Муниципальный конкурс педагогического мастерства
«Мой лучший урок»
среди педагогических работников образовательных учреждений
Анадырского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования с. Мейныпильгыно»
«Знания – это только тогда знания,
когда они приобретены усилиями
твоего мозга, а не твоей памяти».
Л.Н. Толстой.
Конспект урока информатики по теме:
«Создание мультимедийной презентации»
Класс: 8
Дата проведения:
6 апреля 2012г.
Урок разработала и провела:
Учитель информатики
1 квалификационной категории
Фёдорова Мария Анатольевна
с. Мейныпильгыно,
2011 – 2012 уч. год
Класс: 8
Урок № 16.
Тема урока: «Создание мультимедийной презентации»
Общие цели урока:
Обучающая:
содействовать закреплению знаний, полученных на предыдущих уроках о создании компьютерных презентаций.
(Этапы создания презентаций, выбор оформления и шаблона, создание и удаление слайдов, добавление текста, вставка графики и звука в презентацию, анимация объектов и слайдов.)
Развивающие:
способствовать развитию умений составляющих познавательные деятельности «оценка информации», «создание информации», «передача информации»;
содействовать закреплению умения перемещения файлов в локальной сети;
содействовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
способствовать воспитанию любви к родному краю, традициям и обычаям своего народа;
способствовать формированию информационной культуры учащихся;
содействовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели.
Цели урока (для учителя):
1. Систематизировать и обобщить материал по теме: «Создание презентаций в среде PowerPoint».
2. Продемонстрировать межпредметные связи информатики и предметов регионального цикла, отразить профориентационную линию.
3. Формирование целостной картины мира.
Цель урока (для учеников):
Показать и убедить себя в том, что: |
|
Я умею: | Я могу: | |
|
|
необходимость использования практически вышедшей из обихода чукотской национальной одежды в нашем регионе; 2.сопровождать свое выступление компьютерной презентацией. |
Методические задачи урока:
1. показать применение проектной и кейс-технологии в обучении информатике;
2. показать роль информационных технологий в изучении и исследовании окружающего мира;
3. показать роль межпредметных связей как средства формирования целостной картины мира.
Общая характеристика урока:
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Тип нестандартного урока: деловая игра.
Вид нестандартности: V (усиление обучающего эффекта производится за счёт сочетания необычной формы проведения и содержания урока).
Основные методы и технологии: баскет-метод (разновидность метода изучения ситуаций /кейс-технология/), проектная технология, технология контекстного обучения, объяснительно – иллюстративный метод, информационный метод.
Межпредметные связи: национально–региональный компонент (родной язык и родная литература, история Чукотки, фольклор Чукотки), профориентация.
Содержательно – методическая линия: информационные технологии.
Обеспечение урока:
демонстрационный ПК (компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки);
презентация к уроку (prezentaciya_k_uroku.pptx);
презентация со звуковым оформлением для проведения зрительной гимнастики по методике Базарного (папка «gimnastika»)
Карта результатов (Приложение №1)
Смайлики для проведения рефлексии урока (Приложение № 2)
корзина бумаг бренд-менеджера (папка – электронное приложение, размещенное на каждом рабочем месте ученика до урока):
файлы с текстовым материалом – основой для создания информации об элементах чукотского национального костюма, размещаемой на слайдах обучающимися (папка «text»);
фотографии с изображениями различных элементов чукотского национального костюма (папка «foto»);
графические изображения для использования в качестве фонового рисунка презентации (папка «fon»);
музыкальное приложение – файлы песен на чукотском и русском языках в исполнении национального чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» (папка «musik»);
краткие памятки – схемы, описывающие работу в программе MS Power Point 2007, а также примерная структура презентации, критерии оценивания презентации. (папка «pamyatki»)
папка с примером лучшей презентации игры «Бренд -менеджеры», выполненной в прошлом году Ивнето А. (папка «Ивнето А.»)
Обоснование выбора вида урока
Концепция личностно-ориентированного обучения, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Используя современные образовательные технологии на уроках, можно максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Учебная деятельность школьника начала 21 века более разнообразна и увлекательна, нежели у ученика конца 20 века и этому в немалой степени способствует компьютерные технологии: на уроках частым гостем стал компьютер со всевозможным прикладным программным обеспечением различного назначения (электронные энциклопедии, мультимедийные обучающие программы, тестовые оболочки, игры).
Но, несмотря на разнообразие средств обучения, наступает момент, когда подобные уроки становятся обыденным явлением, их обучающий эффект идет на убыль и, как следствие, развлекательные возможности новых информационных технологий начинают преобладать над дидактическими. Поэтому приходится искать новые формы и средства активизации деятельности школьников или, наоборот, возвращаться к нехорошо забытому старому, в частности к таким формам, как нестандартные уроки – уроки, на которых учебный материал представлен перед школьниками необычным способом.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Сегодня для формирования целостной картины мира необходима интеграции знаний.
Любой доклад, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайд – фильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель.
Power Point – это синтез знаний компьютерных технологий: обработки текста, графики, звука, работы с гиперссылками.
Исходя из этих соображений, была выбрана форма урока, который объединяет в себе элементы проектной и кейс – технологий, элементы деловой игры, расширяющей представление учащихся о профессиях современного рынка труда, конкурсном отборе, позволяющем получить вакантную должность.
План урока:
Этап урока | Время | |
1 | Организационный момент | 1 мин |
2 | Знакомство с новой профессией современного рынка труда | 2 мин |
3 | Игра «Бренд – менеджер» | 40 мин |
| 6 мин | |
| 16 мин | |
| 2 мин | |
| 16мин | |
4 | Подведение итогов. Рефлексия. Постановка задания на дом. | 2 мин
|
Список литературы:
АРКТИКА — МОЙ ДОМ. Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия школьника. / Книга для детей среднего и старшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Северные просторы», 2001. – 290 с.
Выбор профессии. Энциклопедия для детей. / Глав.ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта, 2003. – 397 с.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г. – 175 с.
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 220 с.
Информатика в школе. № 6 – 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. – 96 с.
Интернет – ресурсы:
Ход урока
Организационный момент.
Основные метод данного этапа урока – информационный метод.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Приветствует ребят. Просит проверить готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, дневников и т.д.)
Определяет отсутствующих.
Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы закрепим ваше умение создавать презентации. Сообщает тему урока. Показывает слайд № 1 | Приветствуют учителя. Проверяют наличие предметов для урока.
Называют отсутствующих.
Слушают учителя. |
|
Зачитывает эпиграф к уроку Слайд № 2. |
Слушают учителя. |
|
Постановка целей урока для учащихся. (Демонстрация слайда № 3). |
Запоминают цели урока. |
Знакомство с новой профессией современного рынка труда
Данный этап урока готовит школьников к игровой деятельности.
Задачи данного этапа урока:
подготовить учащихся к деловой игре.
познакомить ребят с новой профессией рынка труда.
Основные методы данного этапа урока:
объяснительно-иллюстративный;
устная фронтальная беседа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Учитель: Наш урок пройдет сегодня в необычной форме, поскольку вы будете создавать презентацию – рекламу бренда, как настоящие бренд-менеджеры. А что такое бренд, кто такой бренд-менеджер и чем он занимается вы сейчас узнаете. Демонстрирует слайд № 4. | Знакомятся с профессией бренд-менеджера. | |
| Объясняет кто такой бренд — менеджер? Демонстрирует слайд № 5 | Слушают учителя. |
| Рассказывает о деятельности бренд – менеджера. Демонстрирует слайд № 6. | Слушают учителя. |
|
Рассказывает о требованиях к знаниям бренд – менеджера.
Демонстрирует слайд № 7. |
Слушают учителя. Задают вопросы. |
| Расказывает о профессиональных качествах, которыми должен обладать бренд – менеджер. Демонстрирует слайд № 8. |
Слушают учителя. Задают вопросы. |
| Просит учащихся своими словами рассказать как они поняли кто такой бренд-менеджер и какую работу он выполняет. | Рассказывают, допускается коллективное обсуждение. |
Игра «Бренд – менеджер»
Форма проведения: деловая игра. (Учащиеся находятся в одном помещении, здесь происходит моделирование деятельности людей определенной профессии. Обучающиеся должны вжиться в роль, проигрывая которую они демонстрируют степень владения учебным материалом.)
Основные методы:
Баскет–метод – метод обучения на основе имитации ситуаций, при котором в ходе моделирования специально заданной ситуации обучающиеся получат возможность развить и закрепить навыки создания компьютерной презентации, понять сущность деятельности бренд-менеджера, продолжат развивать умения, составляющие познавательные деятельности интеграция, создание и сообщения информации.
Проектный метод — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (проф. Е.С. Полат)
Объяснительно – иллюстративный метод — педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его.
Описание ситуации
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Учитель: ОАО «Чукотский стиль» требуется бренд – менеджер. Демонстрирует слайд № 9 | Читают объявление, появившееся на слайде.
| |
Учитель: Это предприятие производит различную чукотскую одежду, хорошо известную каждому из вас. Вам – молодому поколению необходимо не забывать традиции своего народа, помнить его культурные ценности. Сегодня, побывав в Анадыре– столице нашего округа, вы увидите в | Ставят перед собой задачу: Создать рекламу национальной чукотской одежде. | |
| продаже лишь сувениры из моржовых клыков. А разве нам стоит останавливаться лишь на сувенирах? Неужели сегодня нельзя возобновить пошив и продажу национальной одежды, головных уборов, обуви. Ведь те из вас, чьи бабушки ещё не забыли, как шить торбаза или шапки, носят их с удовольствием. Да к тому же поголовье оленей стало увеличиваться в последние 5 лет. | Определяют план действий: Определить категорию населения, которой необходима данная продукция. Представить продукт так, чтобы он понравился, запомнился, вызвал желание у покупателей приобрести. |
Слайды № 11 — 12
| Знакомит с содержимым корзины бумаг (портфеля) бренд – менеджера. | Слушают учителя. Слушают учителя. Знакомятся с содержимым папок. |
Слайд № 13 |
Знакомит учащихся с показателями оценивания презентаций. Произносит критерии выставления отметки (мотивация учащихся):
|
Слушают учителя. Делают для себя вывод, о том что презентация должна отвечать всем требованиям, не только для получения оценки, но и для того, чтобы победить конкурсный отбор ОАО «Чукотский стиль» |
Разработка презентации для бренда коллекции национальной чукотской одежды.
На данном этапе урока происходит формирование у учащихся умений, составляющих познавательные деятельности «оценка информации» «создание информации».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Встроенная презентация «Гимнастика для глаз» по методике Базарного. Презентация включает в себя 7 слайдов, на 6-ти из которых движущиеся объекты:
и т.п. | Ещё раз дает рекомендации школьникам: Перед созданием презентации обязательно продумайте её структуру! Тщательно обдумывайте текст, который вы будете размещать на слайдах. Не следует в презентации размещать все фотографии, выберите только те из них, которые будут подходить по смыслу. Звуковое сопровождение также должно соответствовать материалу, размещаемому на слайде. Помните, что информация вашей презентации должна заинтересовать покупателей. Количество слайдов вашей презентации можете увеличить или уменьшить по своему усмотрению. Перед началом работы за компьютером проводит краткий опрос по технике безопасности. Во время выполнения компьютерного практикума предлагает учащимся выполнить физминутку для глаз по методике Базарного. Педагог подходит во время выполнения работы к каждому ребенку, чтобы выделить из школьников 2-х человек, для защиты презентаций на уроке. Делает выводы для себя об усвоении ребенком учебного материала. Параллельно заполняет бланк результатов. | Просмотр материалов предложенных учителем. Выбор одежды, информацию о которой будет размещена в презентации. Ученик определяет из предложенного большинства 2-4 вещи, которые будет рекламировать. Просмотр материалов предложенных учителем. Выбор одежды, информацию о которой будет размещена в презентации. Ученик определяет из предложенного большинства 2-4 вещи, которые будет рекламировать. Каждый ребенок работает в своём темпе. При затруднении учащиеся обращаются за помощью учителя. Формируются умения:
|
Защита презентации «Новый бренд АО «Чукотский стиль».
На данном этапе урока происходит формирование у учащихся умений, составляющих познавательную деятельность «сообщение информации».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Учащиеся демонстрируют созданные презентации. | Просит 2 ребят скинуть на его компьютер созданные ими презентации по локальной сети, для демонстрации | Названные школьники выполняют просьбу учителя. Остальные сохраняют свои работы в личных папках и поворачиваются лицом к экрану. |
Предлагает 2-м ребятам проявить свои артистические способности, выступить в роли бренд – менеджера компании. Просит их не волноваться, не торопиться, следить за речью и дикцией. Остальным ребятам просит не огорчаться, тем, кто не успел завершить работу или исправить ошибки, подойти после уроков и доделать. Поясняет, что на следующем уроке все остальные ученики будут защищать свои презентации, поэтому то, что не успели защитить работы на этом уроке, может и к лучшему, ведь, будет возможность потренироваться, подготовиться к выступлению. | 2 ребят защищают свои презентации. Остальные слушают своих одноклассников. Вносят свои предложения для исправления презентаций ребят, выступающих у доски. Задают вопросы. Формируются умения:
|
Подведение итогов. Рефлексия. Постановка задания на дом.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Подведение итогов. Учитель, комментируя, объявляет заработанные баллы каждому ученику. | Слушают учителя
|
Демонстрирует слайд № 15
Демонстрирует слайд № 16:
| Домашнее задание: стандарт: повторить §§ 23-26 (главу 5 «Технология мультимедиа».) хорошо: добавить два – три слайда, рекламирующие чукотскую одежду или обувь. отлично: составить кроссворд по работе с программой PowerPoint (7 — 10 слов) Для получения рекомендаций по подготовке к публичным выступлениям, предлагает обратиться к сайту Бизнес – энциклопедии и сайту бизнес-тренера Сергея Шевченко. | Записывают домашнее задание, адреса сайтов. |
Демонстрирует слайд № 17:
| Рефлексия. Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке, используя смайлики (Приложение № 2). | Поднимая смайлики, выражают свое мнение о прошедшем уроке. |
Демонстрирует слайд № 18 | Прощаются. |
Карта результатов
Фамилия, имя учащегося | Показатели оценивания презентации | Всего баллов | Оценка | |||||||
Рационально подобрана и удачно размещено изображение на слайде | На слайде присутствует анимация | Удачно выбран фон слайда | На слайде используется объект WordArt | В презентации имеется звуковое оформление | Тема раскрыта, в презентации размещён интересный материал, соответствующий тематике | Качество доклада | ||||
0,5 б. | 0,5 б. | 0,5 б. | 0,5 б. | 3 б. | 5 б. | 5 б. | ||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.
Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.
11