В городе богини Афины, 5 класс


МБОУ СОШ №127

г. Нижнего Новгорода






Конспект урока по предмету

«Всеобщая история»
5 класс

«
В городе богини Афины»





Подготовила

учитель истории и обществознания

Ветюгова Мария Васильевна




















г. Нижний Новгород

2015 год

В городе богини Афины

Цель: познакомить учащихся с главным городом афинского государства; дать учащимся представление о жизни жителей Афин; познакомить детей с основными районами города; воспитывать у учащихся чувство прекрасного к мировым историческим памятникам.

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вариант 1 работа по карточкам


Подготовка устного ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 34

Подготовь рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей.

Для этого вспомни:

  • Какой город был соединен с портом Пирей специально укрепленной дорогой?

  • Какие гавани были в порту?

  • Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

  • На какие группы делилось население порта?

  • Какая из групп была самой бесправной?

  • Где использовали труд людей этой группы?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

а) Город Афины был соединен с портом Пирей 5-6-километровой дорогой, которая была тщательно укреплена с обеих сторон стенами.

б) В порту были две военные гавани и одна торговая.

в) В военных гаванях стоял мощный афинский флот, около 400 триер.

г) В торговой гавани бойко шла торговля. Купцы со всех частей света привозили сюда свой товар. За право торговать они платили в казну специальный налог. Среди купцов были переселенцы, которые жили в Афинах, и за право жить там, тоже платили налог. Всеми правами пользовались только граждане государства (коренные жители). А вот рабы были полностью бесправны. Труд рабов использовался и в доме господина, и в ремесленной мастерской.

Карточка №2.

Какие реформы ввел Солон?

Карточка №3.

Почему греки покидали родину?

Карточка №4.

Что такое спартанское воспитание?

Карточка №5.

Назовите основные виды соревнований в Древней Греции.


Вариант 2 тест по слайдам


III. Переход к изучению новой темы

Слайд 5

Итак, мы только что выслушали рассказ путешественника, побывавшего в гаванях порта Пирей. Этот порт был главным в Афинском государстве. А каким был сам город Афины? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке. Познакомимся с достопримечательностями города Афины.

Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, где находятся Афины. Дайте характеристику местоположения города.

Слайд 612

Афиняне очень гордились своим городом, восторгались им, украшали его. Скажите, почему город получил такое название?

Афина была одной из самых почитаемых богинь. По силе и уму ее сравнивают с Зевсом(Миф о рождении Афины). Афина – покровительница ремесленников, гончаров, ткачих, рукодельниц, всего рабочего люда.

Слайд 1320

Перед вами план города Афины. Найдите основные районы города и назовите их.

Город находится в 5 км от порта Пирей. Путь в Афины проходит по дороге, которая носит название Длинные стены, так как на всем протяжении пути построены эти удивительные стены.

Акрополь по гречески означает «Верхний город». Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной, возвышаясь над уровнем моря на 20 метров.

В древние времена Акрополь в Греции служил для того же, что и кремль на Руси: в огражденном месте находились главные святыни и драгоценности, казна государства, Здесь же располагались те, кто правил городом.

На холм вела одна дорога мимо храма богини Ники Бескрылой. Ника это греческая богиня победы. Он выстроен в честь побед над персами. Эллины всегда изображали богиню Нику крылатой, говорят, победу трудно удержать, она может улететь. Афиняне, построили храм Ники бескрылой: так как они победили персов, и победа навсегда останется в городе

Слайд 2123

Самой выдающейся достопримечательностью древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются Пропилеи Афинского акрополя (437-432 до н. э, архитектор Мнесикл). В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Строительство началось в эпоху Перикла и было приостановлено, когда сами Пропилеи не были завершены.

Афинские пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев — внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн, стилистически и по общему впечатлению перекликающиеся с колоннами Парфенона. С двух сторон центрального прохода — ионические колонны. Считается, что при сооружении Пропилей сочетание двух ордеров было применено в древнегреческой архитектуре впервые.

Слайд 24-25

А сейчас, представьте себе, что на греческой триере мы подплываем к Пирею. Еще не видно Афин, но что-то сверкает там, вдали в лучах солнца. Это позолоченный шлем и наконечник копья статуи богини Афины.

Статуя Афины Промахос (Воительницы) — огромная бронзовая статуя работы Фидия на афинском Акрополе, воздвигнутая в 465-455 годах до н. э.. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина была изображена в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. То есть Афина служила «маяком».

