МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект урока истории в 9 классе
на тему «Советский тыл в годы
Великой Отечественной войны»»
Подготовила
Зурмаева Елена Юрьевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект урока
Тема урока: «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»
Цели:
1) познакомить учащихся с героическим трудом советского народа в годы войны;
2) продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы;
3) способствовать развитию интереса учащихся к истории родного края, воспитанию чувства патриотизма, гордости за своих соотечественников.
Тип урока: урок – семинар
Формы работы учащихся: самостоятельная работа с разными источниками, краеведческим материалом, историческими документами; создание презентаций в программе РР
Оборудование: карта «Вторая Мировая война», карточки с заданиями, проектор Подготовительная работа:
Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку — задание исторические источники, и дополнительную литературу. Старший группы назначается учителем. Обязательное условие: при подготовке к семинару использовать краеведческий материал и презентации. В сильном классе и при наличии интернета учащимся можно дать список интернет — ресурсов и карточки – задания, чтобы они сами искали информацию.
Карточка №1
1. Подготовьте сообщение по теме «Подвиг эвакуации».
2. Ответьте на вопросы:
• Почему, перемещение заводов и фабрик на восток страны, многими расценивается как подвиг советского народа?
• Каковы последствия эвакуации для развития промышленности?
• Что и почему эвакуировалось в первую очередь?
3. Сделайте вывод.
Карточка №2
1. Подготовьте сообщение по теме «Наука в годы войны».
2. Ответьте на вопросы:
• Какие открытия и изобретения были совершены советскими учеными в ходе Великой Отечественной войны?
• Как эти открытия смогли изменить положение на фронте?
3. Сделайте вывод.
Карточка №3
1. Подготовьте сообщение по теме «Культура в годы войны».
2. Ответьте на вопросы:
• Чему были посвящены произведения деятелей культуры во время войны?
• Почему большое внимание уделялось произведениям на историческую тему?
• Какое значение имели выступления артистов театра и кино на фронте, в госпиталях, в тылу?
3. Сделайте вывод.
Карточка №4
1. Подготовьте сообщение по теме «Партизанская война».
2. Ответьте на вопросы:
• Почему в начале войны Сталин с недоверием относился к партизанскому движению?
• Как борьба в тылу врага влияла на настроение людей на оккупированных территориях?
• Чем были вызваны перемены в отношении государства к партизанскому движению?
3. Сделайте вывод.
Структура и ход урока
Ход урока:
I. Орг. момент (1 мин.)
1. Приветствие
2. Подготовка к уроку
3. Вступительное слово учителя о целях и задач урока
II. Актуализация знаний: (1 мин.)
Постановка проблемы:
Какой вклад внесли труженики тыла в победу в Великой Отечественной войне и каково его значение?
III. Изучение новой темы: (30 мин.)
Морально-психологическое состояние советского общества в первый период войны.
Задание: самостоятельная работа с учебником: пар.31, с. 225 «Советское общество в первый период войны» и документом, стр. 226 «Из выступления по радио И.В.Сталина», 3 июля 1941г.)
а) Почему в своей речи по радио И.В.Сталин обращается к народу со словами: «Братья и сестры»?
б) Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?
Учитель:
Война показала, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.
2. Мини – конференция. Сообщения учащихся по темам:
Подвиг эвакуации
Наука в годы войны
Культура в годы войны
Партизанская война – презентация учащихся
Труженики тыла – мои земляки – презентация учащихся
IV. Закрепление изученного: (5 мин.)
Какой вклад внесли труженики тыла в победу в Великой Отечественной войне и каково его значение? (выводы учащихся)
V. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
VI. Домашнее задание: написать сочинение «Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне»
Интернет — источники:
https://www.pandia.ru/text/77/106/397.php
https://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=617
https://kurs.znate.ru/docs/index-188712.html