Бузоверова Надежда Алексеевна
Учитель
Казённое образовательное учреждение Омской области « Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок на тему «Основы православной культуры»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями зимней жизни растений и животных.
Задачи: Дать представление, как лес служит человеку.
Дать понятие «Рождество Христово». Развитие духовно-нравственной основы личности.
Коррекция логического мышления, речи, наблюдательности.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование : рисунки «Дары леса», таблица «Зима», схемы предложений, иллюстрации Храмы Омска, таблица «Ель и животные», шаблон «Ангел».
Ход урока
I. Организационный момент
Стали ровно, подравнялись.
Садитесь.
Скажите, какой сейчас у нас урок? (Основы православной культуры)
А что мы изучаем на этом уроке? (Изучаем историю прошлого России, историю религии)
Итак, мы пришли сюда учиться
Не лечиться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят, надо встать,
Чётко, громко отвечать.
II. Повторение
Сейчас ребята вдумчиво прочитайте текст на доске и догадайтесь, какое слово надо дописать.
Огонь – согревает.
Вода – орошает.
Свет – освещает.
Вера — …
(Возможные ответы: помогает, хранит, спасает.)
Дописывается слово спасает.
— Кого и от чего спасает вера?
(Она спасает человека от жестокости и одичания. Уводит же от болезни – бессердечие. Все это проверено жизненным опытом многих поколений.)
Послушайте такие строки:
Вера – есть сила наша.
Нам её сердце дарит.
Радость, любовь и надежда
В действиях веры царит.
— Что ещё узнали о вере из этих строк?
(Вера укрепляет волю, дух; она дарит радость, любовь, надежду. Вера проявляется в действии, то есть в делах. Живёт в сердце.)
— Что такое вера?
(Вера – твердое убеждение, полное признание)
— А что значит иметь веру?
Иметь веру -доверять
— верить
— веровать
— Каким правилам доверять?
(Прислушайся к голосу сердца. Оно подсказывает: только тем из них, которые несут добро и находятся в согласии с совестью)
— Что значит верить?
(Верить только тем знаниям, которые подтверждаются в ходе многолетних наблюдений и опытов)
Сердце доверяет добру, ум – знаниям. А душа? Наши предки учили: а душа- От Бога, и к Богу тянется, в Него верует.
Вера направляет жизнь на путь заповедей Божиих. Она даёт и верного проводника по дороги жизни – Церковь, устроенную самим Богом.
— Какое главное назначение Храма?
(В том, что это общий дом Бога и верующих в Него)
— А как скажем иначе?
(Храм – это место особенное, специально предназначенное: для встречи с Богом каждого человека; для общих молитв; для совершения богослужения; для совершения Таинств Православной Церкви (крещения, венчания и т.д.)
— А какие бывают храмы?
(Соборы, церкви, часовни)
Посмотрите на иллюстрации. Это Храмы Омска (перечислите названия храмов).
— А как называется наш храм?
(Рождества Христова)
Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров и форм, и украшений, цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количество.
Итак, что нам дарит вера?
(Вера дарит любовь и надежду, умудряет и спасает)
— На что направляет вера жизнь нашу?
(На путь заповедей Божиих и даёт верного проводника по дороги жизни – Церковь)
— И главное назначение храма?
(Это встреча верующих с Богом)
III. Введение в тему урока
Сейчас Оля прочитает стихотворение, а вы внимательно его прослушайте.
Есть просто Храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и холод
Входи сюда.
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)
— Что называет ребята автор Храмом природы? (Лес)
— А нравится ли вам ходить в лес?
— Расскажите как, почему?
А в этом вам помогутиллюстрации, где изображён лес в разное время года.
— Вы, верно отметили, что ощущаешь радость, любуясь красотой леса в любое время года. С каким наслаждением мы слушаем пение птиц в лесу!
Какую радость приносит нам грибная или ягодная удача!
Русский человек издавна любил лес за то, что он согревает его, кормит, лечит.
Посмотрите на рисунки свои под названием: «Дары леса» и скажите, что даёт нам лес?
— А вам никогда не казалось, что лес живой?
Бабушка учила меня поздороваться, поклониться, поблагодарить, когда в лесу.
«Лес всё видит», — говорила она.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Так будем всматриваться, вслушиваться, чувствовать «живой» лес. Скажите, а может лес плакать, грустить, улыбаться?
А теперь вслушайтесь, присмотритесь и скажите где, какой лес со слов русских поэтов.
Птички солнышка ждут,
Птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
(весна)
— И что же происходит весной в лесу?
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь
Всё кругом светло.
На лугу пестрят яркие цветы.
(лето)
— Что же происходит летом?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит на солнечной поляне,
Заворожённый тишиной.
(осень)
— Что же мы увидели в осеннем лесу?
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна.
(зима)
— На что похож зимний лес?
А сколько в лесу звуков и шорохов!
Закройте глаза и вслушайтесь, как играет живой оркестр родной земли.
IV. Основная часть
Сегодня мы с вами поговорим о зимнем лесе.
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
— А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных.
— Как зимуют деревья?
(Лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные)
— Как зимуют кустарники и травы?
(Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все)
Есть, например травянистые растения, которые уходят под снег зелёными – это земляника.
— Как вы думаете, почему она не замерзает?
(Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы)
— А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы?
(По стволу, по плодам, по семенам)
Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревания» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав.
— А как звери готовятся к зиме?
— А как зимуют птицы, насекомые?
Вот послушайте стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Первый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь.
