Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №1 им. Г.С.Титова
городского округа Краснознаменск Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №1 им. Г.С.Титова городского округа Краснознаменск Московской области Описание педагогического опыта Тема: «Информационные технологии в профильном обучении по информатике». подготовила учитель информатики Сороко Елена Владимировна г.о. Краснознаменск 2013
Описание педагогического опыта
Тема: «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника на уроках информатики»
подготовила
учитель информатики
Сороко Елена Владимировна
г.о. Краснознаменск
2013
Возрастающая роль информационных технологий в жизни современного общества определяет особое положение предмета «Информатика» в общей системе школьного образования. С одной стороны, информатика должна подготовить человека к решению практических задач в условиях информационного общества, т. е. научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии. С другой стороны, она обеспечивает важнейший компонент фундаментального образования.
Вместе с другими предметами естественнонаучного и технического циклов информатика создает основу для формирования способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению. Поиск разумного баланса между этими двумя системами целей — основной вопрос любой учебной программы и методики преподавания курса.
Исходя из этого, были разработаны в лицее подходы к профессиональной ориентации молодежи, которые заключаются в обучении учащихся продуктивной практической деятельности, направленной на формирование собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их в подготовке к профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов, намерений, реалистического образа себя как профессионала.
Эти подходы были взяты за основу при организации профильного обучения в лицее при изучении курса «Информатики» в 10-11 классах. Курс состоит из двух разделов:
1) «Информатика и информационные технологии»;
2) «Информационные и коммуникационные технологии». После завершения курса учащиеся физико-математического класса аттестуются по курсу «Вычислительная техника. Оператор ЭВМ» и получают удостоверения.
Какие методы обучения на наш взгляд были самыми успешными и результативными?
Во-первых, информационно-поисковый. Есть проблема и ее надо решить в целом, перенося имеющиеся знания в новую ситуацию. Например, темы «Моделирование и формализация», «Решение логических задач» позволяют проанализировать примеры из жизненных наблюдений и проверить свой накопленный опыт в познании реального мира. Поддержание активного восприятия учебного материала осуществляется с помощью показа учащимся учебных развивающихся программ, компьютерных презентаций, электронных аудио-видео изображений, а также с помощью информационных и коммуникационных ресурсов Интернета. Компьютерный тест-тренинг используется нами для актуализации знаний и закрепления умений и навыков учеников. Трансляция учебного материала с использованием информационных ресурсов школы «Кирилла и Мефодия» позволяет совершенствовать знания в области информационных технологий.
Во-вторых, методы организации исследовательской деятельности. Они способствуют формированию познавательной активности учащихся и прививают навыки научного познания. В лицее, начиная с 1999 года, на уроках информатики в старших классах я стала использовать Метод Проектов.
В процессе создания своего проекта, школьники имеют возможность поближе познакомиться с процессом самостоятельной разработки законченного проекта, при этом решается основная задача — сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, объективно оценивать свои возможности и профессиональные требования. В процессе проектирования прививаются первичные знания и навыки проведения научно-исследовательской работы по заданной теме. При организации научно-исследовательской деятельности школьников мы выделяем семь этапов: мотивация научно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, обсуждение результатов исследования на заседании круглого стола, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции
Полученный опыт ребята используют для создания мультимедийных учебных пособий по информатике (Например, Базовые алгоритмы), участвуют в творческих конкурсах, например, «Лучший школьный сайт» (г. Троицк), в соревновании молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Центральном федеральном округе РФ (г. Москва), каждый год принимают участие в конференции «Шаг в науку», которая проходит в лицее. В 2007 году научные работы по Web-конструированию, созданию мультимедийных документов и проектированию баз данных получили заслуженное внимание, и как результат в соавторстве с учениками был создан школьный Web-сайт, открыт портал для общения в Интернете, создан Web-сайт для школьного музея им. Г.С. Титова, дальнейшее проектирование и публикация материала осуществляется учениками.
При изучении темы “Базы данных”, учащимся 10-х классов были предложены проекты “База данных учащихся”, “Фонотека”, “Библиотека”, “Видеотека”, “Компьютеры”. Учащиеся творчески подошли к выполнению работ. Успешно применили на практике полученные знания и умения. Конечные результаты — творческие проекты были вынесены на всеобщее обсуждение. Победителем стала работа “База данных “Учащиеся лицея №1 им.Г.С.Титова”. Данный проект и был представлен на школьной научно-практической конференции, проводимой в нашем лицее ежегодно. Немного об этой работе. Целью работы было создать базу данных для помощи учителям при отчетах об успеваемости учащихся лицея №1 за год и возможность сравнить их с успеваемостью других лет, а также в хранении информации об учащихся. Практическая направленность работы получила высокую оценку, данная база данных широко используется в школе.
Используя информационные технологии в своей работе учащиеся профильных классов имеют все возможности для развития своих интеллектуальных способностей: начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания знаний, чем это предусмотрено образовательным стандартом.
В заключение хочу отметить, что знания, умения и навыки профессиональной работы с современными информационными технологиями позволят выпускникам гармонично развиваться и самореализовываться в жизни в условиях научно-технического прогресса нашего общества.
Используемая литература:
Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения. — Санкт-Петербург; Издательство: Каро, 2005.
Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении — Санкт-Петербург; Издательство: Каро, 2006.