Конспект урока для 4 класса «Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам»

Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам.

(III класс)

Липилина Н.Н.

Учитель информатики и ИКТ,

Средняя общеобразовательная школа №24,

г.Нерюнгри, Республики САХА (Якутии)

Раздел программы: Алгоритмы.


Тип урока: Формирования и систематизации знаний.


Вид урока: Изучение нового материала.


Цели урока:

  • Познакомить с графическим способом записи алгоритмов;

  • Научить считать по блок-схемам;

  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление;

  • Формирование умения анализировать и делать выводы.


Задачи урока:

образовательные

  • Формирование алгоритмического подхода к решению задач;

  • Формирование понятий об алгоритмических структурах – линейной, с ветвлением;

  • Формирование умения составлять блок-схемы по примеру;

  • Формирование умения восстанавливать пример по блок-схеме.

развивающие:

  • Расширение кругозора, внимания, творческого воображения, математического, логического и образного мышления;

  • Развитие умения анализировать, делать выводы;

  • Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

воспитательные:

  • Развитие творческой активности учащихся;

  • Воспитание самостоятельности в работе.


Оборудование урока:

  • Компьютеры IBM PC Pentium IV с операционной системой MS Windows XP и прикладная программа «Алгоритмы» из ППП «Страна Фантазия»;

  • Мультимедийный проектор;

  • Презентация к уроку;

  • Конверты для проведения игры «Фокусы с числами».
















План урока:


  1. Организационный момент –1 минута

  2. Разминка – 5- 6 минут

  3. Изучение нового материала – 15 минут

  4. Игра «Фокусы с числами» –8 минут

  5. Физкультминутка – 1 минута

  6. Домашнее задание – 2 минуты

  7. Работа на компьютере – 10 минут

  8. Подведение итогов – 2 минуты


Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Контроль отсутствующих.


  1. Разминка: Алгоритмы в русском языке (Презентация ребусов)

– Ребята давайте вспомним что такое алгоритм? (порядок выполнения действий)

Самые известные алгоритмы в занимательном русском языке – это алгоритмы составления и отгадывания ребусов. Таких алгоритмов всего пять.

Вот один из алгоритмов:

  1. Если рисунки (буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог – в, на, из, у, над, с, к, от, перед, под.

  2. Взять значимое слово в качестве ответа.

Например,

Здесь можно прочитать «ВАЛ» или «ЛВА», но разгадка ребуса – значимое слово, значит, выбираем слово «ВАЛ».

Используя указанный алгоритм, попробуйте разгадать следующие ребусы: (Ответы: волк, воля, ворона, весна, Валя, вода, Вова, воздух) (Рисунок 1)



Рисунок 1

  1. Знакомство со способами записи алгоритмов


Мы с вами разобрали уже много алгоритмов, и для записи алгоритмов использовали словесный способ. Словами можно описать любой алгоритм, но чаще всего, этот способ оказывается слишком громоздким и, потому, неудобным. Сегодня познакомимся еще с одним способом записи алгоритмов. Этот способ называют графическим, или блок-схемой. Алгоритм записывается с помощью различных блоков: прямоугольников, ромбов, параллелограммов и т.д. Каждый блок имеет свое специальное назначение. При графической записи алгоритмов используются следующие блоки:

  1. Блок начала и конца алгоритма.




  1. Блок ввода данных (чисел, например) или сообщения результатов




  1. Блок проверки условия, например, x > 3?

  1. Блок арифметических операций



  1. Соединитель – используемый тогда, когда блок-схема не помещается на странице.



Поучимся составлять алгоритмы, записанные в виде блок-схемы, для решения примеров на сложение и вычитание чисел (подробно разобрать с учащимися).

Задание 1. По данным примерам составить блок – схему:

  1. 4*5+10-15=15

  2. 48/6*2-16=0

Задание 2. По данному алгоритму восстановить пример, записать его и решить. (Рисунок 2)



Рисунок 2


  1. Игра «Фокусы с числами».


Раздать ребятам конверты, в которых вложены карточки с написанным числом 10. Объявить, что они сейчас будут фокусниками и смогут отгадать мысли ребят. Каждый из учащихся должен в уме задумать любое число от 1 до 5 и выполнить все действия алгоритма из карточки, которая лежит на парте. Потом сообщить, что ответ вы знаете, и что этот ответ записан на карточках в конверте. Ребята должны открыть конверт и сверить ответ с ответом на карточке. Потом подробно разобрать алгоритм получение числа. Объяснить, что неизвестное число (загаданное число) будем обозначать Х. (Рисунок 3)







Рисунок 3

Дополнительное задание


Даны числа: 8, 4, 6, 7, 2, 3. Используя данный алгоритм действия восстановить и решить пример для каждого числа. (Рисунок 4)



Рисунок 4


  1. Для примера: (15-5)/2+18-7 составить и записать алгоритм в виде блок-схемы. Высчитать результат.


  1. Физкультминутка


Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки. Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем –

Руки отводим назад.


  1. Домашнее задание

Придумать алгоритм – «фокус» для любого числа и записать его в виде блок-схемы.


  1. Работа на компьютере

Прикладная программа «Алгоритм» из ППП «Страна Фантазия» предлагает ряд заданий на составление блок-схемы по примеру и составление примера по блок-схеме.

Ниже приведены примеры работы в прикладной программе «Алгоритм».

1. Дан пример 9*9/3=?, необходимо для этого примера составить блок-схему. (Рисунок 5)



Рисунок 5


После правильного выполнения задания компьютер выдает результат данного примера. (Рисунок 6)



Рисунок 6

2. Дана блок-схема необходимо по ее данным составить и решить пример. (Рисунок 7)



Рисунок 7


После правильной записи решения компьютер выдает диалоговое окно, что задание выполнено правильно (Рисунок 8)


Рисунок 8


При выполнении этих упражнений учащиеся закрепляют навык по составлению блок-схем, а так же развивают умение владеть манипулятором «Мышь».


  1. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок







Используемая литература


  1. С.Н. Тур Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ / С.Н Тур, Т.П. Бокучава. – Спб.: БВХ-Петербург, 2009


  1. С.Н. Тур Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса / С.Н Тур, Т.П. Бокучава. – Спб.: БВХ-Петербург, 2010



  1. Компакт-диск с пакетом педагогических программных средств «Страна Фантазия», прилагаемых к методическому пособию по информатике для 2-4 классов.



Свежие документы:  Контрольная работа для 10 класса по теме "Основы логики" - урок информатики

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: