Задания повышенной сложности по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей»

Задания повышенной сложности (часть С)

по истории Древнего мира


Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.


Тема «Жизнь первобытных людей»

С1. Прочтите отрывок из книги Ж.А. Рони-старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщет­ны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю пле­мени четыре женщины и два воина питали его день и ночь. Даже в самые тяжелые времена поддержива­ли они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и на­воднений, переносили его через реки и болота; си­неватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, ма­монта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более же­стоким и диким, чем мамонты. И вот теперь он мертв!

1. К какому периоду истории человечества относится этот рассказ?


2. В чем состояло значение овладения огнем для че­ловека? Назовите не менее трех последствий этого события.

С2. Сравните родовую и соседскую общины. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.

Общее


Различия

Родовая община

Соседская община




Тема «Древний Восток»

СЗ. Сравните природные условия Египта и Двуречья. Ука­жите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.



Общее


Различия

Природные условия

Природные условия

Египта

Двуречья



С4. Прочтите отрывок из книги римского историка Страбона и ответьте на вопросы. Используйте в ответах ин­формацию источника, а также знания из курса истории.

на некоторых деревьях по­является «шерсть». Из этой «шерсти», согласно Неарху, выделывают искусно сотканные тонкие ткани; македоняне применяли их вместо подушек и для на­бивки седел… Он говорит о тростнике, который дает мед, хотя и без пчел; действительно, это — плодонос­ное дерево, из плодов которого приготовляют мед, но плоды его опьяняют тех, кто ест их сырыми.

Свежие документы:  Программа элективного курса по алгебре "Десятая проблема Гильберта, или уравнения Диофанта" 8-9 класс
  1. О какой стране идет речь в отрывке из документа?

  1. Как мы сегодня называем те «чудеса», о которых пишут авторы?

С5. Прочтите рассказ о создании нового материала для письма и ответьте на вопросы. Используйте в ответах ин­формацию источника, а также знания из курса истории.

Он смешал пульпу дерева, кору, джутовые волок­на со старыми одеждами и порванными рыболовны­ми сетями. Великое открытие оказалось созданным из мусора, идущего на выброс.

Вновь полученный материал получился на удивле­ние прочным и по многим своим свойствам превос­ходил как бамбук, так и шелк. Прежде всего, он ока­зался значительно дешевле и проще в изготовлении. Безусловно, его «сопротивляемость» времени была значительно меньшей, чем, скажем, у шелковых книг, но общедоступность стала решающим фактором. Его могли изготавливать даже в кустарном производстве. Именно это предопределило стремительный рост письменной литературы различного рода: трактатов, центральных и местных хроник, народных рассказов и религиозной литературы.

  1. О каком материале идет речь в тексте? В какой стра­не он был создан?

  1. В чем значение этого изобретения для человечества?

Тема «Древняя Греция и Рим»

С6. Древние Микены, согласно выводам археологов, располагались в удалении от моря, на холме, с которого хорошо была видна окружавшая их местность. Во время раскопок на территории города было найдено большое количество захоронений. Некоторые из них представ­ляли собой углубление в земле для тел покойных, рядом с которыми лежала глиняная посуда. Другие выглядели как вытянутые гробницы, вырубленные в мягкой скале на глубине от 0,5 до 3—4 м. Внутри этих гробниц было найдено большое количество бронзовых орудий труда, оружия, посуды, украшений. Встречалась кухонная по­суда, сделанная из олова; украшения из золота, серебра и железа. Нашли даже янтарь и страусовые яйца.

На основе анализа археологических находок сделайте не менее трех выводов о жизни древних Микен.


С7. Сравните древнегреческие и современные Олимпий­ские игры. Ответ оформите в виде таблицы.



Олимпийские игры в Древней Греции

Современные Олим­пийские игры



С8. Сравните древнегреческий и современный театр. От­вет оформите в виде таблицы.


Театр в Древней Греции

Современный театр



С9. Прочтите отрывок из сочинения греческого ученого Аристотеля и ответьте на вопросы. Используйте в отве­тах информацию источника, а также знания из курса истории.

Долгое время знать и народ вели между собой борьбу. Ведь в то время… бедные были в порабо­щении у богатых, как сами, так и дети их и жены… На таких именно арендных условиях обрабатывали они поля богачей; ведь вся земля была в руках у не­многих. Если же они не вносили условленной платы, они становились кабальными, как сами, так и их дети. До Солона все предоставляли деньги в займы под за­лог личной свободы. Солон был первым заступником народа. Тяжело и горько было большинству граждан быть в порабощении. Да и не только это, народ тя­готился и всем остальным, так как, можно сказать, ни в чем не имел участия.

  1. О каком событии пишет автор? В каком году оно произошло?

  2. Укажите не менее двух причин, которые вызвали недовольство народа.

С10. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Плутарха и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Между Тесеем и много общего, происхож­дение обоих темно, поэтому они считаются потомка­ми богов. Оба славнейшие воины: в том убедились все мы. Вместе с тем они физическую силу соединя­ли с умом. Один из них основал Рим, другой создал Афины, знаменитейшие города в мире; оба похищали женщин; ни один не избег несчастия в собственном доме и ненависти родственников, кроме того, оба они рассорились, говорят, перед смертью со своими со­гражданами

  1. Укажите имя, пропущенное в тексте.

  2. Объясните слова историка: «ни один не избег несча­стия в собственном доме».

С11. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Светония и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Он принимал почести сверх всякой меры: бес­сменное консульство, пожизненную диктатуру, по­печение о нравах, затем имя императора, прозвание отца отечества, статую среди царских статуй, возвы­шенное место в театре, он даже допустил в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в сенате и суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях, храмы, жертвен­ники, изваяния рядом с богами, место за угощением для богов… название месяца по его имени; и все эти почести он получал и раздавал по собственному про­изволу. Но величайшую, смертельную ненависть навлек он на себя вот каким поступком. Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие вы­сокопочтеннейшие постановления, он принял перед храмом Венеры Прародительницы сидя… Более того, все чаще ходили слухи, будто он намерен пере­селиться в Александрию или в Илион и перевести туда все государственные средства, обескровив Италию воинскими наборами, а управление Римом поручив друзьям… Это и заставило заговорщиков уско-

рить задуманные действия… В заговоре против него участвовало более шестидесяти человек; во гла­ве его стояли Гай Кассий, Марк Брут и Децим Брут.

  1. Укажите имя государственного деятеля, о котором идет речь в тексте.

  2. Какая форма правления установилась в Риме с при­ходом к власти этого государственного деятеля? Приведите не менее трех доказательств, подтвер­ждающих ваш ответ.

С12. Сравните управление в Афинах и Риме в V в. до н. э. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ офор­мите в виде таблицы.

Общее


Различия

Афины

Рим















Литература


1.А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Учебник История Древнего мира : 5 класс. М.: Просвещение.2006.

2. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/Сост. К. В. Волкова.-М. : ВАКО, 2011.











Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: