Данилова Ирина Николаевна
ГБОУ школа №212 г. Санкт – Петербурга
Учитель начальных классов
Урок окружающего мира по теме «Петр 1. Эпоха преобразований» 4 класс
Петр 1. Эпоха преобразований
Знакомство с темой урока. Постановка целей урока
— Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее в одну из великих держав мир. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. В нем говорится об этом человеке:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
— Как вы думаете, кто это? Почему вы так решили?
-Да, мы будем говорить о Петре 1. Тема нашего урока: Петр 1. Эпоха преобразований.
Как вы понимаете значение слов: «эпоха», «преобразования»?
Эпоха – длительный период времени, выделяемый по определенным характерным событиям.
Преобразовать – совершенно переделать, изменить к лучшему.
Таким образом, при Петре первом в России начался продолжительный период изменений к лучшему.
-Предположите, что должны узнать на уроке?
(Какие изменения произошли в Росси при Петре 1?
Зачем они были нужны?
Результат реформ, предпринятых Петром 1)
На доске: Какие…?
Зачем…?
Результат
Фаза вызова
– Как вы думаете, много ли вы знаете о Петре 1, его жизни?
Хотите проверить?
Возьмите на столе папку 1. В ней карточки с таблицей. Установите, верны ли данные в таблице утверждения. Если вы согласны с утверждением, поставьте в графе «до чтения» «+», если не согласны «-«.
— Хватило ли вам знаний, чтобы определить правильность высказываний или все-таки знаний вам не хватило, и вы основывались скорее на интуиции или логике?
— Итак, наших знаний не хватает. Как мы можем поступить?
(Должны получить информацию)
— Где мы можем найти ответы на свои вопросы?
(Прочитать в книгах)
— Но мы с вами на уроке и не можем отправиться в библиотеку. Поэтому я уже сделала часть работы за вас: сходила в библиотеку, к учителю истории и взяла книги, справочники. Нашла необходимые вам тексты и распечатала. Вам осталось самое простое: прочитать и найти нужную информацию. Согласны со мной, что это очень просто? Конечно, нет. Вдумчиво читать, удерживать информацию не так-то просто. Предлагаю уже известный вам способ вдумчивого чтения: по мере прочтения вы ставите в тексте значки. Что будем делать после прочтения?
Фаза осмысления
-Обсудите в группах, что вы узнали? Дополните друг друга.
Посмотрите таблицу, на все ли вопросы вы теперь можете ответить?
-У каждой группы были разные по содержанию тексты.
Поэтому сейчас вы подготовите выступление, чтобы все могли получить нужную информацию. Чтобы кратко, но точно передать информацию или содержание текста, что в нем нужно выделить?
(Ключевые слова)
— Возьмите папку 3, в ней ключевые слова, но есть лишние, не относящиеся к вашему тексту. Определите последовательность ключевых слов и подготовьте устное выступление.
– Слушаем первую группу. Вы можете задавать вопросы, если вам что-то будет не ясно. Команда может дополнять выступающих, отвечать на вопросы.
Фаза рефлексии
– Вернемся к таблице. Поставьте в графе «после чтения» соответствующий знак. Давайте проверим. У кого все правильно? У кого ошибки? Довольны своим результатом? Приятно осознавать, что знаний стало больше?
— В начале урока у нас не хватало знаний, чтобы выполнить задание? Как мы поступили? Чтобы из текста получить максимум информации, какой прием мы использовали? Только ли на уроке окружающего мира, можно так читать тексты? Что помогло нам быстро подготовить устное выступление? Помогли ли ключевые слова слушающим воспринимать и запоминать информацию?
Используемая литература:
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2009
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир/учебник 4 класс, часть 1. Издательство «АСТ Астрель», Москва, 2011