражданами и государством и порядок защиты своих прав.
Глава 3. Федеративное устройство. Определена форма государственного устройства, названы субъекты РФ, государственные символы, права и порядок взаимоотношений Российской Федерации с её субъектами.
Глава 4. Президент Российской Федерации. Президент- глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод граждан. Избирается народом на 4 года.
Глава 5. Федеральное Собрание. Является парламентом РФ- представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.
Глава 6. Правительство Российской Федерации. Является высшей исполнительной властью, непосредственно обеспечивает реализацию законов РФ, прав и свобод гражданина.
Глава 7. Судебная власть. Осуществляет правосудие в стране. Судьи независимы и подчиняются только закону.
Глава 8. Местное самоуправление. Осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Задание: установить соответствие между участниками полёта и главами Конституции.
3. Беседа: Для чего человеку нужна конституция? Что является высшей ценностью по конституции?
4. Игра «Права и свободы»
Учитель предлагает взять каждому по одному праву( право на жизнь, на труд, на свободу творчества и т.д.) и определить к какой группе прав оно относится: культурные, социально-экономические, политические, гражданские.
5. Беседа:
Каких статей в конституции больше: посвящённых правам или обязанностям?
Какие обязанности записаны в конституции?
Кто гарантирует нам соблюдение прав и исполнение обязанностей? ( Власть)
6. Заполнение схемы:
Законодательная власть
Россия- демократическое государство с республиканской формой правления.
Как вы понимаете «демократическое», «республиканская форма правления» ?
8. Синквейн по теме «Конституция»
9. Выводы:
Конституция- главный закон страны. В ней записаны важные правила совместной жизни. И эти правила обязательны для исполнения.
10. Домашнее задание: кроссворд по теме урока
Самоанализ урока
Цель: воспитание социально-компетентной личности.
Задачи-
Обучающие:
— обобщить и углубить знания учащихся о конституции РФ, её структуре, особенностях, содержание.
Развивающие:
— Развивать навыки научного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, давать оценки.
Воспитывающие:
— развитие навыков культуры общения, социального кругозора, правовой культуры.
Тип урока: урок повторения обобщения(с применением интерактивных технологий)
Способы обучения: фронтальные, групповые.
Методы: работа в группах, игра «самолёт», составление синквейна.
Основные понятия и термины: конституция, права, обязанности.
Цели и задачи с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний. Основной используемый подход- личностно- ориентирований, предполагающий создания условий для развития каждого учащегося.
Использование структуры урока, методы и приёмы способствующих достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности способствовали активации познавательной деятельности учащегося. Считаю, что задачи выполнены, цели достигнуты.
Заполните схему «Государственные власти в Российской Федерации( по Конституции РФ)», используя следующие понятия: Президент, Федеральное Собрание, Верховный суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, министерства.