Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I и II видов»
(Центр дистанционного образования)
Конспект урока по информатике
в 8 классе
«Excel. Логическая функция If (Если)».
Подготовила: учитель информатики
Лавринова Ирина Игоревна
Смоленск,
2012
Тема урока: «Excel. Логическая функция If (Если). Применение функции Если при решении задач».
Предмет: информатика
Класс: 8
Опорные понятия: электронная таблица, книга и лист Excel, формула, диаграмма.
Интегрирующая дидактическая цель:
научить решать различные задачи с использованием функции If (Если).
Целевой план действий учащихся.
В процессе работы вы должны:
познакомиться с логической функцией If (Если),
научиться решать различные задачи с использованием функции If,
развивать навыки компьютерного моделирования задач,
развивать логическое мышление.
Банк информации:
а) входной контроль
Уровень А
1. Укажите правильное расширение файлов, написанных в пакете “Excel”
*.doc
*.xls
*.exe
2. Через какой пункт меню можно открыть существующий файл
Правка
Сервис
Файл
3. Выберите правильный вариант заголовка столбца
10
С
С10
4. Строка формул начинается с
знак арифметического действия
знак равенства
цифра
5. Чтобы построить диаграмму, надо вызвать
мастер диаграмм
гистограмма
легенда
6. Для редактирования диаграммы надо
дважды щелкнуть правой клавишей мыши в поле построения диаграммы
дважды щелкнуть левой клавишей мыши в поле построения диаграммы
щелкнуть правой клавишей мыши в поле таблицы
Ответы: 1-b, 2-c, 3-b, 4-b, 5-a, 6-b
Уровень В
Дайте определение рабочей книги EXCEL.
Ответ. Рабочие книги — это файлы MS Excel, которые могут содержать один или несколько рабочих листов (в версии 7’0 по умолчанию в новой рабочей книге создается 16 рабочих листов).
Что такое рабочий лист EXCEL?
Ответ. Рабочий лист — это собственно электронная таблица, основной тип документа, используемый в Excel для хранения и манипулирования данными.
Что представляет собой ячейка рабочего листа?
Ответ. Ячейка — это основной элемент электронной таблицы только в ней может содержаться какая-либо информация (текст, значения, формулы )
Какие существуют способы адресации ячейки?
Ответ. В MS Excel имеются три способа адресации ячеек: относительная, абсолютная и смешанная.
Какие типы данных могут храниться в ячейках рабочего листа?
Ответ. В ячейки рабочего листа могут быть введены данные трех типов: числа, формулы и текст.
Как выйти из программы EXCEL?
Ответ. Чтобы выйти из программы, нужно нажать Файл — Закрыть.
Уровень С
Для решения каких задач предназначены табличные процессоры? Какие преимущества может дать обработка информации с помощью электронных таблиц по сравнению с обработкой вручную?
Ответ. Современные технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость представления данных в виде таблиц. Для табличных расчетов характерны относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие объемы исходных данных. Такого рода расчеты принято относить к разряду рутинных работ, для их выполнения следует использовать компьютер. Для этих целей созданы электронные таблицы (табличные процессоры).
Опишите возможности современных табличных процессоров.
Ответ. Современные табличные процессоры обеспечивают:
ввод, хранение и корректировку большого количества данных;
автоматическое проведение вычислений при изменении исходных данных;
дружественный интерфейс (средства диалога человека и компьютера);
наглядность и естественную форму документов, представляемых пользователю на экране;
эффективную систему документирования информации;
графическую интерпретацию данных в виде диаграмм.
Что называется рабочей книгой в Excel?
Ответ. Рабочие книги — это файлы MS Excel, которые могут содержать один или несколько рабочих листов.
Опишите способы копирования формул.
Ответ. 1 способ. С использованием команды Копировать :
выделить ячейку, содержащую формулу для копирования;
выбрать команду Копировать одним из возможных способов (из меню Правка; кнопка на стандартной панели инструментов, команда контекстного меню); копируемая ячейка будет обозначена подвижной рамкой;
выделить диапазон (блок) ячеек, в который копируется формула;
выбрать команду Вставить одним из известных способов, аналогично команде Копировать.
2 способ. С использованием маркера заполнения и мышки (копирование на диапазон смежных ячеек):
выделить первую ячейку диапазона, содержащую формулу;
установить указатель мышки на маркере заполнения (маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки);
перетащить маркер заполнения в направлении копирования формулы на весь диапазон ячеек.
Что такое диаграмма? Опишите отличительные черты диаграмм различного типа.
Ответ. Диаграмма — это наглядное графическое представление числовых данных.
Диаграммы бывают нескольких типов:
гистограмма (столбчатая диаграмма) — для сравнения нескольких величин в нескольких точках,
круговая — для сравнения нескольких величин в одной точке,
график — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой.
б) Изучение нового материала
Уровень А
Мы продолжаем изучать встроенные функции, которые составляют «основное богатство» табличного процессора Microsoft Excel. С их помощью можно решить практически любую задачу, важно только верно их использовать и знать, что именно каждая функция «умеет делать».
На сегодняшнем уроке вы научитесь решать «жизненные» задачи с использованием логической функции If (Если).
Сегодня мы познакомимся только с одной из 6-ти логических функция, остальные функции вам встретятся при изучении раздела информатики «Алгебра логики».
ЕСЛИ — очень интересная функция, позволяющая вывести в ячейку одно значение, если заданное пользователем условие выполняется и другое — если условие не выполняется. Она имеет формат:
ЕСЛИ(;;).
Ребята, в начале работы с функцией Если советуем рисовать на бумаге блок-схему для решения каждой задачи. Когда вы наберетесь опыта, необходимость в блок-схеме отпадет!
Уровень В
При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов, в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий. Для решения таких задач применяют условную функцию ЕСЛИ. Она имеет формат:
ЕСЛИ(;;).
Чтобы пользоваться этой функцией, вам целесообразно познакомиться с основными понятиями логической (булевой) алгебры. Первый аргумент функции ЕСЛИ — логическое выражение (в частном случае — условное выражение), которое принимает одно из двух значений: «Истина» или «Ложь» (1 или 0). В первом случае ЕСЛИ принимает значение выражения1, а во втором -значение выражения2. В качестве выражения1 или выражения2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Обратите внимание, что число вложенных функций ЕСЛИ не должно превышать семи.
Уровень С
При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов, в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий. Для решения таких задач применяют условную функцию ЕСЛИ. Она имеет формат:
ЕСЛИ(;;).
Чтобы пользоваться этой функцией, вам целесообразно познакомиться с основными понятиями логической (булевой) алгебры. Первый аргумент функции ЕСЛИ — логическое выражение (в частном случае — условное выражение), которое принимает одно из двух значений: «Истина» или «Ложь» (1 или 0). В первом случае ЕСЛИ принимает значение выражения1, а во втором -значение выражения2. В качестве выражения1 или выражения2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Обратите внимание, что число вложенных функций ЕСЛИ не должно превышать семи. Если условий много, записывать вложенные функции ЕСЛИ становится неудобно. В этом случае на месте логического выражения мы можем указать одну из двух логических функций: И(AND) или ИЛИ (ОК).
Формат функций одинаков:
И (;;…),
ИЛИ (;;…).
Функция И принимает значение «Истина», если одновременно истинны все логические выражения, указанные в качестве аргументов этой функции. В остальных случаях значение И — «Ложь». В скобках можно указать до 30 логических выражений.
Функция ИЛИ принимает значение «Истина», если истинно хотя бы одно из логических выражений, указанных в качестве аргументов этой функции. В остальных случаях значение ИЛИ — «Ложь».
в) Закрепление нового материала
Уровень А
Задание: решение задачи №1 «Скидка».
Цель задания: научиться моделировать и решать задачи при помощи логической функции ЕСЛИ.
Методические рекомендации:
ЗАДАНИЕ №1. «Скидка»
Используя функцию ЕСЛИ, вывести в столбце «Величина скидки в %» значение 5, если общая сумма покупки больше или равна 10000, в противном случае — вывести 0.
Сделать активной ячейку В9.
Вызвать мастер-функции.
Выбрать категорию «Логические функции».
Выбрать функцию If (Если).
Выделить диапазон ячеек.
Ввести данные формулы.
7) Нажать ОК.
Уровень В
Задание: решение задачи №1 «Скидка».
Цель задания: научиться использовать функцию ЕСЛИ при решении задач, закрепить навыки использования условного форматирования.
Методические рекомендации:
Используя функцию ЕСЛИ, вывести в столбце «Величина скидки в %» значение 5, если общая сумма покупки больше или равна 10000, в противном случае — вывести 0.
Сделать активной ячейку В9.
Вызвать мастер-функции.
Выбрать категорию «Логические функции».
Выбрать функцию If (Если).
Выделить диапазон ячеек.
Ввести формулу.
Залить ячейки с 5-ти процентной скидкой розовым цветом (Воспользоваться условным форматированием).
Уровень С
Задание: решение задачи №1 «Скидка».
Цель задания: научиться использовать функцию ЕСЛИ при решении задач, закрепить навыки использования условного форматирования, построения блок-схем.
Методические рекомендации:
Используя функцию ЕСЛИ, вывести в столбце «Величина скидки в %» значение 5, если общая сумма покупки больше или равна 10000, в противном случае — вывести 0.
Сделать активной ячейку В9.
Вызвать мастер-функции.
Выбрать категорию «Логические функции».
Выбрать функцию If (Если).
Выделить диапазон ячеек.
Ввести формулу.
Залить ячейки с 5-ти процентной скидкой розовым цветом (Воспользоваться условным форматированием).
Построить блок-схему задачи.
г) Выходной контроль
Уровень А
Цель: проверить усвоение знаний о логической функции ЕСЛИ
Методический комментарий для учащихся:
Что нового ты узнал на уроке?
С какой функцией познакомились?
Расскажи о синтаксисе функции ЕСЛИ.
Что было сложно?
Оценка результатов:
Какие трудности возникли при создании проекта?
Какие по-вашему были допущены ошибки?
Оцените свою работу.
Уровень В
Цель: проверить усвоение знаний о логической функции ЕСЛИ , подборе параметров.
Методический комментарий для учащихся:
Что нового ты узнал на уроке?
Расскажи о синтаксисе функции ЕСЛИ?
Какие логические функции ты знаешь?
Назови алгоритм использования функции Подбор параметров.
Оценка результатов:
Какие трудности возникли при создании проекта?
Какие по-вашему были допущены ошибки?
Оцените свою работу.
Уровень С
Цель:проверить умение оперировать понятиями и формулами, уровень усвоения знаний о логической функции Если.
Методические комментарии для учащихся:
Какие знания ты закрепил на уроке?
Как называются функции, которые применяли на уроке
К какому классу относятся эти функции?
Какими приемами ты пользовался при моделировании задачи?
Оценка результатов:
Какие трудности возникли при создании проекта?
Какие по-вашему были допущены ошибки?
Оцените свою работу.
д) Домашнее задание
Уровень А
Материал урока.
Задание «Скидка» — Залить ячейки с 5-ти процентной скидкой розовым цветом (Воспользоваться условным форматированием).
Уровень В
Материал урока.
Задание «Скидка» — Построить блок — схему задачи.
Уровень С
Материал урока.
Задание «Обмен валюты».
Резерв:
Создать таблицу, выполнив словесную оценку результатов конкурсного отбора по результатам экзаменов «Принят» — «Не принят» («Принят» — если набрал не менее 12 баллов).
B | C | D | E | F | G | |
| | | | | проходной балл | 12 |
Ф.И.О | Математика | Физика | Русский язык | общая сумма баллов | результат решения | |
Иванов | 4 | 5 | 4 | =СУММ(B3:D3) | | |
Зайцева | 4 | 4 | 4 | =СУММ(B4:D4) | | |
Рябова | 3 | 4 | 3 | =СУММ(B5:D5) | | |
Петров | 5 | 4 | 5 | =СУММ(B6:D6) | | |
Сорокин | 4 | 4 | 3 | =СУММ(B7:D7) | | |
Ячейка F3 содержит выражение: =ЕСЛИ(E3>=12;»принят»;»не принят»)
или возможный вариант: =ЕСЛИ(E3<12;"не принят";"принят")
Литература:
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
https://psbatishev.narod.ru/excel/e000.htm