ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1011
119620, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, корп. 1, тел. 934-12-35
e-mail: [email protected]
Конспект урока по истории России
в 9 классе
«Внешняя политика СССР в 30-е гг.»
подготовил
учитель истории и обществознания
Игнатов Кирилл Андреевич
Москва 2013
Тема: Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Цели урока: сформировать представления об основных направлениях и результатах внешнеполитического курса СССР накануне Второй мировой войны; охарактеризовать причины и последствия для Советского Союза заключения пакта о ненападении с Германией, секретного дополнительного протокола; раскрыть причины и начало Второй мировой войны; привить учащимся умения и навыки аналитической работы в коллективе, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
Способствовать формированию познавательного интереса к отечественной истории.
Основные даты и события:
– признание СССР Соединенными Штатами Америки – вступление СССР в Лигу Наций – подписание соглашений в Мюнхене между Англией, Францией, Германией, Италией о разделе Чехословакии. Военный конфликт СССР с Японией у озера Хасан. – военный конфликт на реке Халхин-Гол (Монголия) между СССР и Японией – подписание пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом и секретного протокола о разделе сфер влияния в Восточной Европе – советско-финляндская война – нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны – вступление Красной Армии на территорию Польши, присоединение Западной Украины и Белоруссии – Латвия, Литва и Эстония были провозглашены советскими республиками и вошли в состав СССР. Заключение Тройственного пакта Германией, Италией и Японией. Пакт о нейтралитете СССР и Японией. |
Понятия и термины урока: легитимация, агрессор, Лига Наций, аншлюс, нейтралитет, блицкриг.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: лабораторно-практическая работа
ФОПД: групповая
План изучения нового материала
1. Укрепление международных позиций СССР в 1930-е гг.
2. Военные конфликты СССР с Японией.
3. Советско-финляндская война 1939 — 1940 гг.
4. Расширение границ на Западе.
5. СССР и начало Второй мировой войны.
Актуализация знаний.
Предваряя вопрос о направлениях и результатах внешнеполитического курса СССР накануне Второй мировой войны, нам с вами нужно вспомнить основные задачи, которые решала советская дипломатия после завершения Гражданской войны. Восстановить в памяти основные факты участия Советской России в работе Генуэзской конференции и прорыва внешнеполитической блокады в результате Рапалльского договора с Германией, что подготовит нас к усвоению нового материала.
Далее формируются три группы учащихся, которые получают задание представить классу результаты работы по анализу одного из направлений внешнеполитической деятельности СССР в 1930-е гг. Задания группам оформляются в виде карточек-инструкций для подготовки сообщений учащимися в процессе лабораторной работы.
Задание для первой группы: проанализировать внешнеполитическую деятельность советского руководства в 1930-х гг., накануне Второй мировой войны и составить таблицу, где необходимо отразить результаты работы.
Вопросы:
1) Почему внешняя политика советской дипломатии в 1920-е гг. получила название «легитимация СССР»?
2) Объясните, как вы понимаете сущность понятия «система коллективной безопасности». Какое участие в попытке ее создании принял Советский Союз? Вспомните, когда и с какой целью была создана международная организация Лига Наций. В чем значение для создания системы коллективной безопасности имело вступление СССР в 1934 г. в Лигу Наций? Почему так и не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе?
3) Как вы думаете, почему политика Англии и Франции в отношении Германии характеризуется как капитулянтская? Какие факты подтверждают данную характеристику?
4) Какие последствия имело Мюнхенское соглашение Германии, Англии, Франции и Италии?
5) Объясните, почему во время переговоров в Москве советского руководства с Англией и Францией, Сталин решился пойти на политические контакты с Гитлером.
«При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. 2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Висла и Сана…
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии…
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете».
Вопросы к документу: Какой главный вопрос в отношениях между Германией и Советским Союзом решал секретный протокол? Найдите и покажите на карте атласа «Начало Второй мировой войны. Военные действия в Европе. 1 сентября 1939 г. — 21 июня 1941 г.» (с. 17) государства и территории, которые вошли в сферу интересов СССР.
8) Какие современные оценки договора между Германией и СССР приведены в учебнике? Какие аргументы оценок советско-германского пакта вы считаете более убедительными?
Задание для второй группы: опираясь на информацию учебника проанализировать отношения СССР и Японии в 1930-х гг. и составить таблицу, где необходимо отразить результаты работы.
Вопросы и задания на уточнение материала учебника:
1) Назовите причину военного конфликта у озера Хасан на Дальнем Востоке между Советским Союзом и Японией.
2) Проследите ход военного конфликта у озера Хасан в 1938 г. Чем завершился для противоборствующих сторон этот вооруженный конфликт? 3) Какова основная причина вооруженного конфликта Красной Армии и японской армии у реки Халхин-Гол (Монголия)?
4) Дайте оценку полководческому мастерству Г.К. Жукова в разгроме японской армии.
5) Какие последствия для Японии и СССР имели результаты военного конфликта у реки Халхин-Гол?
6) Какие условия выдвигали Япония и СССР во время переговоров в 1940 г. Вспомните, когда и в результате каких событий Россия утратила Южный Сахалин.
7) Когда и на каких условиях был подписан пакт о нейтралитете между СССР и Японией?
Задание для третьей группы: используя материал учебника проанализировать отношения СССР с соседними государствами на Западе, в результате которых произошло расширение границ Советского Союза, и составить таблицу, где необходимо отразить результаты работы.
Вопросы и задания на уточнение материала учебника:
1) Какие условия предлагало советское руководство правительству Финляндии для укрепления безопасности Ленинграда? Чем закончились переговоры между СССР и Финляндией?
2) Что стало причиной исключения Советского Союза из Лиги Наций?
3) Благодаря каким мерам Красной Армии удалось прорвать «линию Маннергейма»? Как изменилась граница в результате мирного договора между СССР и Финляндией?
4) Какое событие стало началом Второй мировой войны? Каким образом Советскому Союзу удалось присоединить Западную Украину и Западную Белоруссию, утраченные Россией по Рижскому договору 1921 г.? 5) В период 1939 -1940 гг. состав Советского Союза увеличился на четыре республики: Молдавская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР. В результате каких событий произошло образование новых советских республик?
Когда задания школьниками выполнены, выступают представители групп. Выступления сопровождаются показом представленного материала на интерактивной карте и заполнением сводной обобщающей таблицы, которую учитель подготовил заранее на классной доске.
Основные события | Результаты и значение | |
Борьба Советского Союза за создание системы коллективной безопасности в Европе. | Завершение международной легитимации СССР его признанием в 1933 г. США. По инициативе СССР подписана международная конвенция об определении агрессора. Вступление в 1934 г. СССР в Лигу Наций. Аншлюс Германией Австрии в 1938 г. при бездействии западных стран. Мюнхенское соглашение Германии, Англии, Франции и Италии об отторжении от Чехословакии в пользу Германии Судетской области. Переговоры в Москве делегаций Англии, Франции и СССР о союзе против фашизма в Европе. Подписание 23 августа 1939 г. Пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом, секретного дополнительного протокола.
| Представители западных стран отвергли советские программы всеобщего и полного разоружения, международного экономического сотрудничества. Попытки СССР применить экономические, финансовые и военные санкции к агрессору Лигой Наций поддержаны не были. Капитулянтская политика руководителей Англии и Франции привела к провалу попыток СССР создать систему коллективной безопасности в Европе. Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после Мюнхенского сговора западных держав. Соглашение в Мюнхене способствовало росту агрессии Германии и Италии. Переговоры в Москве Англии, Франции и СССР желаемых результатов не дали, что подтолкнуло Сталина на переговоры с Гитлером. Секретный протокол 23 августа 1939 г. определял сферы влияния обеих стран в Европе. Сталин надеялся с помощью договора с Гитлером отодвинуть войну с Германией. |
Отношения СССР и Японии | Вооруженное столкновение между Японией и СССР у озера Хасан в июле – августе 1938 г. Военный конфликт Красной Армии и японской армии у реки Халхин-Гол в августе 1939 г. В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония заключили Тройственный пакт. Подписание пакта о нейтралитете между Японией и Советским Союзом в 1940 г.
| Захваченная японской армией территория у озера Хасан была освобождена Красной Армией. Благодаря полководческому искусству Г.К. Жукова, советско-монгольская группировка разгромила японскую армию. Поражение японских войск в военных конфликтах повлияли на решение японского правительства не участвовать в грядущей войне Германии против СССР. Пакт о нейтралитете с Японией в значительной мере предотвратил опасность ведения войны Советским Союзом на два фронта.
|
Расширение границ Советского Союза | Советско-финляндская война («Зимняя война») 1939 — 1940 гг. Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. и начало Второй мировой войны. На территории Западной Украины и Западной Белоруссии были введены военные силы Советского Союза. Правительство СССР потребовало от Румынии возвратить Бессарабию, захваченную ею в 1918 г. На основании договоров о взаимопомощи на территории Латвии, Литвы и Эстонии были введены контингенты советских войск. В 1940 г. К власти в этих республиках пришли правительства, ориентированные на СССР.
| По условиям мирного договора к Советскому Союзу отошла территория Карельского перешейка. Война показала низкие боевые возможности Красной Армии. Разгром Польши. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к Советскому Союзу. Бессарабия и отторгнутая от Румынии северная часть Буковины образовали новую советскую республику — Молдавскую. Латвия, Литва и Эстония были провозглашены советскими республиками и вошли в состав Советского Союза.
|
Выводы учителя:
Сегодня мы понимаем, что любая форма сговора с нацистским режимом была неприемлема с моральной точки зрения и не имела никаких перспектив с точки зрения практической реализации. Однако в контексте исторических событий того времени Советский Союз не только остался один на один с Германией, поскольку западные государства отказались от предлагавшейся системы коллективной безопасности, но и стоял перед угрозой войны на два фронта — ведь именно в августе 1939 года до максимальной силы разгорелся огонь конфликта с японцами на реке Халхин-Гол».
Домашнее задание: Составить презентации по выбранным темам (военный конфликт на реке Халхин-Гол (Монголия) между СССР и Японией, советско-финляндская война, подписание пакта о ненападении между Германией и Советским Союзом и секретного протокола о разделе сфер влияния в Восточной Европе).
Учебник: Данилов А.А. История России, XX начало XXI века. М.: «Просвещение», 2008 г.
Директор ГОУ СОШ № 1011 г. Москвы Е.В. Слубская