Урок по литературному чтению 4 класс
Тема: Андрей Платонович Платонов «Разноцветная бабочка»
Цель: Формирование представлений учащихся о силе материнской любви
Задачи: 1. Дать нравственную оценку человеческим поступкам.
Совершенствование умений работать с текстом.
2.Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, умения анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать трепетное отношение к матери.
Тип урока: Обобщение знаний
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, индивидуальные карточки, музыка «Звуки природы»
Ход урока:
1.Орг. момент
Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!
Здравствуйте те, кто любит читать!
Здравствуйте те, кто с большим интересом
ищет ответы на «вечные» вопросы жизни.
— Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Разноцветная бабочка» и поговорим о силе материнской любви.
2. Проверка домашнего задания.
— Что вы знаете об авторе этого рассказа?
Подготовьте рассказ в группе об авторе. Вам поможет карточка – опора. (Дети готовятся. Отвечает та группа, которая быстрее подготовит ответ. )
Карточка – опора
1.Ф.И.О., годы жизни. Где родился?
2.Настоящая фамилия. Почему взял именно этот псевдоним?
3. Как складывалась жизнь писателя? Где учился? Кем работал:
4.Что было главной любовью писателя?
5. Почему не сразу приняли его произведения читатели?
6.Над какими вопросами заставляют задумываться его произведения?
3. Работа по теме урока.
1) Определение ключевых понятий
-Отгадайте загадку, которая поможет определить, вокруг какого образа развиваются события в произведении.
Живу червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу,
Но снова весной оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю. (бабочка)
(На доску вывешивается картинка с изображением бабочки и слово «бабочка»)
— Что вы знаете о жизни бабочек?
Бабочка – это насекомое. Тело состоит из трёх отделов, имеет три пары лапок. Передняя пара лапок укорочена, покрыта густыми волосками – это для бабочек орган вкуса. Рождается бабочка два раза. Из яиц появляются гусеницы. Они очень прожорливые. К концу лета бабочка обматывает себя шёлклвой нитью и получается кокон. Всю зиму спит. На следующее лето появляется бабочка.
2)-Что может символизировать образ бабочки в рассказе «Разноцветная бабочка»?
судьба Бабочка мечта
материнская любовь
3)Работа по вопросам и с текстом
— Докажем, что образ бабочки символизирует мечту.
-Найдите описание бабочки в тексте. Похожа ли она на мечту?
-Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая??
-Какое желание оказалось сильнее желания вернуться на голос матери?
-Как это характеризует героя? (упрямый, непослушный, целеустремлённый)
-Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Всё небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
-Достиг ли Тимоша этой большой мечты? Почему?
-Так можем мы утверждать, что бабочка символизирует мечту?
-Проведём параллель между реальной жизню и событиями, описанными в рассказе.
-Что делают родители, когда вы не слушаете их? Приносит ли это вам радость?
— Докажем, что бабочка символизирует судьбу.
— Зачитайте, по какой тропинке бежал Тимоша за своей мечтой.
-Можно ли скзать, что эта тропинка была его жизнью?
-Опишите пропасть, в которой оказался мальчик.
— Почему он больше не ловил бабочек?
— Что предпринял мальчик, чтобы вернуться к матери? Зачитайте.
— Как это характеризует его?
-Почему плакал Тимоша?
-Кто виноват в том, что с ним произошло?
-Кто выбирает судьбу любому человеку?
— Почему образ бабочки – это судьба?
— Докажем, что образ бабочки символизирует материнскую любовь.
— Как жила всё это время мать? ( в ожидании сына, считала время, смотрела в звёздное небо, ей чудилось, что видит свонго сына, бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть всё будет, тогда и ты будешь»)
-Узнал ли Тимоша голос матери?
— А о чём он забыл?
-А мать узнала голос сына?
-Как она встретила сына?
-О чём она сожалела?
-Как мать спасла своего сына? Зачитайте.
-Какие слова говорят о силе материнской любви?
-Какие ключевые понятия заложены автором в произведение?
— А какое основное? (материнская любовь)
4)Составление пятистиший (групповая работа)
1 группа – бабочка
2 группа – мечта
3 группа – судьба
4 группа – материнская любовь
(Дети выбирают глаголы, прилагательные, предложения из предложенных и наклеивают на лист)
— Обратире внимание, во всех пятистишьях выводом стало слово жизнь.
— Какая сила помогла вернуть жизнь Тимоше? (Материнская любовь)
5) Какие пословицы вы знаете о маме.
Роднее матери родни нет.
Ближе матери друга нет.
Материнская ласка конца не имеет.
В материнском сердце провсех ласки хватает.
— О чём все эти пословицы?
— Выберите пословицу, которая выражает главную идею этого рассказа.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
Ближе матери друга нет.
Роднее матери родни нет.
6)Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
Выберите карточку по своим силам.
К-1 Вставить в текст слова.
К-2 Написать отзыв по плану.
К-3 Напишите отзыв в свободной форме.
(Дети зачитывают свои отзывы)
4. Итог урока
— Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.
Поэт Р.Гамзатов написал такие строчки о матери.
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюблённости и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
-Сила материнской любви велика.
5.Домашнее задание
С. 128, вопрос №6 Напишите сказку о силе материнской любви.
Карточка – опора
1.Ф.И.О., годы жизни. Где родился?
2.Настоящая фамилия. Почему взял именно этот псевдоним?
3. Как складывалась жизнь писателя? Где учился? Кем работал:
4.Что было главной любовью писателя?
5. Почему не сразу приняли его произведения читатели?
6.Над какими вопросами заставляют задумываться его произведения?
Карточка – опора
1.Ф.И.О., годы жизни. Где родился?
2.Настоящая фамилия. Почему взял именно этот псевдоним?
3. Как складывалась жизнь писателя? Где учился? Кем работал:
4.Что было главной любовью писателя?
5. Почему не сразу приняли его произведения читатели?
6.Над какими вопросами заставляют задумываться его произведения?
Карточка – опора
1.Ф.И.О., годы жизни. Где родился?
2.Настоящая фамилия. Почему взял именно этот псевдоним?
3. Как складывалась жизнь писателя? Где учился? Кем работал:
4.Что было главной любовью писателя?
5. Почему не сразу приняли его произведения читатели?
6.Над какими вопросами заставляют задумываться его произведения?