А на вырубках, на липах
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
— Какие ещё птицы зимуют в наших краях? ( Сороки, вороны, воробьи)
— Какие прилетают зимовать с севера? (Снегири, свиристели)
— А теперь давайте расскажем, что происходит зимой в лесу по схеме.
Зима – морозы — нет корма-снег
Морозы — тёплый мех
Нет корма — впадают в спячку, используют летние запасы, перебираются ближе к жилью человека.
Снег-смена окраски
Зима — трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.
— Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушки, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала для синиц.)
— Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем лесу?
Правильно. В лесу нельзя шуметь — птицы разлетятся и мы их не увидим.
Нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег.
— А сейчас — в путь!
Динамическая пауза.
Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево
Наклонились, и присели
Заниматься тихо сели.
V. Закрепление
— Скажите ребята, а связаны ли между собой растения и животные? Как? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)
Мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель — одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.
Посмотрите на рисунок ребята и расскажите, как связана жизнь животных с елью? (Животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей, под ними; клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.)
« Но существует также и связь между животными – « друзьями» ели. Так , в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях. Приведённые факты показывают невидимые связи, которые складываются между животными. Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу».
Итак, мы на примере только одной ёлочки убедились, что она служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием.
На дворе стоит зимушка – зима, и мы с нетерпением ждём приближения самых загадочных, любимых во все времена на Руси праздников.
— А какие это праздники? ( Рождество и Новый год.)
И в этот удивительный день мы вспоминаем беззащитного Младенца Иисуса, и нам хочется любить и оберегать Его, и от всего сердца подарить Ему нашу веру в Него, свою чистую любовь и надежду на Его помощь.
Среди самых важных православных праздников выделяется Рождество Христово.
В современном календаре оно приходится на 7 января и напоминает о рождении Иисуса Христа, то есть о появлении на земле самого Бога в виде человека.
Запишите эту дату себе в тетрадь: 7 января Рождество Христово.
Наш народ очень любит Светлый праздник Рождества. Каждый человек желает, чтобы с ним произошло какое – то чудо. Люди считают, что именно в это время чудеса сбываются.
Послушайте ребята, какое было чудо первое на Рождество, которое произошло более 2 тысячи лет назад.
Предание о первой Рождественской ёлке.
Когда родился маленький Христос, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него, и решили украсить его простую убогую пещеру.
Один Ангел полетел на юг. Там всегда тепло и растут чудесные цветы. Ангел набрал много алых роз, белых, как снег, лилий, нежных мимоз, душистых магнолий. И все цветы принёс в пещеру.
Д ругой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Ангел увидел печально зеленевшую среди снега ёлочку, задумался и шептал: « Ничего, что это дерево такое простое. Пусть оно посмотрит на маленького Христа.
Маленькая ёлочка увидела прекрасные цветы и опечалилась: « О, зачем я такая некрасивая и простенькая. Мне нечем украсить эту чудесную пещерку». И она горько заплакала.
Дева Мария подумала – надо, чтобы все в этот день радовались. Она улыбнулась, сделала знак, рукой и произошло чудо: яркая звёздочка спустилась с неба и украсила собой вершину ёлки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, улыбнулся и потянул ручки к сверкающей огоньками ёлке. А все цветы перешептывались о ёлочке: — Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда, ли, она красивее всех нас?» И ёлочка чувствовала себя вполне счастливо.
С тех пор люди украшают каждый год на Рождество ёлки для маленьких детей в память первой ёлке – той, которая была украшена настоящими звёздами с неба.
По обычаю, люди идут в лес и вырубают для праздников – Рождества и Нового года, сотни, тысячи ёлочек.
Человек, стремясь украсить свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.
— Что это за собой влечёт, ребята? ( Животные лишаются корма, убежища, места для гнезда и т. д)
Да, человек вредит природе. Прежде чем придёт Новый год, ребята, подумайте над тем , стоит ли приобретать настоящую ёлку, не лучше ли оставить её в лесу, а дом украсить искусственной?
У нас доставкой ёлок занимается лесничество. ( Чтение заметки из газеты).
Взрослые и дети любят праздник Рождества, потому что считают, что именно в это время сбываются чудеса. И ещё мы ждём этот праздник, потому что люди дарят друг другу подарки.
Как важно, ребята, в праздник помнить о тех, кто вам дорог и близок, может быть, кто болен и беспомощен, забыт и одинок. Есть такие люди.
Как важно уметь порадоваться за другого человека!
« Ангел веточку благую, как бесценный дар, принёс». Такой маленький мальчик уже способен порадоваться за другого человека, задуматься о другом.
Считалось, что подаренное изображение ангела на рождество, приносит счастье в семью.
Их изготавливали из воска, сахара, ваты и тюля, шёлка и кружев, бумаги и блёсков. Главным украшением ёлки, венчающим её верхушку, был тоже ангел.
Я вам, сегодня дарю изображение ангела, которое вы должны дорисовать, т. е. создать свой образ, чтобы он вашей семье принёс счастье.
VI Итог урока
— Итак, скажите ребята, над какой темой мы работали? ( Лес зимой)
— Что значит зима в жизни растений? ( Это период покоя)
— Что мы узнали о зимнем лесе? (Что и зимой в нём продолжается жизнь)
— Что ещё нового мы узнали? ( Что скоро будет праздник Рождества Христова)
— А когда он отмечается?
— Почему под Новый год и в Рождество мы ставим ёлку?
И самое главное лес мы должны беречь.
Оценки.
Дом. задание.
Выполнить рисунок «Лес зимой», представьте, что вы встречаете Рождество в лесу.