Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Конспект урока по информатике
в 11 классе
«Информационная культура»
Подготовила
учитель информатики и математики
Шишкина Галина Петровна
г. Саранск
2013
Цель урока:
1.Создание представления об информационной культуре личности;
2.Развитие познавательного интереса;
3.Развитие коммуникативных навыков;
4.Создание условий для воспитания информационной культуры учащихся.
Тип урока:
изучения нового материала
План урока:
1) Организационный момент: цели урока. (2 мин)
2) Актуализация понятия информационного общества. (5 мин)
3) Теоретическая часть (объяснение нового материала) — лекция. (20 мин)
4) Выполнение заданий.(10 мин)
5) Д/з.(3 мин)
6) Подведение итогов.(5 мин)
Ход и содержание урока:
1. Приветствие, проверка присутствующих. (2 мин)
Объяснение хода и целей урока.
— С чем связаны информационные революции?
В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.
Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).
Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.
Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.
Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.
Процесс информатизации общества является базовой составляющей пятой информационной революции.
— Какие критерии развития информационного общества вы знаете?
В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей, доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.
Примечание: Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в стадии информационного общества. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.
— Ребята, что значит быть культурным человеком? (Высказывают свою точку зрения)
-А как бы вы ответили на вопрос: что такое информационная культура человека и информационная культура общества? Сегодня мы поговорим об этом, и думаю, каждый из вас ответит на выше поставленный вопрос.
Для становления информационного общества индивиду необходимо знать и понимать информационную культуру, т.е. свободно ориентироваться в информационном «пространстве». Что же подразумевает под собой информационная культура?
1) Информационная культура.
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.
Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получениям, переработкой, передачей и хранением информации.
Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. В настоящее время, на пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.
Умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.
В современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР). Такие системы позволяют быстро рассмотреть различные варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать чертеж или схему.
Использование электронных таблиц сделает более простыми и наглядными процессы исследования и построения графиков функций в процессе изучения математики, планирования и ведения домашнего бюджета, построения и исследования моделей различных объектов и процессов.
При поиске информации в современной библиотеке или в Интернете необходимо иметь навыки поиска информации в базах данных. В информационном обществе очень полезным является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных.
Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования средств визуального объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему специализированные приложения. Например, можно создать приложение, которое автоматизирует заполнение многочисленных квитанций оплаты за квартиру, электроэнергию, газ и др.
И.К. – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил.
Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д. Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.
Большие изменения произойдут в информационном обществе в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современном образованием – сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного на протяжении десятков лет обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества.
По мере продвижения к информационному обществу заметно меняется и сфера частной жизни человека: от форм проведения досуга до семейных отношений. Если внешние перемены, непосредственно обусловленные массовым внедрением технических средств информатизации, бросаются в глаза и могут быть относительно легко экстраполированы в будущее, то глубинные процессы, связанные с духовной сферой жизни людей, не следует упрощать и слишком доверять предсказаниям, основанных больше на эмоциях, чем на фактах.
Прежде всего, следует осознать тот факт, что в ХХ веке в жизни большинства населения развитых стран небывало возросла доля свободного времени. На протяжении тысячелетий подавляющая часть населения Земли почти не имела времени для досуга. Технический прогресс позволил настолько поднять производительность общественного труда, что свободное время стало достоянием многих.
Досуговая деятельность людей меняется на наших глазах. Первое серьезное вмешательство в традиционные формы проведения досуга на стадии, непосредственно предшествующей информационному обществу; осуществило телевидение. Время, которое большинство людей проводит перед телевизором, измеряется несколькими часами в день. Современные информационные технологии внесли в организацию досуга свой крупный вклад. Компьютер и Интернет в доме во многих семьях – обычное дело. Досуг, проводимый за компьютером, различен – от продолжения работы до компьютерных игр, занимающих у части людей заметное время. Растет и время, затрачиваемое на «хождение» по сети Интернет без определенной цели (включая так называемый «чат» с не очень осмысленным обменом сообщениями). Использование средств мультимедиа позволяет перенестись, не выходя из дома, в мир виртуальной реальности. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Информационная культура – лишь часть общей культуры, и форма проведения досуга определяется, в первую очередь, общей культурой конкретного человека.
Значительно меняется информационное обеспечение человеческого дома, где люди проводят большую часть личной жизни. В доме и вне его создается интегрированная инфраструктура, предоставляющая возможность человеку иметь каналы связи и информационные сервисы непосредственно по месту жительства. Такая инфраструктура стирает грань в информационном обеспечении дома и места работы, а иногда позволяет их совместимость.
В некоторых странах значительное распространение уже получили так называемые «электронные деньги». Вместо наличной зарплаты работник получает чек, который кассируется в банке. При этом ряд услуг можно оплачивать чеком, а некоторые – с кредитной карточки; наличные деньги можно также получить с помощью специальных; машин, находящихся в разных местах.
Недавние достижения Интернет-технологий – поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин – может чрезвычайно сильно развиться в информационном обществе и привести к существенному сокращению привычной системы торговли.
Итак, основными факторами развития ИК являются:
Система образования;
Информационная инфраструктура;
Развитие экономики страны.
Класс делится на три группы (можно по рядам) и выполняют следующие задания:
а) Важно ли быть информационно культурным человеком в наше время?
б) Назовите плюсы и минусы информационной культуры человека и общества в целом.
в) минусы постоянного использования информационных технологий;
г) проблемы, которые могут возникнуть при постоянном контакте с компьютером (Интернетом);
д) как предотвратить возникновения проблем с Интернет зависимостью.
Ученикам дается 3-4 мин для размышления, затем проводится дискуссия по заданным темам, после чего выставляется оценка самым активным.
5. Д/з: стр.17, п.1.2. Контрольные вопросы, задание №3. (3 мин)
Сегодня мы познакомились с тем, что такое информационная культура человека и информационная культура общества.
Список использованной литературы
Учебник «Информатика и ИКТ». Учебник.11 кл. Базовый уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой //СПб.: Питер, 2007.
Учебные пособия для учителя
Сборник нормативных документов, Информатика и ИКТ, М.:Дрофа.2005 г.
Н.Д. Угринович «Преподавание курса Информатика и ИКТ в основной и старшей школе(7-11)», М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2005 г.
Д.Ш.Матрос «Информатизация общего среднего образования»,М. Педагогическое общество России, 2004 г.
А.А.Кузнецов Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. М.: Дрофа, 2001 г.
Журнал «Информатика и образование». 2004-2006 г.г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://shperk.ru/pedagog/bezopasnost-detej-pri-rabote-v-internete.html
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/182431.html https://www.ifap.ru/library/book020.doc
8