МБОУ «Учхозская СОШ» Старосиндровское отделение
Краснослободского района Республики Мордовия
Методическая разработка урока
по истории России в 8 классе.
Тема урока: «Российская империя в начале 19 века»
Учитель: Тюрькин П.Н.
2015 год
Цели урока:
1.Иметь четкое представление о сословном строе России 19 веке.
2.Понять процессы, происходящие в Россииской экономике в начале 19 века .
3.Формирование представлений о характере первых мероприятий царя Александра I Павловича, нацеленных на реформирование общества и государства, рассматриваемых им как продолжение политики Екатерины Великой, связь этих реформ с личностью и окружением царя.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование урока:
1.Учебник для 8 класса. Данилов А .А.,Косулина Л.Г. История России19 век. М., Просвещение, 2013 г.
2. Портрет Павла I,Александра I;
3. Учебная карта «Россия в начале 19 века.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются группы.
План урока:
1.Население России к 19 веку — социальная характеристика.
2. Экономическое развитие.
3. Павел I у власти
4.Внутреняя политика Александра I в 1801-1812гг.
Вводный контроль.
Какие важнейшие перемены , на ваш взгляд произошли в России 18 в.
1.В государственном устройстве:—————————————————-
В положении различных групп населения:
2.Дворянства:—————————————————-
3.Крестьянства:—————————————————
4.В хозяйственной жизни страны——————————
5. В положении на международной арене——————-
Ход урока:
Попробуем сделать вывод.
Какие важные проблемы стояли перед Россией к началу 19в. во внутренней политике?
На каких российских правителей прошлых времён могли и должны были равняться, на ваш взгляд, правители России в наступающем 19 в.?
Какие свершения предков могли служить им примером?
Население России к 19в.
Слушайте лекцию учителя и заполняйте пробелы в тексте и таблице.
К началу 19 в. в России проживало—— человек. Наиболее населены были————-
К особенностям развития России можно отнести ———————
Заполните таблицу:
привилегии | обязанности | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поразмышляйте:
*Чем отличалась жизнь казаков от жизни крестьян ?
*Почему самодержавие сохраняло и поддерживало казачество несмотря на то ,что казаки в прошлом были главной силой крупных народных восстаний?
Попробуйте дать определение терминам(работая в паре)
В1 В2
Сословие Привилегии
Мещане Крепостные крестьяне
Барщина Оброк
Экономическое развитие
Самостоятельная работа по учебнику(работа по вариантам)
Заполните пропуски в тексте.
ВАРИАНТ1
Основным путем сообщения в начале 19 века были————.Здесь наиболее известны системы —————————.Однако с начала 19 века начинают появляться ———- и ——-.
основные торговые операции совершались на —————————————————
ВАРИАНТ 2
К 1825 г. в России насчитывалось——- городов. В городах проживало ——% населения.
Самым крупным городом был ———.К капиталистическим чертам в экономике можно отнести————————————————————————————————————,
Но оставались и пережитки феодализма —————————————————.
3.Павел I у власти.
Внимательно слушая лекцию учителя о правлении Павла I, отметьте мероприятия, которые вызвали недовольства у различных слоев населения.
Дворяне —————————————————————————————————————
Интеллигенция———————————————————————————————————
Армия———————————————————————————————————————
«Павел превращал равенство людей в общее бесправие». В.О.Ключевский.
Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Внутреняя политика Александра I в 1801-1812гг.
Заполнить текст.( Работа по вариантам).
Основными направлениями внутренней политики Александра I в 1801-1812г. были:
1.Деятельность «Негласного комитета» работает 1 вариант
« Негласный комитет»-это———————————————————————————
Состав—————————————————————————————————-
Направления деятельности:
А./———————————————————————————
Б/ 1803г.————————————————————————-
В/ 1802г.—————————————————————————
Г/ ———————————————————————————-
2.Попытка создания конституции Сперанским(1809-1812гг.) работает2 вариант
ИМПЕРАТОР
Законодательная
Состоит из———
Служит для——-
2.———————-
Состоит из————
Занимается———-
Исполнительная
—————————-
подотчетны ————-
1.—————————
2.—————————
3.—————————
4.—————————
5.—————————
6.—————————
7.—————————
8.—————————-
Судебная
Правительствующий суд состоит из
назначенных императором лиц из числа
избранных губернскими думами кандидатов
российские граждане, пользующиеся избирательным правом———————————-
российские граждане, пользующиеся гражданскими правами———————————-
Обсудите с классом.
*Согласны ли вы с мнением Карамзина утверждавшим, что стране нужна не Конституция, а 50 умных и честных губернаторов?
* Почему Александр I так и не решил ни одну из проблем, стоявших перед Россией
в 19 в.?
Проверка уровня усвоения основных знаний на уроке. Тест.
1.Около 87% населения России придерживалось веры:
А/православной
Б/старообрядческой
В/ католической
Ответ: А
2.Самым богатым и образованным сословием начала 19 века было:
А/ купечество
Б/ дворянство
В/мещанство
Ответ: Б
3.Атаманом всех казачьих войск считался:
А/император
Б/генералиссимус
В/ наследник престола
Ответ: В
4.Промышленный переворот в России начался:
А/ в середине 19 века
Б/в конце 19 века
В/ в начале19 века
Ответ: А
5.Павел I вступил на престол в возрасте:
А/ 50 лет
Б/24 года
В/ 42 года
Ответ: В
6.Круг ближайших сподвижников Александра I первые годы его правления назывался:
А/ «Избранная рада»
Б/ «Внегласный комитет»
В/ «Государственный совет»
Ответ: В
7.Первая русская конституция была разработана :
А/П.А.Строгановым
Б/М.М. Сперанским.
В/Павлом I
Ответ: Б
Рефлексия урока.
Подведение итога урока.
Д/з §1, вопросы.
Литература.
Агафонов С.В. История России в таблицах. М., 2012.
Данилов А.А. История России XIX века. М., 2013.
Колганова Е.В., Сумароков Н.В. Поурочные разработки по истории
России. М., 2013.