Интеллектуальный турнир среди 7-х классов
А.А. Губанова, учитель информатики и ИКТ
семь типов логических задач:
Задачи на соответствие.
Задачи истинность и ложность высказываний.
Задачи на наихудший/наилучший случай.
Вычислительные задачи.
Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера.
Задачи на переливание.
Задачи на смекалку.
Цели урока
Обучающая цель –
повторить семь основных типов логических задач школьного курса информатики,
повторить основные методы их решения,
применить ЗУН для решения основных типов логических задач,
проверить уровень сформированности навыков решения по каждому типу задач,
выявить учащихся, имеющих повышенную мотивацию к решению логических задач, для дальнейшей индивидуальной работы.
Развивающая цель –
развитие логического мышления,
развитие алгоритмического мышления,
развитие внимания,
развитие умения работать с текстовой информацией,
развитие критического отношения к информации,
развитие умения создавать информационные модели (табличные, графические, математические) для задачи, представленной в текстовой форме,
развитие коммуникативных навыков,
развитие умения планировать свою работу,
развитие умения добиваться поставленной цели,
Воспитательная цель —
воспитание чувства ответственности за общее дело коллектива.
Тип урока – комплексного применения знаний.
Этапы урока:
Организационный момент (5 мин)
Повторение (5 мин)
Комплексное применение знаний (25 мин)
Итоги урока (5 мин)
Ход урока:
Организационный момент (5 мин)
Приветствие учащихся.
Постановка цели урока.
Обсуждение правил Интеллектуального турнира:
Цель класса – решив верно максимальное количество задач (6 вариантов по 7 задач, итого 42 задачи), победить по количеству баллов (2 балла за задачу) остальные классы. Учащиеся делятся на пары.
Каждая пара получает свой вариант из 7 задач.
Решение оформляется в рабочей тетради.
Пара самостоятельно вырабатывает стратегию успеха: совместное решение всех или отдельных заданий, индивидуальная работа с консультациями у напарника и т.п.
Во время работы каждый учащийся имеет право обратиться к справочным материалам на доске, в учебнике, рабочей тетради, за консультацией к напарнику.
Учащиеся, досрочно справившиеся со своим заданием, могут или присоединиться к другим парам для помощи в решении или приступить к решению дополнительных заданий (ребусы и анаграммы, по 0.5 балла за правильный ответ).
За 5 минут до окончания урока все учащиеся сдают работы.
Рейтинг класса сообщается жюри в конце урока, победитель Турнира, а также ответы и решения задач – в пятницу.
Повторение (5 мин)
Обсуждаются на примерах шесть типов задач:
Задачи на соответствие («Три друга»)
Задачи истинность и ложность высказываний («Три попугая»)
Задачи на наихудший/наилучший случай («20 пар ботинок»)
Вычислительные задачи («Поезд»)
Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера («Иностранные языки»)
Задачи на переливание («Парное молоко»)
Примеры с решениями вывешиваются на доску.
Напоминаются приемы определения задач с подвохом (основное внимание уделяется внимательной работе с текстом задачи и его анализу).
Комплексное применение знаний (25 мин)
Учащиеся выполняют задание согласно вышеописанным правилам.
Жюри вправе помочь участникам в случае явного затруднения с пониманием текста задачи.
Итоги урока (5 мин)
Учащиеся заполняют анкету участника с целью выявления уровня сформированности навыков решения различных типов задач, эмоционального фона.
Жюри кратко анализирует работу класса, оглашается рейтинг.
Далее отмечаются достижения пар и отдельных учащихся.
В соответствии с количеством времени, оставшимся до конца урока, жюри отвечает на вопросы, связанные с решением задач.
1