Богданова Лариса Анатольевна, учитель истории
Ход урока:
Тема нашего сегодняшнего урока: «Первая Мировая война».
Эпиграф урока: «Войны бывают разные: большие и малые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, народные и антинародные, холодные и горячие, продолжительные и скоротечные, бывают еще и абсурдные. Именно такой жестокой и кровавой бойней, унесшей миллионы человеческих жизней, в огне которой сгорели великие старые монархии Романовых, Габсбургов и Гогенцоллернов стала та, что началась 15 июля 1914 года с объявления Австро-Венгрии войны маленькой Сербии».
Цель нашего урока:
определить причины войны;
охарактеризовать цели воюющих сторон;
повторить факты и события, изученные нами в курсе «Новейшая история» и расширить полученные ранее знания;
выяснить, как относились к Мировой войне различные слои населения, классы и партии.
В ходе урока нам предстоит продолжить развивать уже имеющиеся умения и навыки:
сопоставлять различные источники;
обобщать полученную информацию и делать выводы;
находить альтернативные варианты решения поставленных задач;
работать с исторической картой;
правильно распределить время работы над заданиями;
оценивать свою работу и работу одноклассников.
План изучения темы:
1) Причины войны и цели государств.
2) Повод к войне.
3) Отношение российского общества к войне.
Даты: Словарь: Личность в истории:
15 июля 1914 года Антанта Николай II
31 июля 1914 года Тройственный союз Вильгельм II
1 августа 1914 года «Пороховая бочка Европы» Франц Фердинанд
2 августа 1914 года мобилизация
3 августа 1914 года патриот
4 августа 1914 года
1) Основная причина Первой Мировой войны:………………..
Перед вами таблица, которую нам предстоит заполнить в ходе урока:
Цели государств в войне (одна или несколько) | |
Россия | 1. 2. 3. 4. |
Франция | 1. 2. |
Великобритания | 1. 2 3. |
Германия | 1. 2. 3. |
Австро-Венгрия | 1. 2. 3. |
Италия | 1.
|
2) Повод к войне: .
Четыре года продолжалась Первая Мировая война. Перед вами ее основные характеристики:
продолжительность – 1554 дня;
число стран-участниц – 38;
состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и еще 30 стран (в том числе Португалия, Сиам, Либерия, 14 латиноамериканских государств и т.д.); Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
число нейтральных государств – 17;
число государств, на территории которых проходили военные действия – 14;
численность населения стран-участниц войны – 1050 млн. человек (62 % населения планеты);
численность мобилизованность – 74 млн. человек;
численность погибших – 10 млн. человек, больше, чем за все войны, предыдущего тысячелетия.
Давайте более подробно познакомимся с основными направлениями внешней политики России в начале ХХ века:
Перед нами 3 направления внешней политики России в конце XIХ-начале ХХ веков.
С восточным направлением мы уже познакомились, изучая § 4 «Русско-японская война», западное и южное направления рассмотрим сейчас.
Западное направление:
восстановление международного авторитета России;
участие в международных конференциях;
участие в создании Антанты;
поддержка национально-освободительного движения на Балканах;
стремится к контролю над черноморскими проливами;
приращение территорий за счет Восточной Пруссии и Галиции.
Южное направление:
присоединение Средней Азии;
экспансия в Среднюю Азию, Иран и Афганистан;
разграничение сфер влияния с Англией, Германией и другими странами;
приращение территорий за счет Великой Армении.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент исторического документального сериала Леонида Парфенова «Российская империя». Этот фрагмент посвящен Первой Мировой войны
(1-я остановка – запишите в свои тетради основные даты и события этой темы;
2-я остановка – гимн и голос Николая II).
Для реального ощущения того патриотического порыва, который охватил все российское общество, прослушайте, пожалуйста, фрагмент аудиозаписи. Вы услышите гимн Российской империи (в современном исполнении), который многие из вас, наверное, никогда не слышали и подлинный голос императора Николая II, который чудом сохранился в архивах Гохрана.
(Фото, фото, фото, фото, фото, фото, фото, фото, фото, фото, фото, фото)
Аудиозапись синхронно сопровождает видеоряд редких снимков и плакатов Первой Мировой войны, которые подобраны специально к этому уроку.
Перед вами таблица, которую заполнили учащиеся 9 класса. Они пользовались другими медиаисточниками, но теми же учебниками. Давайте сверим свои таблицы с тем, что представлено на экране.
Что вы можете дополнить?
Наш урок подходит к концу. Наступило время проверить знания, полученная в ходе урока.
Закройте тетради.
(в течении 3-х минут учащиеся отвечают на заданные тесты, а затем, получив «ключ» проверяют и оценивают работы своих одноклассников. «Ключ» представлен на экране, рядом – критерии оценок)
Д/з:
I уровень – § 9, читать и пересказывать
II – § 9, читать и пересказывать, заполнить таблицу «Ход военных действий»
III – § 9, читать и пересказывать, заполнить таблицу «Ход военных действий», выполнить презентацию «Первая Мировая война» — 11-13 слайдов (обязательно пользоваться иллюстрациями и дополнительными источниками).
Использованные материалы:
https://www.firstwar.info/ — историческая справка
фильм Леонида Парфёнова «Николай Второй» из документального цикла «Российская империя»
https://voennoekino.ru/publ/filmy_pervoj_mirovoj_vojne/4 — полезная информация