Алексеева Елена Валерьевна, учитель информатики и ИКТ МОУ «Сланцевская СОШ №3»
Конспект урока по теме «Моделирование в графической среде» 9 класс
УМК Базовый учебник Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Цель урока:
Сформировать у учащихся понятие «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей, научить строить геометрические модели в графической среде текстового редактора WORD.
Задачи:
Обучающая:
углубить представления учащихся о представлении информационных моделей;
познакомить учащихся с понятием графических моделей, его элементами;
закрепить приемы эффективного построения графических моделей и использования их для решения задач по предмету геометрия.
Развивающая:
обогащение и усложнение словарного запаса,
развитие внимания, мышления (анализ, сравнение, сопоставление),
активация творческого начала;
Воспитывающая:
воспитывать информационную культуру,
коммуникативность, доброжелательность, ответственность, самостоятельность;
выделять существенные признаки объектов;
анализировать объекты;
сравнивать объекты по выделенным признакам.
Аудитория: ученики 9 класса
Ход урока
Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжим разговор о моделях и моделировании. Но сначала давайте повторим ключевые вопросы прошлого урока. | ||||||||||
Повторение | ||||||||||
Слайд 2 | Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:
| |||||||||
Слайд 3. | Информационной моделью организации занятий в школе является:
| |||||||||
Слайд 4. | Устное представление информационной модели называется:
| |||||||||
Слайд 5. | Схема электрической цепи является:
| |||||||||
Слайд 6. | Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
| |||||||||
Слайд 7 | Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи: дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Гладя на граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он не станет известен кому-то другому? | |||||||||
Выполнение лабораторной работы | ||||||||||
Слайд 8 | Некоторые думают, что использование принципов моделирования началось недавно. Однако само по себе моделирование старо как мир. Оно появилось тогда, когда человечество осознало свое место в окружающем мире и стало стремиться к пониманию и изменению его. Одной из разновидностей моделей являются графические модели. Они передают внешние признаки объекта: размеры, форму, цвет. Графическая среда, является удобным инструментом для построения графических моделей.
Как видно из таблицы, важнейшими характеристиками, отражаемыми в графической модели объекта, являются размеры и пропорции. | |||||||||
Слайд 9 | История Вся история геометрии связана с практикой построений при помощи подручных средств для измерения недоступного. В Древнем Египте, задолго до доказательства Пифагором его знаменитой теоремы, использовали треугольник со сторонами, соотносящимися как 3:4:5, для получения прямых углов в строительстве. Кстати, Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою. Ещё в догреческий период (V век до н.э.) были известны способы деления отрезков и углов на две равные части. Построения в графической среде и на листе бумаги отличаются, потому что графический редактор не имеет линейки, в нём нет инструментов, подобных транспортиру, в окружности не определён центр. Это всё можно сделать, используя законы геометрии. | |||||||||
Слайд 10 | Выполнение лабораторной работы в графической среде. Откройте текстовый редактор MS WORD. Введите название работы: Лабораторная работа №1 «Моделирование объектов
| |||||||||
Слайд 11 | Постановка задачи Построить модели геометрических фигур с заданными свойствами. Выполнить построения, используя законы геометрии. | |||||||||
Слайд 12 | Формализация задачи Геометрическая фигура характеризуется длиной сторон и углами, которые необходимо задать в виде отрезков и углов на рабочем поле графического редактора перед началом построения | |||||||||
Слайд 13 | Разработка моделей Модель 1. Построить равнобедренный треугольник по заданному основанию a и высоте h по нижеприведенному алгоритму. Задание выполняется вместе с учителем | |||||||||
Слайд 14 | Самостоятельная работа Модель 2. Построение равностороннего треугольника с заданной стороной. Данный алгоритм предложил Евклид в IV веке до н.э. Необходимо построить треугольник по алгоритму, приведённому на рисунке и доказать, что полученный треугольник действительно правильный.
| |||||||||
Слайд 15 | Самостоятельная работа Модель 2. Построить правильный шестиугольник с заданной стороной, используя свойство правильных фигур вписываться в окружность и то, что сторона равностороннего шестиугольника равна радиусу описанной окружности.
| |||||||||
Слайд 16 | Домашнее задание: Построить граф, чтобы найти ответ на вопрос. Отец сына профессора бьет сына отца профессора. Кто кого бьет, если сам профессор в драке не участвует?
| |||||||||
Подведение итогов | ||||||||||
| Выставление оценок за урок |
6