Внеклассное мероприятие «Рушник – элемент культуры российской семьи»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №63»

города Ульяновска







Внеклассное мероприятие

«Рушник – элемент культуры российской семьи»





подготовила

учитель истории

Веряскина Ольга Владимировна

















г. Ульяновск

2014



ЦЕЛЬ: Формирование у детей интереса и любви к народному искусству, чувства ответственности за сохранение и развитие традиций.


Задачи:

Углублять эстетические впечатления о народном искусстве страны.

Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии

Активизировать словарь детей за счет названий изучаемых изделий.

Развивать память, мышление.

Привлечь к патриотическому воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций и реликвий.


Ход мероприятия.

1 Вступительное слово учителя

2 Выступление детей

3 Дети отвечают на вопросы учителя

4 Выступление родителей

5 Демонстрация детьми рушников и других изделий ручной работы, хранящихся в семье.

6 Слова учителя, беседа с детьми

7 Заключительное слово учителя























Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим…

В.С.Шефнер


Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте уважаемые гости, мы рады приветствовать вас в нашем школьном краеведческом музее имени Героя Советского Союза И.М. Будилина. Наш музей комплексный. Он содержит много различных экспозиций. Сегодня мы используем экспозицию русской избы.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой, – сохранение культурных традиций.

Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своей истории, к своему дому, улице, на которой он живет, школе, городу. Наш музей способствует этому. Сегодня мы будем говорить о рушниках — как элементе традиции российской семьи. А расскажут нам о них экскурсоводы школьного музея. И так, мы начинаем.


Ученик — экскурсовод 1: Полотенце украшенное разнообразными узорами – рушник играло важную роль в жизни наших предков. Расшитые яркими красочными рисунками и орнаментами полотенце – произведение наиболее древнего и наиболее распространенного искусства.

И это естественно: такие виды женского искусства, как рукоделие, ткачество и вышивание были развиты повсеместно в нашей области.

1-ый рассказчик: (с полотенцем в руках) Полотенце чисто утирального назначения называли утирками, утиральником, рукотерками. Их или совсем не украшали или украшали очень скромно (показ полотенца).

Полотенца же (платы, платовья) предназначенные для подарка или праздничного убранства избы принято украшать вышивкой, кружевом и др. Обычно полотенца ткались из льняных или из хлопчатобумажных нитей.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по английскому языку для 3 класса «What? Where? When?»

2-ой рассказчик: Полотенца расшитые красочными узорами, развешивали в избе, что придавало ей нарядность, праздничность. Они выполняли роль своеобразной домашней картинной галереи.

Полотенца, украшавшие божницу в красном углу, называли – божник. (показ полотенца – мордовское, чувашское, русское).

3-ий рассказчик: (в руках полотенце) Во время масленицы молодая женщина в знак благодарности за угощение блинами дарила родне мужа полотенце вышитое, которое называли блинником (на столе квашня с тестом, на тарелке блины). А квашню с тестом покрывали специальными полотенцами – наблинниками (показ в действии).

4-ый рассказчик: Обрядовые полотенца сопутствовали нашим далеким предкам на крестинах, на свадьбах, на похоронах. В древней Руси на полотенце принимали новорожденного (демонстрация принятия новорожденного..)

5-ый рассказчик: Вышитые полотенца украшали женскую одежду. Они сплошь покрывали бедра женщины (показ). Во время хороводных песен девушки прельщают молодцев своим мастерством, искусством рукоделия:(хоровод с песней ): Как у нас в дому

Во высоком терему

Много шитых. Много браных

Много белых полотенец.


6-ый рассказчик: Долгими осенними и зимними вечерами девушки дома и на посиделках пряли пряжу, затем их матери и бабушки ткали льняные холсты, загодя готовили себе приданное.

Из выработанной ткани шили полотенца, разукрашивали их вышивкой и кружевами. Рушники — традиционный элемент украшения жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.


7-ой рассказчик: Девушка заготавливает к свадьбе из состоятельной семьи до тринадцати полотенец, которые назывались даровыми. Особенно широко применялись полотенца в свадебном обряде. Уже в прологе театрализованного свадебного действия рушник — обязательный участник обряда. Эти демонстрации имели целью показать рукоделие, мастерство, ее прилежание, трудолюбие и состоятельность. Например, предсвадебные персонажи-сваты идут сватать невесту с полотенцем переброшенным через плечо.

Учитель: Молодцы ребята, а теперь скажите, пожалуйста, что ценилось в семье?

Предполагаемые ответы детей (трудолюбие, мастерство, любовь близких…)

Да, действительно трудолюбие очень ценилось, потому что все приходилось крестьянам делать своими руками.

Слова родителей о современном значении рушника в свадебном обряде.

Поэтическое скрепление супружеского союза посредством расшитого рушника известно многим народам. В старину в священность этой обязательной церемонии была сродни вере в незыблемость церковного венчания. На рушнике «вместе стать, навек друг друга знать» — до сих пор бытует эта присказка при регистрации брака и когда молодых встречают родители у своего дома.

Свежие документы:  Индоевропейские корни племени мещера

Рушник сохраняет свою обрядовую роль в современных свадебных обрядах. Чему свидетельствуют рассказы, и сами рушники современного вида.


ДЕМОНСТРАЦИЯ РУШНИКОВ И ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ

(дети приносят из дома рушники и другие изделия ручной работы своих бабушек, прабабушек.)

Учитель: Очень большое значение в создании одежды играл лен. Льняные ткани широко использовались ранее и известны были очень давно.

ОБЫЧАИ (чтобы лен рос хороший, на лавку стелется рушник, ставятся образа и хозяева просят у Бога доброго урожая.)

Ребята, на предыдущей экскурсии «Уклад и ценности патриархальной семьи 19 века» вы узнали, что семьи были большие, вместе жили бабушки и дедушки, дети и внуки.

А сейчас постарайтесь угадать, кого так называли в семье?

Предлагаются слова: свекровь, свекор, золовка, тесть, теща, невестка, шурин.

Учитель: Ребята, а сейчас скажите какие пословицы и поговорки вы приготовили?

(Дети рассказывают пословицы и поговорки.)

А где еще часто используется рушник?

Предполагаемый ответ детей (при встрече гостей)


Ребята угощайте гостей приготовленными вами и родителями плюшками, блинами и пирогами.

(Дети накрывают на стол).

А теперь гости дорогие, пора и за столы садиться,

Дубовы столы стоят,

Браны скатерти лежат.

Хлеба, соли нашей откушайте.


Предполагается совместное чаепитие детей и родителей.





















Список использованной литературы


  1. Ахметов А.А., История заселения и развития Симбирско – Ульяновского Заволжья (XVII – XX вв). Ульяновск, 2002г.

  2. Вардугин В.И., Русская одежда, Саратов, «Детская книга»,2001г.

  3. Егоров В.Н., Ульяновская – Симбирская энциклопедия, том 2, Ульяновск, «Симбирская книга», 2004г.

  4. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка, Российская академия наук.- Москва, 2000г.







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: