Урок на тему «Культура и быт XV- XVI вв»
Цель урока: охарактеризовать основные тенденции развития культуры данного периода; ознакомить учащихся с основными произведениями культуры и дать общее представление о быте и нравах.
План урока:
1.Грамотность, образование, просвещение.
2.Литература.
3. Архитектура.
4. Живопись.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Тема урока- Культура и быт XV- XVI вв.
Проблемный вопрос: Какие основные идеи внутренней политики Ивана Грозного нашли отражение в развитии культуры данного периода?
План урока
1. Кратко характеризуется обычное образование в 16 веке: по прежнему центрами образования служат монастыри; однако появляются своеобразные школы и в простых деревнях, городах. Отметить, что светские (приказные) чиновничьи дела требуют большого количества грамотных людей (дьяков, писцов).
Огромное значение для развития просвещения имело появление книгопечатания. Еще при Иване III делались попытки организовать печатание книг в России Варфоломей Готан, первопечатник из немецкого города Любека. Но это не удалось. Именно Ивану Грозному принадлежит инициатива создания типографии. 1 марта 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую книгу «Апостол», а через год «Часослов».
2. Заметный подъем происходит в литературе. В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи величия великокняжеской власти, мировой роли России.
Новые жанры: «хождения» — «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Вопрос: в какую страну стремились попасть путешественники? Почему? В Индии А.Никитин провел 3 года, полюбил эту страну. Но Индия не оказалась раем на земле. Описывал нищету народа.
Публицистический жанр Челобитная Ивана Пересветова (документ).
Публицистический жанр был чрезвычайно популярным в обществе. Важным источником о быте и нравах России 16 века является «Домострой» Сильвестра. Это свод норм поведения, традиций и обычаев. Был очень распространен в обществе.
Вопросы: Прочитайте отрывки и попробуйте составит картину быта и нравов, царивших в XVI в. в русской семье. С какими установками «Домостроя» Вы согласны, а с какими нет? Почему? Актуальны ли эти правила в наше время?
Известным политиком и писателем был и царь И.Грозный. Царь стремился к развитию международных отношений, чему свидетельство его послание английской королеве Елизавете
3. Для этой эпохи характерно значительный подъем строительного искусства. В столице появляется Прекрасный Кремлевский ансамбль – стены и башни, соборы и Грановитая палата. Работают выдающиеся архитекторы Италии и России
Аристотель Фиораванти – Успенский собор, Алевиз Новый – Архангельский собор. Ансамбль соборной площади. В церковном зодчестве на смену крестово – купольной системе приходит шатровый стиль. Особенности шатрового стиля: Главный отличительный признак шатер, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение. Храм со всех сторон окружен гульбищами (галереи и террасы).
В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани. Другое название Покровский собор «на рву».1555 -1556 гг. архитекторы Барма и Постник (легенда). Выражал силу и славу России, богатство и красоту. Могущество единой державы. В целом деревянное зодчество преобладает. Создаются здания и светской направленности.
Душа человека верой укрепляется удивительны по красоте соборы и церкви в своем внутреннем убранстве. Устройство храма: части – алтарь, средняя часть храма и притвор. Алтарь( в переводе с латинского жертвенник) находится в восточной(главной) части храма и символизирует область бытия Бога. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом. В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежит Евангелие и крест) место невидимого присутствия бога. В средней части собираются на молитву прихожане. Область небесна. Притвор – пристройка с западной стороны. От остальных частей отделен глухой стеной. Символизирует земное бытие. Трапезная. Внешняя часть притвора называется папертью (крыльцо храма).
4.Удивительные по красоте оставили после себя иконы: А.Рублев, Ф.Грек, Дионисий. Идет осмысление Московского государства как избранного Царства Богоматери. Так в иконах нашла воплощение теория «Москва –третий Рим». Живопись становится государственным делом. Церковь усилила контроль за иконописанием. Многие росписи были посвящены историческим событиям.
Вывод: основная идея культуры XVI в. состоит в стремлении к укреплению государства, единстве и централизации. Складывание общерусской культуры
Итог урока.
Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. Формируются самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.