Урок по истории древнего мира по теме «Рабы и рабовладельцы»

ГБОУ СКОШИ II вида им. К.А. Микаэльяна

№ 30 г. Москвы






Урок по истории Древнего мира

«Рабы и рабовладельцы в Древнем Риме».












Урок подготовлен

учителем истории

Мамаевой Натальей Вячеславовной











г. Москва

2011





«Рабы и рабовладельцы в Древнем Риме».



Урок повторительного обобщения


I

II

III

IV

V


УМ 1 — Организация начала урока. Оргмомент.

Цель: подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на всех этапах урока.


УМ 2 — Фонетическая зарядка.

Цель: работа над спецификой урока (слухом, монологической речью учащихся; произносительными навыками, ударением); выделение контрольных звуков и отработка данных звуков в понятийном аппарате урока.


УМ 3 — Проверка домашнего задания (закрепление раннее изученного материала). Фронтальный и индивидуальный опрос. Закрепление ЗУН учащихся.

Цель: проверить степень выполнения домашнего задания у учащихся, выявить недостатки ЗУН с целью их дальнейшего исправления.

УМ 4 – Подведение итогов урока.

Цель: дать анализ урока; комментирование оценок учащихся (анализ учебных достижений учащихся).


УМ 5 – Целевая установка будущего урока.

Цель: определение основных задач будущего урока.










Урок по истории Древнего мира по теме:

«Рабы и рабовладельцы в Древнем Риме ».


Целевая установка урока:

  1. Закрепить первоначальные знания учащихся о древнейшем античном Риме.

  2. Излагая новый материал, подвести учащихся к следующим выводам:

    • Войны Римского государства – основной источник войн, в силу чего – рабы являлись очень дешевым товаром.

    • Рабы выполняли физически тяжелые, подчас, опасные работы.

  3. Познакомить учащихся с различными видами борьбы рабов с рабовладельцами.

  4. Продолжить работу по закреплению понятийного аппарата (словарных понятий).

  5. Продолжить работу над формированием умений и навыков учащихся: развернутого ответа на вопрос и умения задавать вопрос; рецензирования ответа одноклассника; умения работать с исторической картой.

  6. Работа над спецификой урока (слухом, монологической речью учащихся; произносительными навыками, ударением).

  7. Воспитывать у учащихся интерес к всемирной истории.


Оборудование урока:

  1. Историческая (учебная) карта «Римское государство в IIIII вв. до н.э.»

  2. Меловая линия времени.

  3. Схема «Использование труда рабов в Древнем Риме»

  4. Иллюстрации «Капитолийская волчица», «Труд рабов в Древнем Риме», «Спартак»

  5. Аппликации «Римские рабы», «Римское войско».

  6. Картины «В имении римского рабовладельца», «Римское войско в походе», «Триумф римского императора»

  7. Раздаточный текстовый материал.

  8. Макет книги «История Древнего Рима».

  9. Выставка книг по истории Древнего Рима.












I. Оргмомент (приветствие, проверка слуховых аппаратов и ЗУА).


II. Фонетическая зарядка (работа над произношением и ударением).

Учитель: Сегодня на уроке, ребята, мы постараемся правильно произносить в словах, словосочетаниях и предложениях звуки ск и звук ц.

Послушайте, как это получается у меня.


У

Произносите правильно

читель привлекает внимание учащихся к аппликации

  • рабовладельцы

  • волчица

  • капитолийская волчица

  • патриций

  • провинция

Италия с юга омывается Адриатическим морем.

По преданию, Римом правили семь царей.






Учитель: Правильно проиносите записанные на доске слова, произносите записанные на

доске слова, словосочетания и

предложения.


Учащиеся выполняют данное задание.

Учитель (на слух): Найдите слова, отвечающие на вопрос «кто?» (волчица, патриций)

III. Повторение изученного раннее материала (Индивидуальный и фронтальный опрос учащихся с использованием заданий различной степени сложности).


Учитель демонстрирует учащимся макет книги «История Древнего Рима»

Учитель: Сегодня, ребята, вы вспомните уже известный вам материал по истории античного Рима и познакомитесь с новыми страницами книги «История Древнего Рима». Перелистаем ее и остановимся на «Географической страничке».



Географическая страничка








«Географическая страничка»

Учитель: Как называется страна, историю которой мы изучаем?

Индивидуальный опрос с использованием карты.

ЗАДАНИЕ 1. Определите, какие из этих географических объектов относятся к Италии?


  • Балканский полуостров

  • Апеннинский полуостров

  • р.Падус








1.Покажите этот полуостров на карте.

2. Составьте предложение с данным выражением.

(Древняя Италия располагалась на Апеннинском полуострове.

Горы Альпы защищали полуостров от холодных ветров.)

3. Покажите эту реку на карте.

4. Вспомните иное название этой реки.

  • р.Нил

  • р. Тибр

  • город Рим

5. Используя необходимые два географических объекта, составьте предложение.

(Город Рим был построен на левом берегу реки Тибр.)


Историческая страничка









Учитель: «Историческая страничка» — так называется еще одна страница книги. Откроем ее.

Фронтальный опрос.


ЗАДАНИЕ 2 (на слух): Правильны ли данные утверждения?

  1. Апрель – весенний месяц.

  2. Италия – европейская страна.

  3. По легенде, город Рим расположен на трех холмах.

4. Какой горд, по легенде, был, как и Рим, построен на семи холмах?

Индивидуальный опрос.


ЗАДАНИЕ 3. Решим хронологическую задачу.

Какой город старше и на сколько:

Москва или Рим?

до н.э. н.э.


754 год 0 1147 год

Х

Х= 754+1147

Х= 1901

Ответ: Рим старше Москвы на 1901 год.









Возможен индивидуальный опрос.

ЗАДАНИЕ 4. Игра «Угадай, кто я?»

Кто из героев римских легенд мог сказать о себе такие слова?

Р


1. Кто из героев римских легенд мог сказать о себе такие слова?

2. Какой памятник благодарные римляне поставили волчице?

3. В каком месте Рима находилась эта бронзовая статуя?


асскажите миф о Капитолийской волчице (в помощь репродукция картины).


Возможен фронтальный опрос.

С давних пор моих братьев и сестер преследуют и убивают. А за что? Если бы не я, то Рим, может быть, не был бы построен.




Учитель (обращает внимание на выставку книг): С другими интересными легендами и мифами Древнего Рима вы можете познакомиться, прочитав книгу российского историка Юрия Циркина «Мифы Древнего Рима».


После выполнения Задания 4 проводится индивидуальная словарная работа с целью закрепления понятийного аппарата.


Учитель: Для знакомства с новым материалом нам необходимо вспомнить значение некоторых слов. Вы поняли, ребята, что сейчас мы проведем словарную работу.

ЗАДАНИЕ 5. Это слово нам хорошо знакомо.

Индивидуальный опрос.

Учитель: Используя карточку-подсказку, выполни работу.

  • Плебеи

  • Консул

  • Форум

  • Патриции

  • император

Вопрос к …..

Ударение в …….

Значение ……..







IV. Переход к изучению нового материала.

Учитель (привлекает внимание ребят к меловой линии времени): Посмотрите на линию времени. На ней я отмечаю хронологическую дату – III в. до н.э. В это время Рим был одним из сильнейших государств античности. Он вёл многочисленные войны, в которых одерживал победы. Посмотрите на картину.

Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины

«Триумф римского императора».

Далее осуществляется работа над картиной

(беседа, словарная работа и вывод).


Учитель: Мы видим императора, который вместе с войском и военной добычей возвращается в Рим – столицу могущественного государства – Римской империи.

(Учитель выделяет в своем рассказе новые понятия.)

В честь победоносного императора в городе возведены ворота – триумфальная арка. Одержанная победа – называлась триумфом, а полководец, одержавший ее – триумфатором.

1. Кто идет впереди войска? (пленники)

2. Почему вы считаете, что эти люди – пленники?

(Оборванная одежда; на их лицах потухшие взгляды; беспокойство за свою дальнейшую судьбу. Некоторые смотрят на римлян с ненавистью. Ребенок со страхом прижимается к матери, которая прижимает к груди другого ребенка. Возможно, он умер, не выдержав долгого пути).

3. Как вы думаете, какова судьба этих пленных?

(Их участь печальна и трагичнаони статут рабами, ведь свою свободу они уже потеряли).



Учитель (подводит учащихся к первому выводу, используя аппликации):

Вывод № 1.

Чем больше Рим вёл (что?)_войн__, тем больше в государстве появлялось (кого?)_рабов_.На форуме любого римского города можно было купить рабов.

Они стоили (сколько?)_дёшево_.Рабов могли приобрести как (кто?)_патриции_, так и (кто?)_плебеи_.









Сегодня мы познакомимся с жизнью рабов в Древнем Риме.

Тема нашего урока «Рабы и рабовладельцы в Древнем Риме».


V. Изучение нового материала.

Учитель (использует аппликацию «Раб с табличкой»):

Представьте ребята, что мы с вами форуме какого-то римского города. Мы видим раба с табличкой.

Как вы думаете, ребята, что написано на этой табличке?

(сколько лет рабу, из какого он города, какие работы может выполнять).



Учитель: А сейчас мы, используя аппликации, заполним схему

«Использование труда рабов в Древнем Риме».


















В ходе беседы с учащимися схема приобретает следующий вид:

Труд рабов в Древнем Риме использовался в (при)

Сельском хозяйстве

Каменоломнях и рудниках




Переноске тяжестей

ремесле

в качестве домашней прислуги




Учитель: Вы правильно выполнили это задание. Молодцы!


Учитель (подводит учащихся ко второму выводу, используя заполненную схему):

Вывод № 2.

Рабы в Древнем Риме выполняли

(какую?)_физически трудную

(какую?)_опасную__работу.






Учитель (обращает внимание учащихся к репродукции картины «На вилле римского рабовладельца»): Перед вами картина «На вилле римского рабовладельца». Попробуйте описать то, что вы видите на ней.

А поможет вам словарик, который я подготовила для вас.

  • управляющий виллы

  • обессиливший раб

  • хижина

  • виноградники

  • цепи-кандалы

  • смолить дно

  • пресс-давильня








После индивидуального ответа учащегося учитель сообщает дополнительный материал об о.Смерти на р.Тибр, куда привозили умирать мучительной смертью обессиливших рабов и рабов-стариков.


Учитель: Римский историк Варрон сказал однажды: «Орудия труда бывают трёх видов: мычащие – это быки; немые – это лопаты и плуги и говорящие – это рабы».

Владельцы имений считали, что приобретать много рабов одной и той же национальности не следует.

Как вы думаете, почему?


Учитель: Рабы не мирились со своим положением. Факты из истории Древнего мира свидетельствуют нам о борьбе рабов с рабовладельцами.

Используя эти аппликации, заполним схему «Способы борьбы рабов в Древнем Риме».


Вариант 1





























Вариант 2






Способы борьбы рабов с рабовладельцами














В ходе беседы с учащимися схема приобретает следующий вид:

Способы борьбы рабов с рабовладельцами

Ломали орудия труда

Калечили скот




Плохо выполняли работу


Убивали своих хозяев


Убегали от рабовладельцев

Поднимали восстания





Учитель: Самое известное восстание рабов в Древнем Риме произошло в 74-71 гг. до н.э. (привлекает внимание ребят к меловой линии времени).

Оно вошло в историю Древнего мира под названием «Восстание Спартака». Спартаком звали одного из рабов (учитель демонстрирует иллюстрацию с его изображением).

Познакомиться с историей жизни этого раба, самим восстанием вы можете, прочитав книгу итальянского писателя Джованьолли «Спартак» (учитель обращает внимание учащихся на выставку книг).


VI. Переход к теме будущего урока.


У

читель: Чтобы подавить это восстание, римским консулам пришлось собрать большую армию.

Учитель демонстрирует картину «Римское войско в походе».

А что собой представляла армия римского императора в то время?

Из каких родов войск она состояла?

Какие военные хитрости римляне применяли в бою?

Об этом вы, ребята, узнаете на следующем уроке.


VII. Подведение итогов урока.


Учитель: Подводя итог урока, хочу поблагодарить всех ребят за знания исторического материала, полные ответы, правильное произношение.


Далее учитель комментирует поставленные оценки.






































Список использованной литературы:

  1. Циркин Ю. Мифы Древнего Рима. – М., Астрель, 2000.

2. Мировая иллюстрированная история. Римляне. – М., Росмэн, 1996.

3. Буртомеев В.К. Детский Плутарх. Великие и знаменитые Древнего Мира. – Минск, Полипринт, 1998.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://900igr.net/fotografii/istorija/Rabstvo-v-Rime/004-Trud-rabov-v-imenii-rabovladeltsa.html

  2. https://boi-gladiator.com/foto5/135.html

  3. https://freetonik.com/blog/all/tri-luchshih-seriala/

  4. https://gladfan.ru/stuff/4-1-0-42

  5. https://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000137/st085.shtml





















Свежие документы:  Конспект урока ИЗО «Поможем Золушке»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: