Цель: помочь школьникам получить знания о дискуссионных вопросах этого периода, познакомить с документами, выяснить, в чьих интересах принимались договоры, их роль; подвести к пониманию и изучению блока; в процессе работы развивать уже имеющиеся навыки, оценивать свою работу. Воспитание патриотических чувств.
Оборудование: карта «Мир накануне II мировой войны», портреты Гитлера и Сталина, фотокопия договора Риббентропа- Молотова и секретного протокола к нему, фрагмент документального фильма подписания договора, карикатуры на гитлеровский режим, подборка литературы по II мировой войне – выставка книг, фотографий, опорные конспекты, плакат с признаками тоталитарного режима, пакет материалов по теме ( документы и задания).
Тип урока: «погружение» в новую тему – модульный блок. Изучение новой темы.
Методы: рассказ, беседа, работа с картой, работа с источниками, решение задач.
Проблемное задание: Коммунизм и фашизм: есть ли точки соприкосновения?
Этапы урока.
1.Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока.
2. Входной контроль.
3.Лица эпохи. ( Гитлер. Сталин.) Опережающие задания. Презентации.
4.Готовил ли Сталин нападение на Германию?
5.Договоры Германии и СССР 1939г. (Секретные протоколы)
6.Решение задач.– Проблемное задание.
7.Завершающий контроль.
8.Рефлексия.
Вступительное слово учителя: Войны – величайшие трагедии в истории человечества. Свыше 14 тыс. больших и малых , длительных и скоротечных войн прогремело над нашей планетой за всю историю мировой цивилизации. Современные войны оставляют за собой по масштабам все предыдущие. Проблема войны была самой значительной в ХХ веке. Она сохранила свою актуальность и сейчас. НАТО вплотную приблизилась в нашим границам. Некоторые бывшие советские республики вошли в него. И сейчас некоторые страны хотят диктовать остальным условия существования. Войска США, изображая себя миротворцами, несущими демократию, навязывают свою волю иракскому, сирийскому, ливийскому и другим народам.
Несмотря на то, что о войне много написано, дискуссионные вопросы остаются: готовил ли Сталин нападение на Германию, степень готовности СССР к войне, причины неудач в начале войны, потери в ходе войны и другие. Эти вопросы мы будем рассматривать в ходе изучения тематического блока. Вам предстоит узнать, как и почему началось сближение СССР и Германии накануне второй мировой войны, в чьих интересах и как был принят договор 1939г., какую роль он сыграл во второй мировой войне. На предыдущих уроках мы изучили построение социализма в СССР и становление фашизма в Германии, выявили закономерности установления тоталитарных режимов. Давайте вспомним, что представляли собой СССР и мир накануне войны.
Входной контроль.
-Что представлял собой СССР перед войной?(опорный конспект).
-Мир накануне войны( Работа с картой).
Работа с Секретным протоколом.
Работа в тетради: выписать последствия договора;
Ответить на вопросы: Можно ли считать, что договор с Германией со стороны СССР был вынужденным? Почему Гитлер пошел на подписание договора?
Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера?
В диктатуре власть персонифицируется в одном человеке, личность имеет огромное значение. Поэтому посмотрим презентации и небольшие справки-характеристики лиц эпохи-Гитлера и Сталина.
Лица эпохи. (Опережающее задание)
О Гитлере.
Не существовало понятие «друзей». И союзников , и противников своих он в разной мере использовал. Заключая договоры, действовал как искушенный дипломат. Восхищался действиями Сталина.
О Сталине.
Считал себя русским царем, только коронован не церковью, а марксизмом. Он как бы занял опустевшее место бога. Произошла трансформация – вытесненная религия сублимировалась в обожествление «отца народов». Он считал, что цель оправдывает сродства. Ему присущи 2 незаурядных качества: «жало мудрой змеи» и стальная сила волка. Не было человеческого обаяния, образованности. Не было в нем милосердия, доброты, любви к людям. Его жестокость живет, питаясь энергией страха, подобострастия и лести. Уважал Гитлера как сильную личность.
Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? В историографии нет общепринятого ответа на этот вопрос. Некоторые историки утверждают, что война Германии против СССР была вынужденной, т.к. Сталин намеревался нанести удар по Третьему Рейху. И Гитлер просто опередил Сталина. Эта теория не нова. Она была озвучена геббельсовской пропагандой : о вынужденном превентивном характере войны Германии. Это мнение обычно обосновывалось тем, что СССР сосредоточил на своих западных границах огромные силы. Отрицать наличие плана по упреждающему удару мы не можем. Для Сталина не были секретом ни план «Барбаросса», ни наращивание вермахтом сил у нашей западной границы. Но документально эти планы не были оформлены. А Германия готовила агрессивную войну против СССР безотносительно к планам Сталина. Возникает при этом вопрос: почему, готовя превентивный удар, мы оказались не готовы даже к обороне?
Вторая мировая война готовилась исподволь. Поджигателями войны стали нацистская Германия, фашистская Италия и милитаристская Япония. В 1939г. К «оси» добавились Венгрия и Испания. В 1940-м году «Берлинский пакт»- к военному блоку присоединились Дания, Финляндия, Румыния, Болгария.(Работа с картой).
Попытки СССР создать антигитлеровскую коалицию. Не увенчались успехом. США – политика изоляционизма. Англия и Франция боялись революции больше Гитлера и отказывались заключать договор с СССР. Каждый участник вел свою игру в мировой политике, пренебрегая интересами партнера, действуя не разумом, и тем более совестью, а «законом джунглей». И когда в результате « аншлюса» Германия проглотила Австрию, Судеты по Мюнхенскому договору, затем Чехию , Моравию, Албанию. Политика ведущих держав Европы поставила СССР в изолированное положение, а это не давало шансов добиться усиления своего влияния в мировых делах. Перед СССР встал выбор: заключать договор с Германией или начать войну против нее.
Договоры Германии и СССР 1939г. (Секретные протоколы) .
И Сталин пошел на подписание пакта о ненападении сроком на 10 лет. Основа этого договора ненападение и невмешательство в случае войны с третьими странами. Сталин радовался подписанию этого договора, это отодвигало угрозу войны в целом. И на два фронта в частности( с Японией). Считал, что он «гениально надул простака Гитлера». Это противоречит истине. Гитлер использовал Сталина для промежуточных целей. Он, как и Сталин, понимал, что между ними союз невозможен, возможен лишь компромисс. По договору не было взаимного доверия. Договор был необходим Гитлеру: не хотел войны на 2 фронта; хотел эффекта неожиданного нападения на СССР, т.к. он не скрывая говорил: «Если мы сегодня говорим о новых землях и территориях Европы, мы обращаем свой взор в первую очередь на Россию».
Но помимо договора был подписан секретный протокол, по которому Гитлер и Сталин делили сферы интересов, куда вошли соседние суверенные государства. Этот протокол назвали разделом добычи хищниками. Нечистоплотная политика. Сталин стал изъясняться с соседними странами на языке ультиматумов и угроз, даже прибегал к силе оружия. Присоединение Бессарабии, Северной Буковины, Прибалтийских территорий – Латвии, Эстонии, Литвы, Карелии к СССР носило захватнический характер. Воспользовавшись договором с Германией, СССР напал на Финляндию. Глядя на этот протокол можно сделать вывод, что СССР примирился с идеологией фашизма. СССР получил контроль над Восточной Европой ,не участвуя в войне, стал невоюющим союзником Германии, соучастником агрессии.
Работа в подгруппах.
1)А-2,11,12. 2)А-8,11,12. 3)А-9,11,12. По возможности-А-4,5,6.
Завершающий контроль.
Так были ли точки соприкосновения у фашизма и коммунизма?
-тоталитарные режимы;
-всевластие единой идеологии;
-все стороны жизни унифицированы;
-власть бесконтрольна и жестока;
-стали индустриальными державами;
-ликвидирована безработица;
-рост политического авторитета вождей, создавших культ личности;
-нагнетался психоз, шпиономания;
-монополия правящей партии;
-лозунг: общественные интересы выше личных.
Завершающий контроль.
В работе Ф.Энгельса и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» выделяется 6 признаков тоталитарного режима:
1.политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы общества;
2.существует единственная массовая партия, членство в которой открыто лишь для небольшой части населения ; партия обладает олигархической структурой, и либо переплетается с государственной бюрократией, либо контролируется;
3.управление осуществляется посредством системы террора, направляемой партией и тайной полицией;
4.средства массовой информации находятся под жестоким контролем власти;
5.средства вооруженной борьбы монополизированы партией и правительством;
6.последние контролируют также экономическую жизнь.
Какие еще признаки тоталитарного режима вы бы назвали?
Вывод.
Мы не можем считать национализм и коммунизм одного поля ягодами. Эти режимы – враги. Они несовместимы как вода и масло. Но точки соприкосновения у них есть: и тот, и другой режим стремился к проведению своей идеологии в мировом пространстве. Для СССР – расширение фронта социализма на максимально возможной территории- «Пожар мировой революции».А война- такой момент, когда можно расширить рамки коммунизма. Нападение империалистов мы должны быть готовы предупредить своими наступательными действиями, освободить от загнивающего капитализма. А для Германии невозможна война, кроме всемирной. Гитлер претендовал на мировое господство национал-социализма. Обе страны видели друг в друге противников и готовились к схватке за господство в Европе. В обеих странах установились диктаторские тоталитарные режимы с сильными лидерами.
Рефлексия. Оценить свою работу.
Домашнее задание —А-7,13.
Индивидуальный пакет с документами и заданиями.
Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939г.
Копия.
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.
Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.
Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Москва, 23 августа 1939 года
За Правительство |
А-1
Как сочетается подписание в августе 1939 года советско-германского пакта о ненападении, известного как «пакт Риббентропа- Молотова», с таким заявлением нацистского фюрера в 1937году: «Я рассматриваю большевизм как самый ужасный яд, который можно дать людям. Я не хочу, чтобы мой народ, мои люди имели какой-то контакт с этим учением… любое соглашение с теперешней большевистской Россией будет совершенно бессмысленно для нас. Глупо думать, что национал-социалистическая Германия вступит когда-либо, чтобы защитить большевизм»? чтобы изгнать дьявола»?
А вот оценка пакта о ненападении, данная самим Гитлером: «Это пакт с сатаной, чтобы изгнать дьявола».
Охарактеризуйте воздействие пакта «Риббентропа- Молотова» на международные отношения конца 1930-х гг.
А-2
Прокомментируйте следующие фрагменты.
«Мы идем к науке свободные от бремени знания и научного образования… студент должен приходить в высшую школу с требованием, чтобы наука была такой же солдатской, как его собственная выправка, а профессор обладало качествами вождя и солдатской выправкой».
«Мы снова хотим оружия, потому что все, начиная от букваря ребенка и до последней газеты, каждый театр и каждое кино, каждый столб для плакатов и каждая свободная доска для объявлений должны быть поставлены на службу этой единственной миссии»; «совесть – еврейская выдумка»(Гитлер).
«Следует воспитывать у каждого офицера и солдата германской армии чувство личной материальной заинтересованности в войне…»
Почему нацистский режим был столь заинтересован в пропаганде войны?
А-3
Прочитайте задачу из по математике для средней школы(1939г) : « Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг. Горючего, самолет весит 8 тонн. По возвращении из своего крестового похода он все еще имеет 230кг. Горючего. Каков собственный вес самолета?» Ваше мнение о задаче? С чем связано ее появление в учебнике? Подумайте, какую роль играет пропаганда в составлении и упрочении тоталитарных режимов?
А-4
Из выступления на комсомольском форуме знаменитой стахановки – свекловода Марии Демченко: «Мы всю свою работу построили по стахановскому методу, по-сталински. Все, чего мы добились, говорит о том, что мы поняли, как надо работать… партия учит нас работать по-сталински.
Товарищ Сталин заботится о нас, как родной отец : мы его горячо, сильно любим. Мы его любим за то, что он нас учит, как жить, он нас учит работать по-стахановски, дает широкую дорогу, защищает нас от врагов».
А-5
Страницы истории. Письмо 12-тилетней школьницы Иосифу Виссарионовичу Сталину, в котором она подробно рассказала о своем «счастливом детстве».
Здравствуйте, дорогие товарищ Сталин! Наш любимый вождь, учитель и друг всей счастливой советской страны. Дорогие товарищ Сталин! Я шлю Вам свой горячий и сердечный привет и желаю Вам лучших успехов в жизни Вашей, быть здоровым навсегда. Я хочу Вам описать мою невеселую жизнь.
Дорогие тов. Сталин! Я слыхала по радио в Ваших речах, Вы говорили, что в Советском Союзе жизнь детей очень хорошая, они учатся в школах, широко открыты им двери в школу. Это, конечно, верно, дорогие товарищ Сталин.
Дорогие Иосиф Виссарионович, я и мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, товарищ Сталин, питания у нас нет. Корову и лошадь у нас уже отобрал Куриловский сельский Совет в 1935 году. И вот уже второй год мы живем без коровы и лошади. Теперь у на с в на стоящее время нет никакой скотины ввиду того, что сельский Совет неправильно на нас наложил налог. Он учел, что отец мой ездил под извозом, но то все неверна Отец мой не ездил и наложили неправильно — вселожно. Одного налогу было положено 900 рублей, а всего было наложено больше двух тысяч рублей. Такой большой налог мы уплатить не в силах. Семья у нас, товарищ Сталин, 8 человек: 6 детей, самой старшей девочке — 14 лет и самому младшему — 2 года.
Дорогие Иосиф Виссарионович! В колхоз мы не вступили потому, что отец мой инвалид, он сражался на двух войнах и потерял там все свое здоровье, и так что работать в колхозе не в силах. А единолично жить тоже неважно, не только неважно, но даже плохо. Но мы работаем не торопясь, помаленьку. Земли мы в настоящее время не имеем, сдали в колхоз в 1936 году.
Я, товарищ Сталин, хожу в школу в 4-й класс, а брат мой тоже ходит в школу во 2-й класс. Остальные не учатся, потому что еще молоды. Дорогие товарищ Сталин, в школу нам ходить очень невозможно, так как нет питания, и к тому же у нас очень сильное малокровие.
Дорогие товарищ Сталин! Я хочу Вам описать о моих успехах, как я учусь: отметки у меня за первую четверть были по семи предметам «отлично», а потрем предметам — «хорошо»… Но я добьюсь, чего хочу, чтобы по всем предметам за 3-ю четверть было «отлично». Но если бы, товарищ Сталин, было питание, то я училась бы еще лучше.
Ни один ученик в 4-м классе не записался в пионеры Но я заявила вожатому отряда, что я хочу вступить в пионеры, и меня записали в звено в 6-й класс под именем Вас, товарищ Сталин.
Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я думаю и надеюсь на Вас, что Вы окажете нам какую-либо помощь. И не оставите неисполненной мою просьбу.
Товарищу Сталину Спасибо товарищу Сталину За нашу счастливую жизнь! За детство счастливое наше, За наши чудесные дни.
Так вот, товарищ Сталин, любимый наш вождь, я Вам описала свою жизнь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу. Пишите, пожалуйста, дорогой товарищ Сталин, мне ответ, я буду ждать с нетерпением.
Мой адрес: г. Макарьев на Унже Ивановской области, Куриловский сельсовет, деревня Илейкино, Швецова Нина Васильевна.
Н.Швецова (мне 12 лет)
А-6
Кто и что делало Гитлера Гитлером? Каким образом и почему безвестный ефрейтор, каким он был в первую мировую войну, недоучившийся художник стал вождем немецкого народа? Какие личные качества Гитлера этому способствовали? Сформулируйте свою точку зрения.
А-7
Стержнем системы управления гитлеровской Германии стал так называемый фюрер-принцип, и предполагающий жесткую вертикаль в построении властных структур и централизации власти, подчинение нижестоящих «фюреров» вышестоящим. Отражением этой системы становится лозунг: «Один народ, одна страна, один вождь». Для чего понадобилось введение подобной системы в Германии? Какие цели преследовало нацистское государство?
А-8
В конце 1930-х годов Боннский университет признал, что Альфред Крупп, военно-промышленный магнат Германии, имеет не только военные заслуги. Отметив, что снаряды Круппа «Толстый Берт» способствуют прогрессу человечества, ученые мужи присвоили Круппу степень почетного доктора философии.
Оцените и прокомментируйте этот факт.
А-9
Какое влияние политика, проводимая нацистским государством, оказывала на его экономику. О чем свидетельствует такой пример: чистая прибыль концерна Круппа увеличилась с 1933 по 1937год с 6,65 млн.марок до 17,22 млн.марок. За счет каких средств Германии удалось избежать экономического спада в конце 30-х годов?
А-10
В 1935 году в Германии был принят закон о защите немецкой крови и немецкой чести, явившийся основой проведения политики «расовой гигиены». Результатом этой политики стало уничтожение 1 млн. цыган, около 6 млн. евреев. Аналогичный закон был принят в 1937г в Италии.
Как вы думаете, почему именно расизм стал одной из основ фашизма? В чем различие между теорией марксизма и фашистской идеологией? Что между ними общего?
А-11
Цель своего развития тоталитарное общество, как правило, формулирует достаточно абстрактно: « третий рейх», «великая Италия», «коммунизм».
Вспомните, к примеру следующие строки:
К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли ты врубаешься,
Мечта прекрасная,
Еще не ясная,
Уже зовет тебя вперед.
В обществе создается особая психологическая атмосфера , приподнятый настрой. Почему это происходит? Как исторический оптимизм сочетается с природой тоталитарных обществ? Антиподом каких идей он является?
А-12
Известно, что краеугольным камнем тоталитарного общества является представление о человеке как винтике в общественном механизме. Чтобы механизм слаженно работал, «винтик» должен с определенной скоростью вращаться в определенную сторону и ни в коем случае не проявлять самостоятельности. Но вот что писала газета «Правда» 20 августа 1938г. после принятия закона “О гражданстве»: «Нет другой страны в мире, в которой было бы так развито чувство личного достоинства. В Советской Союзе никто «не ломает шапки». Слово «гражданин» стало формой общения, знаменующей право равных на взаимное уважение. Это советская демократия в быту. Советский народ неутомимо извергает из своей среды изменников родины, предателей, агентов буржуазии. Велика честь быть гражданином СССР. Вспоминаются в этой связи и строки В.В.Маяковского: «У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока»
Как же сочетается чувство личного достоинства с «человеком-винтиком»? Ценит ли система истинную гордость и достоинство в человеке?
А-13
Еще в 1924 году, после подавления пивного путча Гитлер, отбывая срок заключения в крепости Ландсберг, сказал: «Если я снова займусь политикой, то это будет новая политика. Вместо того, чтобы завоевывать власть с помощью оружия, мы, к неудовольствию депутатов – католиков и марксистов сунем нос в Рейхстаг. Правда, понадобится больше времени, чтобы их переголосовать, нежели на то, чтобы их перерасстрелять …Но под конец, их же собственная конституция приведет нас к успеху. Каждая легальная процедура длится долго… но рано или поздно мы завоюем большинство и тем самым Германию.»
Почему нацисты, глубоко презирающие все демократические процедуры, тем не менее предпочитают парламентский, законный путь к власти прямому ее захвату?
А-14
Прокомментируйте закон, принятый 14 июля 1933 года в Германии. Какие системные качества тоталитарного режима в нем проявились?
«*В Германии существует одна единственная политическая партия. Национал-социалистическая партия.
**Каждый, кто предпримет попытку сохранения другой политической партии или создание новой политической партии, будет приговорен к 3 годам каторжной тюрьмы или тюремному заключению от 6 месяцев до 3 лет, если его действия, согласно другим указам, не повлекут за собой более тяжкого наказания».
Статья 126. Конституции СССР 1936года.
« В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных…»
Сравните немецкий закон и конституцию СССР 1936г. Какой из этих документов носит более демагогический характер? Почему? Какое содержание вкладывалось в понятие «трудящиеся крестьяне», «трудовая интеллигенция»?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родился 20 апреля 1889 года на границе Германии, Австрии. В школе учился слабо, высшее образование в биографии Гитлера так и не было получено. Ему дважды отказывали при поступлении в академии искусств Вены, не смотря на то, что он имел художественный талант.
С началом Первой Мировой войны добровольно пошел на фронт. Рождение Гитлера как националиста, милитариста произошло именно в те годы. Он получил звание ефрейтора, несколько наград. В 1919 году в биографии Адольфа Гитлера произошло вступление в Немецкую рабочую партию. Во время кризисной ситуации в стране ему удалось преобразовать партию в национал-социалистическую. В 1921 году Гитлер возглавил партию.
После организации Баварского путча был арестован, осужден на 5 лет. За 9 месяцев пребывания в тюрьме был написан труд Гитлера «Майн Кампф» (Mein Kampf, моя борьба). В этом произведении он изложил свою позицию касательно расовой чистоты, объявив войну евреям, коммунистам, заявил, что Германия должна господствовать в мире.
