Внеклассное мероприятие «Игра-путешествие по истории Древнего мира». 5-й класс
Игра проводится во внеурочное время. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”.
Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Задачи мероприятия:
В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
Предварительная организация мероприятия:
Классу предлагается подготовить 2 команды, придумать название, девиз и эмблему.
Из учителей формируется жюри.
В качестве помощников на станциях приглашаются старшеклассники.
Весь процесс организует и регулирует – ведущий (педагог-предметник).
Оборудование:
Исторические карты, иллюстрации.
Карточки с названиями станций.
Карточки с задачами, терминами, определениями.
Муляжи продуктов (или настоящие продукты).
Компьютер. Презентация
Диск (учебное электронное издание “Кордис&медиа” — “Всеобщая история”). История Древнего мира, 5 класс”.
Секундомер.
Ход мероприятия
Представление команд.
Жеребьевка (определение последовательности посещения станций)
Инструктаж (объяснение хронометража и сути работы на каждой станции)
Выдача командных оценочных листов.
Команда о начале игры-путешествия
Путешествие по станциям в соответствии с жеребьевкой
Общий сбор команд
Жюри начисляют баллы за выступление и задания группам поддержки командам соперников
Команды сдают свои “Оценочные листы”.
Жюри проверяет ответы и подсчитывает количество баллов.
Подведение итогов жюри и объявление результатов.
Награждение победителей и призеров.
Каждому участнику вручается сертификат.
Задания и критерии оценивания для станций.
Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри на соответствующей станции. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями.
I. Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы).
Первая столица объединенного Египта | Мемфис | |
2. | Повелитель Египта, его правитель. | Фараон |
3. | Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. | Писец |
4. | Знатные, знаменитые люди, советники фараона. | Вельможи |
5. | Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. | Амон – Ра |
6. | Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. | Осирис |
7. | Бог земли в Древнем Египте. | Геб |
8. | Необычные существа с туловищем льва и головой человека — охранники пирамид. | Сфинксы |
9. | Священная книга христиан. | Библия |
10. | Царь Междуречья, создатель первых письменных законов. | Хаммурапи |
11. | Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди. | Заповеди |
12. | Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями. | Полис |
13. | Простой народ в Греции. | Демос |
14. | Избранные 9 правителей в Афинах. | Архонты |
15. | Богиня охоты в Греции. | Артемида |
16. | Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии. | Касты |
17. | Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем. | Одиссей |
18. | Место жительства греческих богов. | Гора Олимп |
19. | Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли. | Гермес |
20. | Способ письма в Двуречье. | Клинопись |
21. | Непроходимые леса в Индии. | Джунгли |
22. | Главный строительный материал в Двуречье. | Глина |
23. | Люди, лишенные свободы. | Рабы |
24. | Материал для письма в Китае. | Бамбук |
25. | Напиток, пришедший к нам из Китая. | Чай |
26. | Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии. | Конница |
27. | Бог грома и молнии в Греции. | Зевс |
28. | Низшие божества в Греции. | Нимфы и сатиры |
29. | Поэма Гомера о Троянской войне. | “Илиада” |
30. | Свернутый в трубку лист папируса. | Свиток |
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15–20 минут.
II. Станция “Размышлялки” (логические задачи).
Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена. | Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла) | |
2. | На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. | Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла) |
3. | В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов? | Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла) |
4. | Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами? “Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!” | Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море. (2 балла) |
5. | Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах. — Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту? — Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй. — Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться. — Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, — ответил второй. О каких сражениях идет речь? | Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии. (5 баллов) |
6. | Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае? | В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов) |
7. | Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали. Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия? | Страшный циклоп — людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер. (5 баллов) |
8. | Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед. Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта. | Картофель, помидор, кукуруза. (5 баллов) |
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15 — 20 минут.
III. Станция “Картографическая”.
Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их). | Индия – полуостров Индостан Греция – Балканский полуостров (4 балла, по 1 баллу за каждую позицию) | |
2. | Определите по очертаниям, где изображены Египет, Индия, Финикия и Палестина, Китай, Двуречье. | 1 – Индия, 2 – Египет, 3 – Двуречье, 4 – Палестина и Финикия, 5 – Китай. (5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию) |
3. | Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено. | 1 – Индия (Будда) 2 – Египет (пирамида) 3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом) 4 – Финикия (корабль) 5 – Китай (компас) 6 – Греция (статуя богини Афины) (6 баллов, по 1 баллу за каждую позицию) Примечание: если укажут, что корабль можно отнести и к Финикии, и к Греции – поощрительный балл. |
4. | Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот. Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне? Покажите ее на карте. | Египтяне были в Междуречье, где реки текут в противоположном Нилу направлении. (5 баллов, с названием рек) |
5. | Покажите на карте страну, которая стала одной из крупных держав при правителе Дарии I. | Это – Персия. (5 баллов, за название и верное обозначение на карте). |
6. | Покажите страну в юго – восточной Азии, находящуюся на большой равнине. | Китай, который находится на Великой китайской равнине. (5 баллов, за показ и название) |
Максимальное количество баллов – 30.
Время выполнения (максимум) – 15-20 минут.
IV. Станция “Компьютерная”.
Необходимо войти в программу тестирования, выбрать тему, выполнить задания в кратчайшие сроки и при наименьшем количестве подсказок (количество подсказок и время фиксируют помощники и жюри).
Количество выбранных тем и осуществленных ответов определяется хронологией выполнения заданий – 15-20 минут (время может варьироваться).
Задания могут выполнять отдельными представителями или всеми членами команды (на усмотрение организаторов).
Максимум баллов не определяется.
Список литературы
Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник. 5 класс М; “Просвещение”, 2006.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.
Задания и задачи по истории древнего мира, М: “Просвещение”, 1996.
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
“Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс” учебное электронное издание “Кордис & медиа”.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. Под ред. Н.И. Миницкого. Минск: “Белорусская энциклопедия”, 2003.