МОУ «Дальнинская СОШ»
Учитель Брайнингер Т.В.
Урок № 7
Предмет: информатика
Литература: Босова Л.Л., Информатика. Учебник для 6 класса, 2011 год
Класс: 6
Дата проведения: 11 апреля 2013 года
Учитель: Брайнингер Т.В.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: традиционная
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Тема: Отношение между понятиями
Цели урока:
Обучающая: Формировать у учащихся представление об общих подходах к сравнению понятий, познакомить их с отношениями тождества, пересечения и подчинения; научить сравнивать понятия, познакомить с отношениями между понятиями.
Воспитательная: Воспитывать культуру устной речи, культуру умственного труда.
Развивающая: Развивать у учащихся такие качества личности, как самостоятельность, активность.
Оборудование:
Проектор, экран;
Слайдовая презентация;
Учебники, рабочие тетради;
Доска, маркеры;
ПК для каждого учащегося.
План урока:
Организационный этап | 3 (мин) | |
2. | Сообщение темы и цели урока | 2 (мин) |
2. | Актуализация знаний | 7 (мин) |
3. | Формирование новых знаний | 20 (мин) |
4. | Закрепление изученного материала | 8 (мин) |
5. | Итог урока | 3 (мин) |
5. | Информирование о домашнем задании | 2 (мин) |
Ход урока:
Содержание | Примечание | ||||
Орг. момент (3 мин)
| Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с отношениями между понятиями, узнаем, как правильно сравнивать понятия. |
| |||
Сообщение цели и темы урока (2 мин) | Тема нашего урока « Отношение между понятиями». Цель: «Формирование представления об общих подходах к сравнению понятий, познакомиться их с отношениями тождества, пересечения и подчинения; научиться сравнивать понятия, познакомиться с отношениями между понятиями.
|
| |||
Актуализация знаний (7 мин) | Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Приготовьте листочки, сейчас мы напишем небольшой тест. 1.Содержание понятия – это…
2. Чем характеризуется понятие?
3.Множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия называются…
4.Назовите содержание понятия треугольник? 5.Множество букв русского алфавита – это…
6.К чему относится понятие «знак»?
Ответы:
| Тест: вопросы выводятся на слайды. | |||
Формирование новых знаний (20 минут) | Сегодня мы, с вами изучая отношение между понятиями, рассмотрим такие отношения как:
Итак, ребята, понятия можно сравнивать между собой, но в отличие от объектов реальной действительности, понятие не имеет ни цвета, ни запаха, ни размера. Что такое понятие? Понятие – это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятия мы сравниваем их содержание и объем. Давайте попробуем сравнить два понятия: «квадрат» и «прямоугольник».
Итак, содержание понятий отличаются одним признаком. Каким? Как вы думаете, объем, какого понятия больше? Почему? Объем понятия «прямоугольник» больше объема понятия «Квадрат», так как все квадраты тоже прямоугольники. Отношение этих понятий можно изобразить графически, с помощью кругов Эйлера. А – объем понятия прямоугольник В – объем понятия квадрат ПОНЯТИЯ СРАВНИМЫЕ НЕСРАВНИМЫЕ Отношение «ТОЖДЕСТВО» Объем одного понятия равен объему другого понятия # Столица России – А Москва – В Отношение «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ» Отношение между понятиями объемы, которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы. А – электронное письмо В – письмо на русском языке В пересечение попадают все электронные письма на русском языке. Отношение «ПОДЧИНЕНИЯ» Объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия. А – клавиатура В – устройства ввода | Объяснение сопровождается слайдовой презентацией Отвечают на вопросы Схема на слайдах | |||
Закрепление изученного материала (8 мин) | Изобразить на доске, с помощью кругов Эйлера отношение между понятиями:
| Дети отвечают у доски | |||
Итог урока (3 мин) | Выставление оценок за урок, с пояснением. | | |||
Информирование о домашнем задании (2 мин) | Д/ З: §2.3 (стр. 45-48) | Записывают домашнее задание |