Для Гитлера восхождение началось с кризисом 1929 года. В 1933 году он был назначен рейхсканцлером. После этого запретил деятельность всех партий кроме нацистов. Был принят закон, согласно которому Гитлер стал диктатором с неограниченной властью на 4 года. В 1934 году он взял себе титул предводителя «третьего рейха». Присвоив себе еще больше власти, он ввел охранные отряды СС, основал концентрационные лагеря, модернизировал, оснастил оружием армию.
В 1938 году в биографии Гитлера была захвачена Австрия, затем западная часть Чехословакии была присоединена к Германии. В июне 1941 года Германия напала на СССР. В конце войны, когда немецкие войска терпели поражения, из бункера Гитлера (подземного убежища) шло управление остатками армии. Когда же Берлин был окружен, наступила смерть Гитлера. Адольф вместе с женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством.
Мы стоим
за мир
и отстаиваем
дело мира.
/И. Сталин/
Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили) Иосиф Виссарионович [9(21).12. 1879, г. Гори, ныне Грузинская ССР, — 5.03.1953, Москва], один из руководящих деятелей Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, видный теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма. Родился в семье кустаря-сапожника. В 1894 окончил Горийское духовное училище и поступил в Тбилисскую православную семинарию. Под влиянием русских марксистов, проживавших в Закавказье, включился в революционное движение; в нелегальном кружке изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова. С 1898 член КПСС. Находясь в социал-демократической группе «Месаме-даси», вёл пропаганду марксистских идей среди рабочих Тбилисских железнодорожных мастерских. В 1899 исключен из семинарии за революционную деятельность, перешёл на нелегальное положение, стал профессиональным революционером.
После свержения самодержавия Сталин 12(25) марта 1917 вернулся в Петроград, был введён в состав Бюро ЦК РСДРП (б) и в редакцию «Правды», принимал деятельное участие в развёртывании работы партии в новых условиях. Сталин поддержал ленинский курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. На 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) избран членом ЦК (с этого времени избирался членом ЦК партии на всех съездах по 19-й включительно). На 6-м съезде РСДРП (б) по поручению ЦК выступал с политическим отчётом ЦК и докладом о политическом положении.
Как член ЦК Сталин активно участвовал в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции: входил в состав Политического бюро ЦК, Военно-революционного центра — партийного органа по руководству вооруженным восстанием, в Петроградском ВРК. На 2-м Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 избран в состав первого Советского правительства в качестве наркома по делам национальностей (1917—22); одновременно в 1919—22 возглавлял Наркомат государственного контроля, реорганизованный в 1920 в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).
В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918—20 Сталин выполнял ряд ответственных поручений ЦК РКП (б) и Советского правительства: был членом РВС Республики, одним из организаторов обороны Петрограда, членом РВС Южного, Западного, Юго-Западного фронтов, представителем ВЦИК в Совете рабочей и крестьянской обороны. Сталин проявил себя крупным военно-политическим работником партии. Постановлением ВЦИК от 27 ноября 1919 награжден орденом Красного Знамени.
После окончания Гражданской войны Сталин активно участвовал в борьбе партии за восстановление народного хозяйства, за осуществление новой экономической политики (НЭП), за укрепление союза рабочего класса с крестьянством. Во время дискуссии о профсоюзах, навязанной партии Троцким, защищал ленинскую платформу о роли профсоюзов в социалистическом строительстве. На 10-м съезде РКП (б) (1921) выступал с докладом «Очередные задачи партии в национальном вопросе». В апреле 1922 на Пленуме ЦК Сталин был избран Генеральным секретарём ЦК Партии и находился на этом посту свыше 30 лет, однако с 1934 года формально являлся секретарём ЦК.
Как один из руководящих работников в области национально-государственного строительства Сталин принял участие в создании Союза ССР. Однако первоначально в решении этой новой и сложной задачи допустил ошибку, выдвинув проект «автономизации» (вступление всех республик в РСФСР на правах автономии). Ленин подверг критике этот проект, обосновал план создания единого союзного государства в форме добровольного союза равноправных республик. Учтя критику, Сталин полностью поддержал ленинскую идею и по поручению ЦК РКП (б) выступил на 1-м Всесоюзном съезде Советов (декабрь 1922) с докладом об образовании Союза ССР.».
В. И. Ленин, превосходно знавший кадры партии, оказывал огромное влияние на их воспитание, добивался расстановки кадров в интересах общепартийного дела, с учётом их индивидуальных качеств. В «Письме к съезду» Ленин дал характеристику ряду членов ЦК, в том числе и Сталину. Считая Сталина одним из выдающихся деятелей партии, Ленин вместе с тем писал 25 декабря 1922: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью» (там же, т. 45, с. 345). В добавление к своему письму Ленин 4 января 1923 писал:
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д.» (там же, с. 346).
Генерального секретаря ЦК с тем, однако, чтобы он учёл критику со стороны Ленина и сделал из неё необходимые выводы.
После смерти Ленина Сталин активно участвовал в разработке и осуществлении политики КПСС, планов хозяйственного и культурного строительства, мер по укреплению обороноспособности страны и проведению внешнеполитического курса партии и Советского государства. Вместе с другими руководящими деятелями партии Сталин вёл непримиримую борьбу с противниками ленинизма, сыграл выдающуюся роль в идейно-политическом разгроме троцкизма и правого оппортунизма, в защите ленинского учения о возможности победы социализма в СССР, в укреплении единства партии. Под руководством Коммунистической партии советский народ осуществил ленинский план построения социализма, провёл гигантские по сложности и по своему всемирно-историческому значению революционные преобразования. В решение этих задач вместе с др. руководящими деятелями партии и Советского государства внёс личный вклад Сталин. Ключевой задачей в строительстве социализма явилась социалистическая индустриализация, обеспечившая экономическую самостоятельность страны, техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, обороноспособность Советского государства. Самой сложной и трудной задачей революционных преобразований было переустройство сельского хозяйства на социалистических началах. При проведении коллективизации сельского хозяйства были допущены ошибки и перегибы. Ответственность за эти ошибки несёт и Сталин. Однако благодаря решительным мерам, принятым партией при участии Сталина, ошибки были исправлены. Важное значение для победы социализма в СССР имело осуществление культурной революции.
В условиях надвигавшейся военной опасности и в годы Великой Отечественной войны 1941—45 Сталин принимал руководящее участие в многосторонней деятельности партии по укреплению обороны СССР и организации разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии. Вместе с тем накануне войны Сталин допустил определённый просчёт в оценке сроков возможного нападения гитлеровской Германии на СССР. 6 мая 1941 он был назначен председателем СНК СССР (с 1946 — председатель Совета Министров СССР), 30 июня 1941 — председатель Государственного комитета обороны (ГКО), 19 июля — наркомом обороны СССР, 8 августа — Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.
В деятельности Сталина наряду с положительными сторонами имели место теоретические и политические ошибки, отрицательно сказывались некоторые черты его характера. Если в первые годы работы без Ленина он считался с критическими замечаниями в свой адрес, то позднее начал отступать от ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни, переоценивать собственные заслуги в успехах партии и народа. Постепенно сложился культ личности Сталина, который повлек за собой грубые нарушения социалистической законности, причинил серьёзный вред деятельности партии, делу коммунистического строительства.
20-й съезд КПСС (1956) осудил культ личности как явление, чуждое духу марксизма-ленинизма, природе социалистического общественного строя. В постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 «О преодолении культа личности и его последствий» партия дала объективную всестороннюю оценку деятельности Сталина, развёрнутую критику культа личности. Культ личности не изменил и не мог изменить социалистическую сущность советского строя, марксистско-ленинский характер КПСС и её ленинский курс, не приостановил закономерного хода развития советского общества. Партия разработала и осуществила систему мер, которые обеспечили восстановление и дальнейшее развитие ленинских норм партийной жизни и принципов партийного руководства.
Сталин был членом Политбюро ЦК ВКП (б) в 1919—52, Президиума ЦК КПСС в 1952—53, членом Исполкома Коминтерна в 1925—43, членом ВЦИК с 1917, ЦИК СССР с 1922, депутатом Верховного Совета СССР 1—3-го созывов. Ему были присвоены звания Героя Социалистического Труда (1939), Героя Советского Союза (1945), Маршала Советского Союза (1943), высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза (1945). Он награжден 3 орденами Ленина, 2 орденами «Победа», 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, а также медалями. После смерти в марте 1953 года похоронен в Мавзолее Ленина — Сталина. В 1961 по решению ХXII съезда КПСС перезахоронен на Красной площади.