МБОУ «Кантемировский лицей»
Урок безопасности в сети Интернет, проведённый в 1-а классе
Учитель: Савченкова С.В.
2014-2015 учебный год
Тема : «Безопасность в сети Интернет»
Цель:
1)познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей;
2) рассказать о вирусах, вредоносных программах, в интернете;
3) дать знания о том, как себя вести в социальной сети.
Оборудование:, памятка учащимся, музыкальное сопровождение, карточки (рефлексия) , картинки героев из мультфильма » Маша и Медведь», презентация
Ход урока
I Организационный момент
— Улыбнитесь друг другу, настройтесь на дружную и активную работу на уроке. Я желаю вам, чтобы работа на уроке принесла вам только положительные эмоции!
II Сообщение темы занятия
-Ребята, у нас в гостях герои мультфильма Маша и Медведь.
Маша уже школьница. Она научилась читать и писать. Миша решил сделать ей подарок. А хотите узнать какой? Тогда отгадайте эту загадку.
1.Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд —
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать? (Компьютер.)
— Давайте познакомим Машу с компьютером. Ведь ей так не терпится научится работать на нём. Поможем ей?
— Сначала нужно его открыть и назвать все его основные части. А в этом нам поможет игра.
1. Игра «Угадай-ка»
На столе он перед нами, на него направлен взор,
подчиняется программе, носит имя… (монитор).
Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь
и курсором управляешь. Ты – компьютерная… (мышь).
Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей … (клавиатура).
Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног,
и слегка шумит при этом. Что за «зверь?». (Системный блок).
Сетевая паутина оплела весь белый свет, не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет).
— Ещё несколько десятков лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье.
-Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?
-А как вы используете компьютер? (Слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения).
-Ребята, где вы видели компьютер? (В авиа и железнодорожных кассах, в банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей)
— Ребята, у кого из вас на домашнем компьютере установлен Интернет? Что вам больше всего нравится в Интернете? Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете? Почему?
— В современном мире знания вы можете получать из различных источников информации. Какими источниками информации вы пользуетесь чаще всего?
— Как вы думаете, какой источник информации представляет наибольшую опасность для ребенка?
— Определите, о чём пойдёт речь на уроке?
( Интернет. Какие опасности он таит для нас?)
— Молодцы! Маша, слушая вас даже призадумалась. Ведь оказывается нужно многому учиться.
2. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя
— Ребята, а как вы думаете, нужна ли защита детям от информации и материалов, наносящих вред их благополучию?
Не случайно в 2011 году был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который должен помочь на государственном уровне обеспечить защиту детей от негативных информационных проявлений, в том числе и в Интернете.
Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появились своя преступность, хулиганство, вредительств о и прочие малоприятные явления.
Учреждён и Международный День безопасного Интернета, который отмечается ежегодно 8 февраля.
-Как вы думаете, ребята, для чего школьникам нужен Интернет?
Сегодня мы поговорим об Интернете: выясним — что такое Интернет, назовем положительные и негативные его стороны, определим основные виды опасностей, подстерегающих детей в сети Интернет и составим правила безопасного пользования Интернетом и научим всему нашу гостью Машу.
1) Что такое интернет?
— А в этом нам помогут ребята, которые подготовили небольшие выступления.
1 ученик. Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества.
2 ученик. Интернет — это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети.
3 ученик. При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты.
4 ученик. В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.
5 ученик. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения.
2) ВЫВОД:
ИНТЕРНЕТ — площадка для общения (школьные сайты, блоги, форумы; электронная почта);
ИНТЕРНЕТ — источник информации
ИНТЕРНЕТ — дистанционное обучение (дистанционные курсы, мастер-классы, консультирование болеющих детей и детей на домашнем обучении);
ИНТЕРНЕТ — позволяет участвовать в сетевых конкурсах, олимпиадах, проектах.
Интернет предлагает большое количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. У газет или журналов есть редактор, который проверяет информацию. А Интернет не сможет проверить, насколько правдива размещенная информация.
III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(поют песенку и выполняют движения)
(На первые две строчки частушки закрывать глаза руками и открывать, на другие две — потягиваться).
1.На компьютере играли,
Наши глазоньки устали,
А теперь мы отдохнем
И опять играть начнем.
(Руки на поясе, наклоны влево, вправо).
2.Нужно спортом заниматься
И в жару нам, и в мороз,
Если где-то ты не сможешь,
То не хмурь уж ты свой нос.
(Хлопать в ладоши).
3.Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
IV. Закрепление изученного
— Пока мы отдыхали, Маша прочла на экране:
1. Будь осторожен в Интернете.
-Какие опасности могут подстерегать детей в Интернете?
1)Чтение стихов о правилах Интернет-безопасности
1.Интернет бывает разным:
Другом верным иль опасным.
И зависит это все
От тебя лишь одного.
2.Если будешь соблюдать
Правила ты разные-
Значит для тебя общение
В нем будет безопасное!
3.Вдруг однажды сам решил
Втайне от родителей
Потихоньку завести
Для общения в сети электронный адрес.
Указал без разрешения
Адрес, улицу и дом, и квартиру в нем.
4.Разместил на сайте ты фотографии семьи.
Не забыл секреты старших — все в анкете указал,
Все, что вспомнил, все, что знал!
Переписываться стал, подписался на рассылку,
Фильмы разные качал.
В общем, пока взрослых нет, заходил ты в Интернет.
5.И теперь сидишь довольный: стал мгновенно знаменит!
О тебе все знают в школе! Что там в школе и в районе,
Во всем мире знаменит! От друзей секретов нету —
Это всем давно известно.
6.А теперь запомни, друг мой!
Правила не сложные: В Интернете, как и в жизни,
Должен ты всё понимать:
Информацию и фото с мамой вместе размещать.
На рассылку подписаться или мультики скачать,
Должен с нею всё решать!
7.Хочешь с мамой или с папой — это сам ты выбирай.
В Интернете, как и в жизни, безопасность соблюдай!
— Маша очень старалась слушать, но у неё ничего не получалось. Давайте ей ещё раз напомним о безопасностях.
— О каких правилах пользования Интернетом говорится в этом стихотворении? Какие еще советы и предложения вы могли бы сами дать своим сверстникам, чтобы их нахождение в сети Интернет было полезным и безопасным?
Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могут встретиться в Интернете. А теперь давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.
— А Маша побыстрее хочет включить компьютер, который ей подарил Мишка. Но у неё не получается. Нужен ключ к нему. А для этого необходимо ответить на вопрос. Поможем ей? Но сначала поговорим о компьютерных играх.
2.О компьютерных играх
1. Чтение стихотворения учеником
За компьютером сижу,
На экран его гляжу.
Увлекла меня с утра
Интересная игра.
До чего люблю я, братцы,
С грозной нечестью сражаться:
Поражения не зная,
Злобных монстров побеждаю!
Но, чтоб я не расслаблялся,
Хитрый монстр теперь попался,
И на уровне на пятом
Он убил меня, ребята.
Я убит… Вот это да!
Это вам не ерунда!
Хорошо, что монстр злой-
Виртуальный не живой!
— Ребята, но не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания.
-Что мы можем сделать, чтобы не попасть в Интернет зависимость? (Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные программы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.)
Вы так хорошо работали, что Маша решила отблагодарить вас и предложила вам отдых.
V.Музыкальная пауза
Звучит песня Геннадия Гладкова из мультфильма «38 попугаев».
(Во время музыкальной паузы учащиеся выполняют движения.)
Интернет — технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно популярны они среди детей и молодежи. Однако виртуальное пространство полно опасностей. Угрозы, хулиганство, вымогательство, неэтичное и агрессивное поведение – все это нередко можно встретить.
1.Виртуальное общение
Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
2.Интернет-хулиганство
Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
3.Вредоносные программы
К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
4.Недостоверная информация
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной.
4.Онлайновое пиратство
Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.
5.Материалы нежелательного содержания.
К материалам нежелательного содержания относят материалы, которые распространяют идеи насилия, жестокости, ненормативную лексику.
Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз приватности!
VI. Итог урока. Рефлексия.
-А теперь подведём итоги нашего урока. У вас на столе лежат три картинки. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению и подпишите под ней:
Сегодня на уроке я узнал …
Я буду применять полученные знания на…
Мне понравился урок …
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
—Маша решила поблагодарить вас за работу! А на память об этом уроке она дарит каждому из вас памятку по безопасному поведению в Интернете.
ПАМЯТКА
Это важно знать!
— Я не скажу о себе ничего (ни адреса, ни телефона, ни других сведений) без разрешения родителей.
— Я никогда не передам по Интернет своей фотографии.
— Я никогда не встречусь ни с кем, кого знаю только по Интернет, без разрешения родителей. На встречу я пойду с отцом или с матерью.
— Я никогда не отвечу на сообщение, которое заставляет меня краснеть, будь то электронное письмо или общение в чате.
— Я буду разговаривать об Интернет с родителями.
— Я буду работать только тогда, когда они разрешат мне, и расскажу им обо всем, что я делал в Интернет.
Безопасность при хождении по сайтам и по приему электронной почты:
— Не ходите на незнакомые сайты
— Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на макровирусы
— Если пришел exe-файл, даже от знакомого, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину в вашей программе чтения почты
— Не заходите на сайты, где предлагают бесплатный Интернет (не бесплатный e-mail, это разные вещи)
— Никогда, никому не посылайте свой пароль
— Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.