Разработка урока истории в 11 классе
(рекомендуемые учебники: А.Левандовский, «История России, 20 век»; О.Волобуев, «Россия и мир»)
Автор: Марущенко О.В., учитель истории высшей категории, МОУ СОШ №2, г. Миллерово, Ростовская область
Урок-модуль по теме: «Гражданская война» (2 часа)
Цель: сформировать представление о гражданской войне, как битве альтернатив возрождения России; уяснить причины, этапы и особенность гражданской войны; рассмотреть основные события гражданской войны; сформулировать причины поражения «белых» и победы «красных». Развивать навыки работы с учебником и таблицами, опорными схемами; усвоить новый прием работы с понятиями. Воспитывать организованность, самостоятельность при выполнении работы.
Ход урока
Организационная часть. Сообщение темы, цели урока.
Вступительная беседа с учащимися:
Что такое «гражданская война»?
Когда это событие имело место в современной истории нашей страны?
Какие еще войны вы можете назвать гражданскими?
Назовите даты этих событий?
Кого из героев гражданской войны начала 20 века вы знаете?
Как бы вы ответили на вопрос «Кто победил в гражданской войне?»?
Изучение темы «Гражданская война» по модульной технологии. Инструктаж по выполнению работы. Работа учащихся по технологическим картам.
Карта-инструкция к уроку
План выполнения работы.
1.Понятие «гражданская война».(3 минуты).
Задание.
Используя прием «синквейн», попробуйте сформулировать определение «гражданская война».
1.Запишите само понятие «гражданская война».
2. Запишите 2 прилагательных, признака этого явления.
3. Запишите 3 глагола, действия, ассоциирующихся с понятием.
4. Составьте предложение, используя записанные выше слова, которое раскрывает суть понятия.
5.Запишите существительное -синоним данного понятия.
Сравни свое определение со словарем. Проверка выполненной работы (1мин.).
2. Когда началась гражданская война? (3 мин.)
Информация: среди историков нет единой точки зрения по вопросу начала и окончания гражданской войны. Познакомься со взглядами историков на проблему (учебник А.Левандовского, параграф 36, стр.142) и заполни схему:
Начало войны Окончание войны
Проверка работы.
3. Особенность гражданской войны (2 мин.).
Задание.
Вспомни, что такое интервенция. Запомни: особенностью гражданской войны в России было тесное ее переплетение с интервенцией держав Антанты.
Какие цели преследовали интервенты? Обратись к учебнику, стр.142.
4.Причины гражданской войны. (3 мин.).
1) Несоответствие целей преобразования общества и методов их достижения;
2) Конфискация помещичьих земель;
3) Национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений;
4) Создание однопартийной политической системы, установление диктатуры большевиков.
Выпиши эти причины в тетрадь.
Физминутка.
5. Периодизация гражданской войны. Основные события гражданской войны. (20 мин.).
В периоде фронтовой гражданской войны и интервенции выделяют достаточно четко четыре этапа:
1. конец мая 1918 г. – ноябрь 1918 г.
2. ноябрь 1918 г.- февраль 1919 г.
3. март 1919 г. – весна 1920 г.
4. весна – ноябрь 1920 г.
Запомни эту периодизацию.
Самостоятельная работа.
«Основные события гражданской войны 1918-1920гг.»
Вопросы для сравнения | Красные | Белые | Интервенты | |
Май1918г.- осень 1918г. | 1.Фронты 2.Командующие 3.Основные события |
|
|
|
Заполните таблицу, опираясь на материал учебника ( параграф 36) и опорные схемы (прилагаются).
Проверка работы. Подведение итогов(2 мин).
3