Слайд 2631

Парфенон самый замечательный храм Древней Греции – Выстроен из лучшего в Греции мрамора, необычного по своим качествам материала. В зависимости от освещения, Парфенон меняет цвет на протяжении дня. Парфенон окружен колоннами. У Парфенона нет фасада – лицевой стороны, он предназначен для осмотра со всех сторон. На фронтоне изображены скульптуры, изображающие сцену спора Афины и Посейдона и сцену рождения Афины.

Внутри Парфенона перед нами большая, высотой почти в трехэтажный дом, статуя Афины.

Эту скульптуру сделал Фидий Афина похожа на живую женщину. Основа статуи – деревянная, одежда, щит и шлем сделаны из золота, а лицо, руки, обнаженные ступни ног – из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела

Прекрасная легенда о беломраморной античности жила столетия и лишь недавно была опровергнута наукой. Выяснилось, что греки (как впрочем, и римляне вслед за ними) питали слабость к ярким краскам. Которыми и украшали (большинство современных читателей, безусловно, поставят последнее слово в кавычки) знаменитые храмы и статуи. ..Греция, Афины. Время действия, например, V век до Рождества Христова. Если бы вы могли перенестись туда, то вам открылась бы примерно следующая картина.

Слайд 32-35

Эрехтейон- храм посвященный Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею. Он располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Там хранились деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время, хотя масло наливалось в него раз в год. Название храм получил из-за остатков гроба Эрехтея. Известно, что было ещё много менее значимых святынь. Само оливковое дерево Афины (в 480 году оно было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь) росло рядом — в прилегавшем к Эрехтейону с запада святилище нимфы Пандросы. В храме находился и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.

Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты почвы под ним (падение с юга на север), наличием двух целл (и, следовательно, необходимостью обеспечить вход в каждую из них), а также многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками

Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде. Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею.  На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям (высота 2,1 м), поддерживающим архитрав.

Слайд 36

Театр Диониса расположен на юго-восточном склоне Афинского Акрополя. Театр Диониса входит в число самых старых театров Мира, а кроме этого, в те времена это был еще и самый крупный театр, который мог вместить одновременно  половину жителей древних Афин.

Сейчас в Театре Диониса, как и на всех остальных сооружениях Афинского Акрополя ведутся реставрационные работы, что в свою очередь не мешает его посещать многочисленным туристам со всего света. И если Вы когда-нибудь окажетесь в знаменитой Греции, то обязательно посетите ее столицу и самое известное, и по-настоящему историческое место — Афинский Акрополь.

Слайд 37

Акрополь реконструкция и современный вид

Слайд 38

Районы Афин

Слайд 3942

Район Агора

Но день для всех греков, бедных и богатых начинался рано, с зарей. Солнечным светом дорожили, потому что дома освещались (чем?) коптящим масляным светильником. Греки справедливо считали, что утро – лучшее время дня: человек чувствует себя бодрым, отдохнувшим за ночь, готовым к работе.

Афинянин, надевая прямо на тело рубашку особого покроя, поверх набрасывал плащ. Греки любили яркую одежду: красную, зеленую, синюю. Афинянин надевал кожаные сандалии, брал в руки палку – он готов к выходу. Закусив несколькими кусочками хлеба, намоченными в вине, афинянин направлялся за покупками на рынок в сопровождении двух-трех рабов. Рынок располагался на главной площади Афин, в самом сердце Афин и этим сердцем была Агора.

— Прочитайте в учебнике текст об этой рыночной площади и расскажите, что она собой представляла.

Учитель: Сделав необходимые покупки, афинянин отпускает раба с провизией домой, а сам встречается на Агоре с друзьями, беседует о политике, узнает последние новости. Вот он увидел знакомого крестьянина.

Слайд 41-46

Район Керамик.

Район гончарных мастерских назывался Керамик. Узкие немощенные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Вечерами из-за грязи и луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным фонарем.

Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады; в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и ремесленники, создававшие великолепные роскошные вазы.

— Послушаем, что об этом расскажут наши ребята.

«Чернофигурный рисунок»

В 6 веке д.н.э. вазу украшали чернофигурным рисунком; по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком.

«Краснофигурный рисунок»

Позже поступали, наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными. Черный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. Но еще в древности секрет его изготовления был утрачен.

Работа с картиной «В мастерской ремесленника».

Перед вами владелец гончарной мастерской. Он имеет несколько рабов. Какую же работу выполняли рабы в мастерской? Прочитайте в учебнике.

А кто же изготавливал все эти красивые вазы? Прочитайте (учитель показывает рабов и свободных мастеров).

Свободные мастера получали деньги за свой труд и работали лучше рабов. Почему?

Вот так жили ремесленники.

