Конспект урока для 7 класса «Информационные модели»

«Информационные модели»

Оборудование урока: УМК Л. Босовой «Информатика-7»: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; распечатки, компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Цели урока:

  • Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;

  • Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;

  • Развитие практических  умений и навыков создания информационных моделей различных видов.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

  • Орг. момент (1 мин).

  • Актуализация знаний (8 мин).

  • Объяснение нового материала (10 мин).

  • Решение задач на закрепление (7 мин.)

  • Работа с компьютером (15 мин).

  • Подведение итогов, постановка домашнего задания (4 мин).

Ход урока:

1. Орг. момент
— приветствие; проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний

  • Дайте определение следующим понятиям:

  • Модель (объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью)

  • Моделирование (метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов).

  • Какие виды моделей Вы знаете? Поясните. (натурные — реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования; информационные- описания объекта оригинала на языках кодирования информации.)

  • Назовите причины создания следующих моделей:

  • Вращение Земли вокруг своей оси.swf (Причина создания моделей: >объект слишком велик.)

  • Модель атома кислорода.swf (Причина создания моделей: малые размеры, невозможность зафиксировать характер связей и скорость движения в реальном процессе.)

  • Двигатель внутреннего сгорания.swf (Причина создания моделей: >процесс протекает очень быстро.)

  • Происхождение озер.swf (Причина создания моделей: процесс протекает очень медленно)

  • Стихии.swf (Причина создания моделей: исследование объекта может оказаться опасным для окружающих.)

  • Определите какие из следующих моделей являются информационными, а какие натурными (примеры натуральных моделей: манекен, авиамодель, муляж картофеля; примеры информационных моделей: фотография, карта местности, чертеж авто).

3. Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы поговорим об информационных моделях и рассмотрим их виды.
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь (внешний вид)?
В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома — карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа). Это полная информация об объекте? (нет). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? (стоимость, район, …)

Все названия свойств в информационных моделях — это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, в табл. значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых).
— Давайте вместе с вами подумаем и скажем, что такое
По способу представления различают следующие виды информационных моделей:

  • Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).

Вопросы:

  • Рисуете ли вы чертежи на уроках черчения?

  • На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках ботаники, географии)

  • Какую информацию можно получить из фотографии со спутников поверхности Земли? (Изображения со спутников также были использованы для построения подробных карт, необходимых при строительстве дорог, прокладке железнодорожных путей и ирригационных каналов. Появилась возможность составлять карты подводного рельефа, например коралловых рифов, представляющих потенциальную опасность для мореплавания.)

  • Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Словесные описания – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка.

Примеры моделей:

  • информация в учебниках

  • произведения художественной литературы

  • тексты, описывающие алгоритмы

  • текстовое описание объектов и процессов

Формула  — выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике).
Примеры моделей:

  • модель прямолинейного перемещения тела

  • математическая модель периода колебаний пружинного маятника

  • Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. Примерами смешанных информационных моделей могут служить таблицы, графики, диаграммы, схемы (географические карты, блок-схемы, графы) и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.

4. Решение задач на закрепление. (Файл Информационное моделирование.swf, раздел задания)
№1. Укажите информационные модели.

  • физическая карта

  • глобус

  • график зависимости расстояния от времени

  • макет здания

  • схема узора для вязания крючком

  • муляж яблока

  • манекен

  • схема метро

2. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект — модель».

  • компьютер — процессор

  • слякоть — насморк

  • автомобиль — техническое описание автомобиля

  • город — путеводитель по городу

  • самолет — радиоуправляемая модель самолета

  • человек — манекен

  • Новосибирск — город

3. Заполните схему информационных моделей. Впишите справа термины, в соответствующие прямоугольники.

4. Приведите примеры:
 а) образной информационной модели _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 б) знаковой информационной модели _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

в) смешанной информационной модели________________________________________________

5. Работа с компьютером. Мир информатики 3 год, тема «Моделирование», собираем аппликацию
6. Подведение итогов, постановка домашнего задания.  Прочитать §2.2, решить задачу №5
№5.  Построение информационных моделей.
Рассматривается задача: «Из Городовиковска в Элисту выезжает рейсовый автобус со скоростью 60км/ч. Одновременно из Элисты в Городовиковск отправляется маршрутное такси, скорость которого 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между городами равно 280 км»
Учитель: ребята, о каком реальном объекте идёт речь в задаче? (объект-процесс движения автобуса и такси).
Давайте рассмотрим различные способы представления этого объекта, т.е. построим различные информационные модели. В ходе беседы с учащимися выясняем, что  можно построить следующие модели:
Знаковая (записанная на языке математических формул)
V1  —  скорость автобуса,
V2  —  скорость такси,
S – расстояние, t — ? время движения.
t =  S : (V1 +V2)
Образная  (отрезок – расстояние между городами, стрелки – скорости и направление движения, флажок – место встречи)

Смешанная

Объект

Расстояние, км
(движение навстречу)

Скорость, км/ч

Время, ч

Рейсовый автобус

280

60

 ?

Такси

80


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Исполнители округ нас" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: