Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Птичник»
Биробиджанский район Еврейская автономная область
Конспект урока обществознания
в 10 классе
«Участие гражданина в политической жизни страны»
подготовила
учитель истории и обществознания
Ремпель Анна Петровна
Птичник 2010
Тема: УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
§ 24.
Урок №2.
Цель:
формирование представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуры.
Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.
Воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию.
Развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
Способствование расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России;
Задачи:
углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях, развитию творческого мышления учащихся.
подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.
способствовать воспитанию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в избирательных кампаниях.
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Планируемые результаты:
После урока учащиеся смогут:
объяснить, в чем заключается право граждан на участие в управлении государством в условиях демократии и как это право может быть реализовано на практике;
проанализировать особенности российского законодательства в избирательной сфере, определить его слабые и сильные стороны;
задуматься о необходимости участия граждан в выборах.
Форма урока: ситуативная практическая работа с социальной направленностью.
Оборудование:
Учебник Боголюбова «Обществознание» 10 класс
Проектор, экран
Презентация1, 2
Раздаточный дидактический материал
Учитель: Мы продолжаем разговор по теме «Политическая сфера»
Слайд 1:
Тема урока : Участие гражданина в политической жизни
План:
Сущность политического процесса
Политическое участие
Политическая культура
Задача нашего занятия: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях и на экзамене.
Разминка
Задание
Вставить пропущенную букву в слове и дать определение понятиям
1. Р.ф.рендум – всенародное голосование
2. К.нсенсус – согласие на основе поиска компромисса
3. П.рламент – высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан
4. Пл.р.лизм – принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей. Взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции
5. Д.мократия – власть народа
6. Политический абс.нтеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании.
7. М.ж.ритарная система – тип избирательной системы
8. Сув.р.нитет — есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу.
9. выб.ры — одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления
10. П.рлам.нтаризм –1) государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству – парламенту; 2) политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;
Приведите в соответствие понятия и определения
Ответ запишите в таблицу
1. Всенародное голосование | |
Б. Выборы | 2. Одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления |
В. Демократия | 3. Принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции |
Г. Референдум | 4. Власть народа |
Б | В | Г | |
|
|
|
|
Приведите в соответствие понятия и определения
Ответ запишите в таблицу
1. политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях; | |
Б. Абсентеизм | 2. согласие на основе поиска компромисса |
В. Парламентаризм | 3. Выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. |
Г. Консенсус | 4. уклонение избирателей от участия в голосовании. |
Б | В | Г | |
|
|
|
|
Б) Повтор типов избирательных систем, их основных признаков
Задание1
Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните.
Задание2.
Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт.
Задание3.
В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.
Вопрос: Какая избирательная система действует в РФ? Объясните ее суть.
Это интересно: чтобы пройти в парламент, партиям необходимо преодолеть с 2007 года 7% барьер. Для сравнения: Египет – 8%, Швеция- 4%, Аргентина – 3%.
Тест
1. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными
для избирательной системы в демократическом обществе,
и обведите цифры, под которыми они указаны.
I) наличие возрастного ценза
2) наличие образовательного ценза
3) тайная подача голосов
4. информированность граждан о программах кандидатов
5. допущение привилегий при распределении голосов
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания
Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными
для избирательной системы в демократическом обществе,
и обведите цифры, под которыми они указаны.
имущественный ценз
безальтернативность выборов
ценз гражданства
открытое голосование с информацией о кандидате
равенство голосов граждан
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания
Учитель: Сегодня на уроке мы смоделируем ситуации, с которыми реально или гипотетически может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права
Разыгрывание ситуаций по группам
Группы называют основные нарушения
Ситуация № 1.
Председатель участковой избирательной комиссии:
— Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Ситуация № 2.
Из разговора с членом избирательной комиссии:
— Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
Ситуация № 3.
Из беседы с наблюдателем.
— Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Ситуация № 4.
Из разговора с избирателем.
— Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он — хороший человек.
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:
Ситуация № 1.
непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.
массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.
Ситуация № 2.
голосование за родственников.
устранение наблюдателей при подсчете голосов.
Ситуация № 3.
халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.
непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.
отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.
Ситуация № 4.
отсутствие наблюдателей.
выброс фальсифицированных бюллетеней.
агитация в день выборов.
Подведение итога работы на данном этапе
Учитель: Политическая жизнь страны динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Взаимодействие субъектов политики порождает в обществе политический процесс. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом.
Слайд: двуликий Янус
Историческая справка: Двуликий Янус
Был в римской мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царем Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получившим дар ясно видеть все в прошлом и в будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращенным в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времен. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Сегодня двуликим Янусом мы называем неискреннего человека.
Вопрос: Как вы понимаете это сравнение?
Вывод: Только открытые политические процессы , происходящие на глазах у всего общества и при сознательном политическом участии граждан ведут в будущее. Это подлинные демократические процессы, в которых граждане принимают участие, политическое участие
Расскажите, каким бывает политическое участие?
Политическое участие – это действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Каким бывает политическое участие?
Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым)
Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей.
Непосредственное
— участие в деятельности политических партий
— обращение и письма, встречи с политическими деятелями
— участие в митингах
— участие в выборах.
Слайд 8, 9
Вывод : понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве
Задание (Слайд10)
Решение учебно-познавательной задачи
Учимся сравнивать
Французский просветитель 18 в. Ж.Ж. Русо, один из создателей теории общественного договора и сторонник народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеет обязательной силы.
Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель, считал народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.
Вопрос: Что общего и в чем различия приведенных взглядов Руссо и Джефферсона?
Работа в тетрадях
Слайд 11
Ответ:
Общее – идея народного суверенитета
Запись: понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве
Различия: Руссо – сторонник прямого (непосредственного ) участия , Джефферсон — сторонник опосредованного (представительного) участия
Учитель: Непосредственное участие граждан – это участие в выборах.
Слайд 12 «Витязь на распутье»
анализ картины В.Васнецова «Витязь на распутье»
(сюжет, предложенный автором, обращен к теме выбора.
На картине запечатлен момент тяжелого раздумья, размышления о выборе. Опущенная голова витязя говорит о сложности данного момента в жизни этого человека. Человеческий череп напоминает нам о бренности бытия. А может быть, и предупреждает: выбор должен быть продуманным. На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь. «Что выбрать?» — вот главный вопрос картины)
Участие в выборах – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям, так как велика опасность попасть под влияние популизма
Работа с документом
Сущность популизма
«Популюс» в переводе с латинского — народ. От этого корня в европейских языках образовалось много слов, в том числе и в русском языке слова «популярность», «популярный». Однако при всем созвучии популярность не тождественна популизму.
Популизм можно определить как выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Популизм, отмечается в политологическом словаре, — это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике — деятель, заигрывающий с массами. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств…
Безнравственность популизма заключается в том, что он манипулирует доверием людей, деформирует его. В истории человечества необходимость объединения усилий, в том числе и в осуществлении конкретного политического курса, всегда вызывала потребность во взаимных обязательствах (политиков, правителей, с одной стороны, и народа — с другой) и, следовательно, в их взаимном доверии…
Популизм, устанавливая зачастую не без лицемерия заведомо фиктивные взаимные обязательства (своего рода сделку, совершенную под влиянием обмана), разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности. В этом заключается главный социальный вред популизма…
Малъко А.В. Популизм — тормоз демократии.
С4. Что такое популизм и в чем его сущность? –
Ответ: Популизм — это выдвижение нереалистичных, но популярных в конкретной ситуации лозунгов и обещаний для достижения определенных политических целей. Сущность популизма в использовании группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах взгля
дов и настроений людей
С5. Совпадают ли по смыслу словосочетания человек-популист и популярный человек? Ответ поясните.
Словосочетания человек-популист и популярный человек не совпадают по смыслу
Популист — деятель, заигрывающий с массами, а популярный человек — тот, кто пользуется широкой известностью
Сб. В чем безнравственность и в чем социальный вред популизма? Безнравственность популизма в том, что он манипулирует доверием людей Социальный вред популизма в том, что он разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности
С7. Каков, на ваш взгляд, основной путь борьбы с популизмом в российском обществе? В чем его суть?
Правильно назван основной путь борьбы в России с популизмом — становление демократической политической культуры граждан и перечислены ее элементы: научные знания, ориентации на демократические ценности и нормы, модели поведения, согласованные с установленными демократическими правилами
Учитель: Мы давно забыли о достоинствах бога Януса. Когда мы называем кого-нибудь «двуликим Янусом», мы хотим сказать: неискренний, двуличный человек. Таким человеком и является популист. Нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма
Запись: (от лат. Populous – народ) – это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний.
Вывод: Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.
Учитель: чтобы не попасться на удочку популиста, необходимо обладать политической культурой.
Вопрос: Вспомним, что включает в себя политическая культура? (слайд)
Слайд 15.
Задание: 1 марта в области прошли выборы в муниципальные органы власти.
Прокомментируйте цифры, сделайте все возможные выводы
Задание стр. 272
Сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 группы).
Необходимо участвовать в выборах потому, что:
(Предполагаемые ответы учеников).
Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;
Это показатель политической и правовой культуры гражданина;
Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;
Выборы закладывают фундамент будущего страны;
Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.
Причины политической пассивности:
(Предполагаемые ответы учеников)
Отстраненность части граждан от политики;
Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;
Низкий уровень политической культуры;
Незнание программ партий и трудности с выбором;
Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.
Учитель
Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.
«Абсентеизм»
(лат.absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит>, политика и т.п.
Учитель: Закончить наш сегодняшний разговор я хочу притчей
(Приложение: презентация 2)
В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»
Учитель: Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в выборах, право выбирать. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого. Что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее . Все в Ваших руках.
Домашнее задание: повторить §20-24
Использованная литература:
Л.Н. Боголюбов Учебник Обществознание 10 класс
Методические рекомендации. Пособие для учителя под редакцией Л.Н. Боголюбова М., Просвещение 2006
Демократия: государство и общество.
Школьный словарь по обществознанию.
Сайт Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2007/2008 урок «Я – будущий избиратель» Автор Коломиец Ольга Михайловна ( ситуации, использованные на уроке)
12