Слайд 47

Дополнительный материал

В доме афинянина

Если бы мы могли чудом перенестись в город древних греков, например в Афины, многое бы нас и удивило, и разочаровало. Мы увидели бы кривые, пыльные, замусоренные улицы, большей частью столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка; невзрачные с виду, сложенные из сырцового кирпича и булыжника дома. Вторые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Деревянные лестницы со вторых этажей часто спускались прямо на улицу и мешали прохожим. Комнаты в домах были тесными, темными, с земляными полами. Окна прорубались далеко не во всех помещениях и напоминали узкие щели, стекол в них не было, и прикрывались они ставнями. Многие дома не имели дворов, и тогда двери из комнат открывались прямо на улицу. Печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями. В таких домах жило большинство городского населения. А в центре города красовались великолепные храмы, портики, гимнасии и другие здания общественного значения.

Во второй половине V в. до н. э. повсюду в Элладе славился милетский архитектор Гипподам. Он первым стал выравнивать дома в одну линию, разбивать улицы и площади по продуманному плану. Но его идеи можно было применять только при строительстве новых кварталов или новых городов. Городские жители, пользуясь мягкостью климата, большую часть своего времени проводили вне дома, под открытым небом. Вот почему даже дома состоятельных и именитых афинских граждан отличались скромностью и простотой.

На фасадной стороне дома, выходившей на улицу, не было никаких украшений. В стене с небольшими окошками открывался вход в дом. Входящий должен был постучать висевшим у притолоки молотком в дверь или громко закричать «оге!». Тогда раб-привратник открывал дверь.

Через небольшие сени входивший попадал во внутренний двор. Этот окруженный галереей с колоннами двор был центром дома. Сюда выходили двери из парадных и жилых комнат, комнат для гостей, кладовых и других помещений. Посередине двора, а часто и по его углам, возвышались жертвенники богам.

На противоположной от входа стороне двора широкая дверь вела в мужскую половину — главную комнату дома. Оштукатуренные стены этого зала, как и других парадных комнат, были украшены стенной живописью, бронзовыми и даже золотыми пластинками художественной работы. В этом зале собиралась вся семья, принимали гостей, устраивали пиры.

Мужской зал соединялся дверью с женской половиной дома — гинекеем. На этой половине дома жила хозяйка дома со своими детьми. Здесь она занималась разными хозяйственными делами. Правом входа в гинекей пользовались только члены семьи и домашние рабы. Посторонние сюда не допускались.

За гинекеем находился небольшой садик. Приятно было посидеть в нем в жаркие дни в тени деревьев.

Ряд других помещений в богатых домах отводился под пекарню, баню, кухню. Для рабов отводились особые помещения.

Именно таким был дом именитого афинского гражданина Аполлония. Предстоящим праздником были заняты мысли этого человека.

К вечеру стали собираться гости. Хозяин дома, одетый в праздничную одежду, с венком из душистого сельдерея на голове, встречал гостей у входных дверей. Все это были мужчины, потому что женщины по афинским обычаям на пирах не присутствовали. Рабы помогали гостям снимать обувь, мыли им ноги и натирали их душистым маслом. После этого хозяин провожал гостей в мужскую залу, убранную для пира.

Когда все гости заняли свои места, рабы подали им воду, чтобы они могли вымыть руки и приступить к еде. Вилки и ножи не были тогда в употреблении, и ели пальцами. Для возбуждения аппетита подавали закуски, затем рыбные и мясные блюда. После этого подавали вино и десерт — свежие фрукты, сыр, всякого рода сладкие и соленые печенья. Каждый гость пил только глоток чистого вина, остальное вино тут же на глазах гостей смешивали с водой и разливали по чашам.

Древняя Греция. Книга для чтения. JL, 1958. С. 236-243.


IV Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам.

За что афиняне любили свой город? (Для многих из них этот город был местом рождения, родиной.)

Какими постройками и статуями гордились? (Они гордились своей агорой, статуей богини Афины, которая была расположена на вершине Акрополя, храмом богини победы Ники, храмом богини Афины — Парфеноном.)

Почему гончарное производство в Древней Греции играло большую роль в жизни людей, нежели в наши дни. (Сегодня людям известны другие, более удобные материалы для изготовления посуды, например пластмасса, фарфор.)

Домашнее задание: прочитать § 37 Вигасина или § 34 Михайловского; вспомнить, в составе какой группы был каждый ученик, так как следующий урок — работа по группам.



Литература:

  1. Авторская программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой // Программы

общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл.- М.. Просвещение, 2007.

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

  2. Г.И. Годер и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., 2003.

  3. Л.Л. Кочергина. Поурочные разработки по истории Древнего мира по учебнику А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свеницкой. Изд. «Учитель», 2009.


7


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Продолжение преобразований России после Петра I"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: