Тема: Урок обобщения по сказкам башкирского устного народного творчества.
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении башкирских сказок.
Задачи:
I. Дидактические.
Восстановить в памяти учащихся разновидности, содержание сказок, их характерными особенностями.
Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения
II. Коррекционные.
Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков.
Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.
Развивать познавательную активность, внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.
III. Воспитательные.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование: презентация к уроку «Башкирские сказки», выполненная в программе Microsoft PowerPoint 2010, компьютер, экран, проектор, мышка.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию. | Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок. «Сказка – не сказка без чудес. Заходи в волшебный лес…»
| Проверяют свои рабочие места. Эмоционально настраиваются на урок. |
Актуализация знаний Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе
Постановка учебной задачи
| — Кстати, ребята, с какими сказками мы знакомились на прошлых уроках? — У них есть автор? (Слайд №1-2) — Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказкам. Подведём итог всей проводимой на предыдущих уроках работе по этому жанру. — Вопросы, на которые я вас просил ответить на прошлом занятии, мы проверим по ходу урока. — В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на главный вопрос: К чему нас учат сказки? | Ответы детей на вопросы учителя (Это один из древних жанров башкирского народного творчества).
|
Обобщение и систематизация знаний Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказок.
Гимнастика для глаз перед чтением отрывков из сказки Цель: подготовить учащихся к чтению текста учебника
Физкультминутка Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус
Контроль усвоения знаний
| 1.- Для начала давайте вспомним всех главных героев сказок. Молодцы! (Слайды №3-4)
— Усложним задачу. Попробуйте определить героев сказок по моим словам. (Слайды №5-6 – «Узнай героя сказок»). Справились с заданием!
2.Вопросы по текстам. — Давайте вернемся к сказкам о животных. — Какой герой у нас глупый, а кто у нас хитрая? — Как обманула лиса медведя («Лиса и медведь»)? — Как собака поняла, что волк, медведь и лев – слабые и трусливые, что нет на свете никого сильнее человека («Как собака нашла себе хозяина»)? (Слайды №7-8) — Переходим к волшебным сказкам. — Мы с вами читали сказку «Волшебное кольцо». — Давайте найдем в тексте описание как егету досталось волшебное кольцо, но перед этим надо подготовить наши глаза к чтению. Гимнастика для глаз.
Работа с текстом сказки в учебнике Поиск и чтение ( стр.66-70) -Какому охотнику пошел егет в гости? — Почему именно кольцо взял егет? — Как кольцо помогало егету в его житейских делах ? — Кто украл кольцо и как собака с кошкой сумели вернуть егету кольцо? Молодцы! Беседа о бытовых сказках. — Какие сказки называются бытовыми? — К чему научился Аминбек? — Кто помог Аминбеку стать правителем города? (Слайды 9) Чтение по ролям («Богатырские сказки») — Встал Акъял-батыр, подошел к человеку и спрашивает: — Эй, человек, кто ты и что делаешь здесь? (стр.89) -Подошли батыры к человеку и спрашивают его: — Егет , что ты делаешь? (стр.90) — Вдруг слышит – кто-то стучится в дверь. – Кто там? – спрашивает Урман-батыр. (стр.90)
-Давайте на время оставим наших героев одних, так как пришло время физкультминутке. Физкультминутка — Вспоминаем шуточные сказки — Какая сказка изображена на слайде? («Алдар и шайтан») (Слайд 10-13)
А теперь мы возвращаемся к главному вопросу нашего урока: К чему нас учат сказки? Молодцы, ребята! Мы ответили на главный вопрос нашего урока, и кажется, урок можно закончить. Но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовали герои сказок и они прощаются с нами.
Вывод урока: — У наших сказок счастливый конец, как, и во всех сказках: добро побеждает зло. По своему содержанию народные сказки делятся на: 1) богатырские (о подвигах батыров); 2) бытовые (о жизни народа, его повседневных трудах и заботах); 3) о животных (которые наделяются обычно качествами людей: хитростью, добротой, глупостью, умом, храбростью, трусостью и т д.); 4) шуточные сказки проникнуты добродушным юмором , в них обычно говорится о глупцах, которые вызывают смех. | Дети перечисляют героев (Лиса, медведь, воробей, собака; старик, старуха, егет, Аминбек, Акъял-батыр, Урман-батыр, Тау-батыр, два лентяя и т.д.)
Учитель читает слова героя и дети должны угадать этого героя.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Ответы на вопросы учителя (стр.67)
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.
Чтение учащимися отрывка «по цепочке» с последующими ответами на вопросы
Учащиеся с помощью стрелок находят правильные ответы
Учитель читает вопросы, а дети находят ответ и читают.
Рассказ по рисункам
Ответы детей. Варианты ответов детей
|
Рефлексия Цель: оценить результат собственной деятельности | Давайте подведём итоги урока — Какую задачу ставили перед собой? — Удалось ли нам ответить на поставленный вопрос?
| Отвечают полными ответами на вопросы и заканчивают высказывания
|
Домашнее задание Цель: сообщить учащимся о домашнем задании | В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам следующее: каждому из вас в сказках понравился какой – то эпизод. Нарисуйте к нему иллюстрацию. Мы соберем рисунки в одну электронную книгу, которые вы, ребята, сами озвучите, и полученную сказку мы преподнесем в подарок нашим маленьким друзьям из начальной школы. Выставление оценок за урок. Поощрение учащихся, особенно отличившихся во время урока. До свидания, урок окончен! | Учащиеся выбирают любимый эпизод сказок, рисуют к нему иллюстрацию |