Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №49
г.Шахты Ростовской области
подготовила
учитель информатики
высшей квалификационной категории
Денисова Елена Викторовна
Шахты 2010
Обобщение опыта учителя информатики высшей квалификационной категории Денисовой Елены Викторовны по теме: «Дистанционное обучение: уверенный шаг в будущее».
В статье представлен опыт применения дистанционных образовательных технологий на уроках информатики в профильных 10-11 классах с целью индивидуализации процесса обучения.
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование «длиною в жизнь»). Введение профильного обучения – одно из ключевых направлений модернизации российской школы, основная идея которого состоит в ориентации образования на индивидуализацию обучения, предоставления обучающимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
Индивидуальность, если она находится в центре образовательного процесса, требует изменения содержания, форм, методов обучения, изменения в организации образовательного процесса, а также в критериальной базе оценки работы школы. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала. Учитель должен иметь свободу в выборе средств, методов и форм обучения, способа экспертизы знаний учащихся. Выбор должен стать психологическим механизмом сохранения индивидуальности субъектов образовательного процесса.
Возможным механизмом формирования индивидуальности учащегося мы признаем реализацию технологии индивидуального учебного плана (ИУП). Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов) на профильном или базовом уровне, выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана.
Практическая значимость и актуальность данной проблемы определили выбор темы экспериментальной работы школы: «Профильная школа: развитие от модели двухпрофильной школы к модели «Обучение по индивидуальным учебным планам на старшей ступени».
Реализация этой модели позволяет наиболее полно учесть интересы каждого обучающегося, так как предполагает возможность не только формировать индивидуальные образовательные траектории путем создания индивидуальных учебных планов, но и проводить обучение в малых группах, что создает реальную возможность для личностно ориентированной педагогики.
Дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. При использовании дистанционной формы обучения в профильных классах значимыми становятся не только знания, но главное — умение их применять для решения конкретных жизненных проблем, способы приобретения знаний и их применение, умение принимать ответственные аргументированные решения. Ученик имеет возможность обучаться не только в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких: приходить на уроки к разным учителям в разные учебные заведения.
В нашей школе накоплен большой опыт использования ИТ в учебной и методической работе, ведётся поиск наиболее интересных и эффективных приложений и компьютерных программ.
Расширение информационного пространства школы немыслимо без практики дистанционного обучения. Мы апробируем ДО 3-ий год и уже увидели, из чего складываются основные достоинства дистанционного обучения:
во-первых, технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия школьника с обучающей системой.
во-вторых, доступность и открытость обучения — возможность удалённого обучения. Это делает процесс обучения более доступным для всех категорий обучающихся. Обучение в любое время в любом месте позволяет учащимся выработать индивидуальный график обучения.
в-третьих, индивидуальность систем дистанционного обучения.
Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным темам. Такая система обучения заставляет учащегося заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования. Наш опыт использования дистанционных форм обучения показывает, что ученик, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Кроме того, дистанционное обучение открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.
Я использую элементы дистанционной формы обучения для реализации личностно-ориентированного подхода (обучение по индивидуальным планам), для разгрузки очных занятий от рутинных видов деятельности, отводя больше времени на занятиях для дискуссий, обсуждений.
Для этого необходимо, прежде всего, четко разграничить виды деятельности, которые целесообразно оставить для аудиторных занятий и виды деятельности, которые можно перенести на самостоятельную работу в дистанционной форме (в малых группах, индивидуально) при консультации учителя. Это, как правило, виды деятельности, направленные на формирование необходимых навыков, ликвидацию пробелов в знаниях, поиск дополнительной информации, задания по проектной деятельности, подготовке материалов для дискуссий, а также творческие работы.
На школьном сайте (www.mousosh49-shakhty.ru) в разделе «Медиатека» размещаются необходимые учебные и информационные материалы, задания, тесты, лабораторные, практические работы; даются ссылки на дополнительный материал на других сайтах в Интернете, организуются форумы для обсуждения. Дополнительным преимуществом является возможность сократить время поиска учащимися необходимых для изучения темы ресурсов и, следовательно, оптимизировать время урока. Кроме того, это позволяет учителю повысить уровень своей квалификации и обеспечить учащихся важной для изучения данной темы информацией.
