Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Использование принципов системно-деятельностного подхода в обучении информатике
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Лудова Наталья Владимировна
Вторая категория
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»
г. Абакана, республики Хакасия
г. Абакан
2013
Уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью, как было в традиционном подходе к определению целей образования. Уровень образованности с позиций компетентностного подхода определяется способностью находить решения в различных ситуациях на основе имеющихся знаний. В современных условиях акцент в образовании переносится с предметных знаний, умений и навыков как основной цели, на развитие и формирование общеучебных действий. Наиболее востребованными и актуальными в решении поставленных задач в современных условиях оказываются такие виды компетентностей, как коммуникативная и ИКТ-компетентность. Учитель в условиях современной школы должен направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование самостоятельного поиска, развитие навыков применения полученных знаний.
При использовании системно-деятельностного подхода в обучении учитель ставит цель не научить знаниям, а научить работе. Для этого необходимо решить такие задачи, как подбор дидактического материала, выбор средств и методов обучения, организация деятельности учащихся. Оптимальное взаимодействие этих компонентов приведет к определенной системе знаний и формированию ценностных ориентаций.
Структура урока в условиях системно-деятельностного подхода также меняется. Учитель создает, а ученик принимает созданную учителем проблемную ситуацию. Ученик осуществляет самостоятельный поиск, а учитель управляет поисковой деятельностью. Обязательным этапом урока является обсуждение полученных результатов. Исследования ученых показывают, что человек запоминает только 10% из прочитанного, 20% из услышанного, 30% из увиденного, 50-70% из обсужденного в групповых дискуссиях и 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы. И только при непосредственном участии в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблемы, в самостоятельном принятии решений, в формулировании выводов и прогнозов ученик усваивает материал на 90%.
При выборе методов в использовании системно-деятельностного подхода, необходимо руководствоваться следующими принципами: каждый ребенок должен найти свое место в предложенном виде работы; каждому ребенку необходимо дать возможность проявить инициативу и самостоятельность реализации своих способностей и образовательных потребностей. Активные методы обучения, методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строятся на диалоге, предполагают свободный обмен мнениями о путях решения той или иной задачи.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока. Рассмотрим это на примере урока по теме «Единицы измерения информации». На этапе постановки целей и темы урока учитель показывает слайды, на которых изображены свойства папок, файлов, локальных дисков. Учитель задает наводящие вопросы: «Для чего необходимо знать свойства данных объектов? Что возможно определить у всех представленных объектов?». Учащиеся сами формулируют тему урока и ставят целью научиться работать с единицами информации.
На этапе изучения нового материала учителем предлагается следующая задача: «В 2011 году был подсчитан объем цифровой информации по всему миру, в результате получился – 281 Эксабайт. Сколько потребуется компьютеров с самыми большими жесткими дисками, чтобы разместить такой объем информации? Максимальный объем жесткого диска равен 4 Тб». Данная задача ставит перед учащимися несколько проблем: незнание больших единиц измерения информации, неумение с ними работать. Перед некоторыми учащимися встает вопрос: как определить информационный объем жесткого диска на своем компьютере. Кроме перечисленных поднимается и более глобальная проблема: лавинообразное увеличение объема информации в мире.
Благодаря системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением анализировать факты, выдвигать гипотезы, работать с разнообразными источниками, осуществлять доказательство или опровергать выдвинутые гипотезы, формулировать выводы, представлять результаты своего труда, отстаивать свою позицию, сотрудничать с другими участниками учебного процесса.
Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Список литературы
Ананина А.В., «Системно-деятельностный подход в обучении» , https://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=4264&showentry=27000
Буслова Н.С., «Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза», Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-obucheniya-teoreticheskim#ixzz2EqTq1PEI
Манвелов С.Г., «Конструирование современного урока математики», Москва «Просвещение»2005;
Сухов В.П., «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников», Уфа,2004