«Алгоритм. Исполнители алгоритмов»
Цели урока:
Образовательные:
— формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов;
— проверка знаний;
— повышение интереса к изучению предмета;
— воспитание навыка быстрого мышления.
Развивающие:
— способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
— способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
— развитие творческой активности учащихся;
— развитие познавательных интересов.
Воспитательная:
— способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопомощи и взаимоуважения
Тип урока: закрепление полученных знаний
Оборудование: электронная доска StarBoard, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация к уроку
Ход урока
Оргмомент. Взаимодействие учителя и учеников
Тема, цель. На прошлом уроке вы познакомились с важной темой информатики.
— Какой? (Исполнитель алгоритмов)
— Что такое алгоритм? (Порядок действий или план)
3. Устный опрос.
— Кто такой исполнитель?
— Кто может быть исполнителем?
Таблица 1. Определить соответствие в таблице.
Определите соответствие в таблице:
Команда | |
Стиральная машина | Печатать |
Собака | Полоскать |
Человек | Сидеть |
Компьютер | Сварить картофель |
— А каждый ли исполнитель может исполнить любую команду? Почему?
— Что такое система команд исполнителя?
— Какие команды выполняют эти исполнители?
Доскажи условия, при которых последовательность действий является алгоритмом
Первое условие, которому последовательность действий должна удовлетворять, — она должна быть предназначена для решения не одной конкретной задачи, а может быть использована для решения ___________________________.
Второе условие — последовательность должна состоять
из конечного ряда инструкций (шагов-команд), то есть количество действий, должно быть ____________________________.
Третье условие — каждая инструкция должна быть конкретной, понятной тому, кто будет её __________________________.
Четвёртое условие — исполнение последовательности команд инструкций должно привести к __________________________.
Данные для справки:
ограничено, исполнять, класс задач, исполнитель,
конкретный результат, решение, управление
Игра.
Объяснение: Учитель на время становится «роботом». Робот – это машина, он во всем слушается человека и выполняет только те команды, которые ему заранее определяют. Давайте попросим съесть робота конфету. Что он должен сделать?
— Итак, командуйте! (Дети подают разные команды).
Объясняю – это обертка невскрытая, значит надо развернуть, и надо взять, а не хватать ртом и т.д. Определили следующую последовательность команд:
Возьми конфету
Разверни конфету
Съешь конфету
Выброси фантик в мусорное ведро.
В качестве робота-исполнителя вызывается ученик.
Задание «Нарисуй на доске солнышко» (выбирается 1 ученик).
Подойди к доске
Возьми мел
Нарисуй солнышко
Положи мел на место
4. На поле Робота расположены стены, как показано на рисунке. Нужно перевести Робота в клетку D. Составьте текстовый алгоритм.
2 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 4 вверх, 1 вправо,
4 вниз, 1 вправо, 2 вверх.
5.Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа
1) Диктант по клеточкам:
1 вправо, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево,1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вверх,
3 влево, 1 вверх.
2) Составить текстовый алгоритм.
У Маши день рождения. Сергей решил подарить ей все цветы, что растут на поляне. Составьте алгоритм для Сергея. Постарайся, чтобы команд было меньше!
7. Виды алгоритмов
— Какие виды алгоритмов мы знаем? (по способу представления и по последовательности выполнения команд)
1. Составь блок-схему алгоритма для решения задач.
Клоун Вася показывал фокусы: сначала из шляпы он достал 3 кроликов, потом 5 цветных платочков, затем 8 разноцветных шариков и, наконец, 4 попугаев.
Сколько животных и предметов всего клоун Вася достал из шляпы?
2.Составь блок-схему алгоритма для решения задачи.
Красная Шапочка гуляла по лесу и собирала цветочки. Она сорвала 5 колокольчиков, 6 незабудок и 4 василька. Вдруг сзади кто-то захихикал. Красная Шапочка оглянулась и увидела Серого Волка.
— Милая Красная Шапочка, поделись со мной цветами: если у тебя больше 7 цветочков, дай мне 5, а иначе подари, хотя бы 3.
Сколько цветов осталось в букете у Красной Шапочки?
8. Логическая игра «Звёздный бульвар»
Пройти по плиткам так, чтобы к финишу собрать, ровно 20 звёздочек. Учти, что нельзя посещать одну плитку дважды, двигаясь по диагонали, и «наступать» на ель и солнце.
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ФИНИШ |
9. Домашнее задание: составить текстовый и графические алгоритмы лепки снеговика.
Литература:
Н.В. Матвеева Информатика и ИКТ.
4 класс