Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36 III—IV видов»
Ул. Бажова, 28, г. Озерск, Челябинской области, 456780
Конспект интегрированного урока
по информатике и литературе в 6 классе
«Форматирование текста в ТП Word. Жанры устного народного творчества в миниатюрах озерской поэтессы Клавдии Додоновой»
Подготовили:
учитель информатики
Порошина Евгения Викторовна
учитель русского языка и литературы
Беликова Ирина Аркадьевна
г. Озерск
2014
Цели урока: Отработка технологии форматирования текста средствами текстового процессора MS Word. Систематизация и обобщение знаний учащихся по темам «Форматирование текста в текстовом процессоре Word», «Жанры устного народного творчества». Развитие речи. Коррекция зрительного восприятия.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Интрига урока
Вступительное слово учителя. Сегодня мы вспоминаем жанры УНТ (1, 2 слайд, сообщение ученика 1).
Это пословицы и поговорки – меткие образные народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления жизни. В кратких изречениях народ выразил знание действительности, отношение к различным ее проявлениям. Мы можем выделить следующие черты пословиц и поговорок:
• Чрезвычайная краткость;
• Образность;
• Обобщение явлений жизни;
• Назидательность;
• Четкая, легко узнаваемая структура.
На нашем уроке мы хотим вас познакомить с удивительным человеком, уральской поэтессой Клавдией Додоновой и путем познания ее творчества, доказать, что в цикле стихов «Коротышки» Додоновой нашли отражение многие жанровые особенности пословиц и поговорок. Кроме того, структура стихотворений цикла также имеет явные переклички с построением пословиц: двухчастность частей.
3.Актуализация знаний (3 слайд).
Как называются программы для обработки текстовой информации?
Что такое редактирование документа? Форматирование документа?
Какое устройство необходимо для распечатки созданного документа?
Как открыть текстовый процессор?
Отличие текстового процессора от текстового редактора.
4. Движение темы
Сообщение ученика 2 – краткая биография Клавдии Додоновой (слайд 4).
5. Формирование умений и навыков. Работа за компьютером.
Задание 1 (5 слайд)
Открываем папку Жанры_УНТ, файл Напиши определения.doc.
Из словаря выпишите определения слов жанр, пословица, поговорка. Выравнивание текста по ширине, шрифт Times New Roman, размер – 14 пт, начертание слова-определения – полужирное, остального текста — курсив. Интервал одинарный. Отступ слева второго определения – 2 см, третьего – 4 см.
Показать работу учителю. Должно получиться следующее:
Жанр — вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Пословица — краткое, крылатое, образное народное выражение, имеющее поучительный смысл.
Поговорка — яркое, меткое народное выражение, часть суждения в отличие от пословицы.
Ученик 3: Всё держится на кончике пера;
В нём столько зла, коварства и … доброта!
Ужалит в сердце жалом, как пчела,
Иглой уколет в памяти ума…
То в строчке разольётся, как вино,
И снимет с плеч все тяготы оно…
А всё зависит только от ТОГО,
В руке КОГО находится перо.
Тема нашего сегодняшнего урока…(6 слайд).
Учитель: Цель работы — выявить жанровые черты устного народного творчества (пословиц и поговорок) в цикле миниатюр Клавдии Додоновой «Коротышки» (слайд 7).
Работа учащихся по творческим группам. У каждой группы на столе сборник стихов поэтессы.
Задание 2 (слайл 8).
Откройте файл Таблица_сравнения.doc. Классифицируйте миниатюры в соответствии с классификацией пословиц и поговорок. Приведите по 1-2 примера, заполните таблицу.
Отформатируйте таблицу: шрифт Times New Roman, размер – 12 пт, интервал одинарный. Выравнивание текста в ячейках таблицы по центру и по верхнему краю ячейки таблицы.
Проверяю, что получилось (слайд 9).
«Коротышки» | |||
Природа и приметы |
| Природа и приметы |
|
Чиновничество и взятки |
| Чиновничество взятки |
|
Грамота и обучение |
| Грамота и обучение |
|
Рынок и власть денег |
| Рынок и власть денег |
|
О любви |
| О любви |
|
Люди, их душевные свойства, внешний вид и поведение |
| Люди, их душевные свойства, внешний вид и поведение |
|
Об умении и трудолюбии, лени и нерадивости |
| Об умении и трудолюбии, лени и нерадивости |
|
Ум и глупость |
| Ум и глупость |
|
О добром и худом слове |
| О добром и худом слове |
|
О счастье |
| О счастье |
|
О дружбе |
| О дружбе |
|
Народная практическая философия |
| Практическая философия |
|
Зарядка для глаз
6. Итог урока (слайд 10).
Основным методом исследования был выбран сравнительный анализ художественных произведений, что позволило сопоставить стихотворения Додоновой и пословицы и поговорки.
Какой вывод можно сделать на основе сравнительного анализа пословиц как одного из жанров устного народного творчества и стихотворений цикла «Коротышки» озерской поэтессы Клавдии Додоновой?
Ответы учащихся.
Что нового узнали на уроке?
Какие приемы форматирования, редактирования текста вы использовали?
Помогают ли нам знания и умения, полученные на уроках информатики, в изучении других предметов?
7. Домашнее задание (слайд 11)
Анализ любого стихотворения Клавдии Додоновой из сборника стихов «Коротышки»
8. Выставление оценок за работу на уроке
В течение урока проводится зарядка для глаз (для снятия зрительного напряжения).