Урок по теме: «Наука и техника в XI-XV веках»


Урок по теме:

«Наука и техника в XI-XV веках»


Цель урока:


  1. Познакомить учащихся с достижениями науки и техники в XI-XV веках.
    Развивать у учащихся умение извлекать знания из различных источников (карта, иллюстрации, фильмы);
    формировать умение прослеживать причинно-следственные связи;
    обучать анализировать и сравнивать исторические явления;
    составлять таблицы;
    формировать умение связно излагать факты, объяснять события и делать выводы.

  2. Формировать эмоционально-личностное отношение к историческим событиям и явлениям;
    развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.


Оборудование:


Ноутбук;

Проектор;

рабочая тетрадь к учебнику;

фильм ВВС «Жизнь в средневековье: алхимик»;

презентация.

Понятия: культура, домна, астролябия


Литература:


  1. Агибалова Е.В. Донской Г.М. История средних веков. Учебник для 6 класса. Москва: «Просвещение», 2008.

  2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику. Москва: «Просвещение», 2008.

  3. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по ИСВ. Москва: «Просвещение», 1992.

  4. Волобуев О.В, Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей. Москва: «Просвещение», 1977, стр. 154, 155-157.

  5. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. Москва: «Мирос», 1995, стр. 106-107.
















  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

-История человечества не только междоусобные войны и войны между государствами, но и развитие культуры.

2. Организация восприятия и осознания нового материала.

-Что такое культура?

-Культура — это ценности, созданные человеком.

-Мы уже говорили о развитии образования, литературе и архитектуре. Сегодня наш разговор посвящен развитию науки и техники. Все изобретения появляются, потому, что необходимы людям. Человек постоянно улучшает свою жизнь. И за наш сегодняшний комфорт мы должны благодарить наших предков. По ходу урока мы будем заполнять таблицу «Достижения науки и техники в 11-15 веках». (Слайд 2)

Достижения

Значение

1. Алхимия


2. Верхнебойное колесо


3. Домна


4. Парусники и навигационные приборы


5. Книгопечатание


-Ежедневно мы невольно встречаемся с одной из средневековых наук. Какая это наука? (Астрология).

-Считается ли астрология наукой в наше время и почему?

Обсуждая проблему, учащиеся находят ответы на вопросы.

-Жизнь какой науке дала астрология? (Астрономия).

-Другая популярная наука средневековья – алхимия. Вашему вниманию будет предложен небольшой фрагмент фильма кампании ВВС «Жизнь в средневековье: алхимик». После просмотра фильма вы должны будете ответить на вопросы (Слайд 4):

1. Цель деятельности алхимиков.

2. Каково значение деятельности алхимиков?

Просмотр фильма (3-7 минуты).

-Сейчас мы познакомимся с письменными источниками.

Обсуждение фильма и заполнение таблицы.

-Стремление изменить существующее, которое мы наблюдаем у алхимиков, стало приметой времени. Мы можем видеть новшества в технике.

Работа с иллюстрациями в учебнике страницы 236-237 «Верхнебойное колесо» и «Кузница». Учащимся предлагается выяснить, что объединяет эти иллюстрации. (Слайд 5).

Обобщение выводов и запись в таблице.

Работа с иллюстрациями учебника страница 104 «Плавильная печь» и страница 237 «Доменная печь». Сделать вывод, как изменилось производство металла? (Слайд 6).

Работа со словарным словом: домна. (Слайд 7). Выводы и запись в таблицу.

-Почему в средние века возросла потребность в выплавке металла? (Огнестрельное оружие)

-Что меняло в жизни людей появление огнестрельного оружия?

Работа с «зашифрованным» слайдом.

— Я вам предлагаю проанализировать рисунки, представленные на слайдах, и объяснить это историко-математическое выражение. Что значит каждое слагаемое и сумма.

Обсуждение информации, предложенной на слайдах. Высказывание предположений. Работа со словарем: астролябия. Обобщение информации, запись выводов в таблицу. (Слайд 9).

-Развитие техники, науки, мореплавания вело к возрастанию объема знаний. Росла нужда в образованных людях, в расширении образования, в книгах и учебниках.

Учащимся предлагается прокомментировать слайд, на котором изображены монахи-переписчики. (Слайд 10).

Учащимся предлагается проанализировать информацию, представленную на слайде и сделать все возможные выводы. (Слайд 11).

Учащиеся приходят к выводу, что книги были дорогими, на их изготовление тратили много времени, и образование было доступно немногим.

-Что необходимо сделать, чтобы удешевить производство книг?

Просмотр видеосюжета «Изобретение бумаги» (Слайд 12).

-Новый материал создали китайцы, а ускорили процесс книгопечатания европейцы.

Работа со схемой «Книжное дело» (Слайд 13). Комментированное чтение текста учебника страницы 239-240 и заполнение схемы. Работа с иллюстрацией «Гутенберг» (Слайд 14) и запись даты в тетрадь (Слайд 15).

-На смену монахам-переписчикам пришли типографские станки и работники. (Слайд 16).

Организация работы со сравнительной таблицей и предложенными данными. Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка. (Приложение 1), (Слайды 17-19).

Игротека. (Слайд 20).

-Пожалуйста, сделайте вывод для нашей таблицы, используя приведенные словосочетания.

Учащиеся составляют предложение из словосочетаний и записывают его в таблицу. (Слайды 21,22).

3. Закрепление материала урока.

Беседа учителя по основным вопросам урока.

-В конце урока мы традиционно подводим итоги и делаем вывод. Работа со слайдом презентации. (Слайд 23).

4. Подведение итогов урока.

Общий вывод по уроку. Выставление оценок с комментарием. Учитель благодарит за урок.


Свежие документы:  Технологическая карта урока по ФГОС "Олимпийские игры в древности" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: