Урок по теме:
«Наука и техника в XI-XV веках»
Цель урока:
Познакомить учащихся с достижениями науки и техники в XI-XV веках.
Развивать у учащихся умение извлекать знания из различных источников (карта, иллюстрации, фильмы);
формировать умение прослеживать причинно-следственные связи;
обучать анализировать и сравнивать исторические явления;
составлять таблицы;
формировать умение связно излагать факты, объяснять события и делать выводы.
Формировать эмоционально-личностное отношение к историческим событиям и явлениям;
развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.
Оборудование:
Ноутбук;
Проектор;
рабочая тетрадь к учебнику;
фильм ВВС «Жизнь в средневековье: алхимик»;
презентация.
Понятия: культура, домна, астролябия
Литература:
Агибалова Е.В. Донской Г.М. История средних веков. Учебник для 6 класса. Москва: «Просвещение», 2008.
Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику. Москва: «Просвещение», 2008.
Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по ИСВ. Москва: «Просвещение», 1992.
Волобуев О.В, Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей. Москва: «Просвещение», 1977, стр. 154, 155-157.
Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. Москва: «Мирос», 1995, стр. 106-107.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
-История человечества не только междоусобные войны и войны между государствами, но и развитие культуры.
2. Организация восприятия и осознания нового материала.
-Что такое культура?
-Культура — это ценности, созданные человеком.
-Мы уже говорили о развитии образования, литературе и архитектуре. Сегодня наш разговор посвящен развитию науки и техники. Все изобретения появляются, потому, что необходимы людям. Человек постоянно улучшает свою жизнь. И за наш сегодняшний комфорт мы должны благодарить наших предков. По ходу урока мы будем заполнять таблицу «Достижения науки и техники в 11-15 веках». (Слайд 2)
Значение | |
1. Алхимия |
|
2. Верхнебойное колесо |
|
3. Домна |
|
4. Парусники и навигационные приборы |
|
5. Книгопечатание |
|
-Ежедневно мы невольно встречаемся с одной из средневековых наук. Какая это наука? (Астрология).
-Считается ли астрология наукой в наше время и почему?
Обсуждая проблему, учащиеся находят ответы на вопросы.
-Жизнь какой науке дала астрология? (Астрономия).
-Другая популярная наука средневековья – алхимия. Вашему вниманию будет предложен небольшой фрагмент фильма кампании ВВС «Жизнь в средневековье: алхимик». После просмотра фильма вы должны будете ответить на вопросы (Слайд 4):
1. Цель деятельности алхимиков.
2. Каково значение деятельности алхимиков?
Просмотр фильма (3-7 минуты).
-Сейчас мы познакомимся с письменными источниками.
Обсуждение фильма и заполнение таблицы.
-Стремление изменить существующее, которое мы наблюдаем у алхимиков, стало приметой времени. Мы можем видеть новшества в технике.
Работа с иллюстрациями в учебнике страницы 236-237 «Верхнебойное колесо» и «Кузница». Учащимся предлагается выяснить, что объединяет эти иллюстрации. (Слайд 5).
Обобщение выводов и запись в таблице.
Работа с иллюстрациями учебника страница 104 «Плавильная печь» и страница 237 «Доменная печь». Сделать вывод, как изменилось производство металла? (Слайд 6).
Работа со словарным словом: домна. (Слайд 7). Выводы и запись в таблицу.
-Почему в средние века возросла потребность в выплавке металла? (Огнестрельное оружие)
-Что меняло в жизни людей появление огнестрельного оружия?
Работа с «зашифрованным» слайдом.
— Я вам предлагаю проанализировать рисунки, представленные на слайдах, и объяснить это историко-математическое выражение. Что значит каждое слагаемое и сумма.
Обсуждение информации, предложенной на слайдах. Высказывание предположений. Работа со словарем: астролябия. Обобщение информации, запись выводов в таблицу. (Слайд 9).
-Развитие техники, науки, мореплавания вело к возрастанию объема знаний. Росла нужда в образованных людях, в расширении образования, в книгах и учебниках.
Учащимся предлагается прокомментировать слайд, на котором изображены монахи-переписчики. (Слайд 10).
Учащимся предлагается проанализировать информацию, представленную на слайде и сделать все возможные выводы. (Слайд 11).
Учащиеся приходят к выводу, что книги были дорогими, на их изготовление тратили много времени, и образование было доступно немногим.
-Что необходимо сделать, чтобы удешевить производство книг?
Просмотр видеосюжета «Изобретение бумаги» (Слайд 12).
-Новый материал создали китайцы, а ускорили процесс книгопечатания европейцы.
Работа со схемой «Книжное дело» (Слайд 13). Комментированное чтение текста учебника страницы 239-240 и заполнение схемы. Работа с иллюстрацией «Гутенберг» (Слайд 14) и запись даты в тетрадь (Слайд 15).
-На смену монахам-переписчикам пришли типографские станки и работники. (Слайд 16).
Организация работы со сравнительной таблицей и предложенными данными. Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка. (Приложение 1), (Слайды 17-19).
Игротека. (Слайд 20).
-Пожалуйста, сделайте вывод для нашей таблицы, используя приведенные словосочетания.
Учащиеся составляют предложение из словосочетаний и записывают его в таблицу. (Слайды 21,22).
3. Закрепление материала урока.
Беседа учителя по основным вопросам урока.
-В конце урока мы традиционно подводим итоги и делаем вывод. Работа со слайдом презентации. (Слайд 23).
4. Подведение итогов урока.
Общий вывод по уроку. Выставление оценок с комментарием. Учитель благодарит за урок.