Имея такой контент и используя элементы дистанционного обучения, учитель может:
Порекомендовать ученику, пропустившему несколько тем или нерадивому ученику изучить материалы урока, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить практические работы и домашнее задание и выслать отчёт в режиме почтовых сообщений или разместить на сайте в разделе «Домашние задания».
Эти материалы можно дать для опережающего изучения темы и организовать форум для обсуждения, чтобы затем на уроке можно было монолог учителя заменить на осмысленную (со стороны учеников) беседу-обсуждение данной темы с учётом высказываний на форуме.
Начать подготовку к экзамену прямо с первого урока. В качестве домашнего задания, ученик может готовить электронный конспект билетов.
Внедрение элементов дистанционного обучения создает комфортную образовательную среду в школе без стрессов, в школе сотрудничества ученика с учителем, когда тезис «Я сам!» становится определяющим фактором развития и самоопределения личности ребенка. Задания выполняются учащимися в удобное для них время, также как и учитель осуществляет свою деятельность в удобное для него время. Исключение составляют только синхронные телеконференции (чаты, видеоконференции), которые также проводятся на школьном сайте, где можно получить консультацию учителя или обсудить какую-то тему урока. Временные рамки школьных уроков не позволяют проводить длительные дискуссии, дебаты. Если тема, обсуждаемая на уроке, заинтересовала учеников, не все успели высказать свою точку зрения, то я создаю форум, и — дискуссия продолжается, в дистанционной форме. Выступления и частные комментарии учеников на форуме я также могу оценивать.
Возможен и другой вариант организации дистанционного обучения, который я апробировала и сегодня готова предложить не только своим учащимся, но и учащимся других школ. В этом случае элективные курсы организуются в дистанционной форме. В этом году я создала дистанционный курс Компьютерная графика и анимация на основе авторской программы Л.А. Залоговой «Основы компьютерной графики» и успешно реализую его с помощью школьного сайта.
Опыт работы дистанционного курса «Компьютерная графика и дизайн» показывает, что многие виды работ учащиеся выполняют значительно быстрее и качественнее, чем на уроке, поскольку здесь трудоемкость и временные затраты на выполнение задания, в основном, зависят от способностей и сформированности соответствующих интеллектуальных умений самого ученика, в частности, умения работать с информацией. Позитивные результаты работы, заинтересованность учащихся в такой форме получения знаний привели меня к выводу о необходимости расширения тематики дистанционных курсов. Сегодня я осваиваю систему дистанционного обучения Moodle, которая совершенно замечательно подходит для дистанционных курсов в школьной образовательной практике. Серьезное преимущество — это бесплатное свободно распространяемое программное обеспечение (лицензия GPL). Ориентировано оно на модульное представление материала, что существенно облегчает выстраивание индивидуального маршрута (обязательные для изучения блоки и вариативные). Плюс ко всему этому прозрачная система отчетности о деятельности всех участников образовательного процесса. Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы подведения итогов, создания отчетов.
Также мои ученики принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, где добиваются высоких образовательных результатов, Участие в конкурсе, где собираются сотни учеников и педагогов из разных городов, оставляет незабываемые впечатления, меняет мышление его участников в творческую сторону. А это позитивно влияет не только на успехи в учебе, но и на жизненные ориентиры и достижения. При этом не нужно никуда выезжать! А официальное Свидетельство участника или диплом призера придет к вам по почте. Такой документ пригодиться при поступлении в вуз и повысит авторитет школы
Обобщая свой небольшой опыт, прихожу к таким выводам:
1. Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.
2. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой.
3. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.
Как видно, форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат. Дети сами не бегут в школу, не хватают учебники и задачники вместо игр и телевизора, если им учиться неинтересно.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org
https://www.obrazovanie-ufa.ru/themes/Distantsionnoe_obuchenie.htm