Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №44
Конспект урока информатики в 4 классе
по теме «Виды алгоритмов по способу последовательности действий»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Смиренникова Ирина Сергеевна
г.Иваново 2011
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Цель урока: знакомство с видами алгоритмов (линейным, с ветвлением)
Задачи урока
обучающие:
— формировать понятие алгоритм;
— формировать знания и умения составления алгоритмов;
— обучать поиску и исправлению ошибок в алгоритмах;
развивающие:
развивать алгоритмический стиль мышления;
развивать информационную культуру обучающихся;
развивать творческие способности учащихся;
воспитательные:
— воспитывать трудолюбие, любознательность.
Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе данного урока:
Учащиеся должны:
иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
уметь описывать повседневную деятельность в виде алгоритма;
уметь составлять простейшие алгоритмы;
уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
уметь выполнять простейшие операции на компьютере
План урока:
Организационный момент – 1мин.
Целеполагающий этап – 2-3мин.
Операционно-исполнительный этап – 20-25мин.
Компьютерный практикум, сам. работа – 8-10мин.
Рефлексивно-оценочный этап – 1-2мин
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
| |||||
| Встаём в круг, держась за руки «Я желаю тебе добра, Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу» «Если вам будет трудно, я вам помогу» | ||||
| |||||
2.
| Постановка цели: Повернитесь направо, зафиксируйте взгляд, запомните самую дальнюю точку. Вернитесь в исходное положение. А теперь ёще раз повернитесь направо и попробуйте увидеть дальше, чем та точка, которую вы запомнили. Получилось? Почему? Какие цели мы можем поставить перед собой в начале урока, чтобы достичь хорошего результата? Желаю вам успеха. Садитесь. | Была поставлена цель, мы старались её достигнуть.
— Внимательно слушать, стараться, …
| |||
| Эпиграф «Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, — говорила Алиса из сказки «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации. Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили до конечного результата, и результат оказывался положительным. |
| |||
3
| В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах, который состоит из геометрических фигур. Каждая фигура соответствует этапу урока. В зависимости от того, как вы выполните задания этапа – вы обозначите соответствующим цветом фигуру маршрутного листа. Первый этап урока (НАЧАЛО) — ваш настрой на работу. | Определяют настрой на работу, в маршрутном листе раскрашивают фигуру: красный цвет — отлично, синий — хорошо, зелёный – волнуюсь. | |||
| |||||
4. | Предлагаю для разминки разгадать кроссворд
+ какие ещё носители информации знаете?
|
| |||
| По вертикали получилось ключевое слово…. | АЛГОРИТМ | |||
| — Что называется алгоритмом? | — Описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. — Это модель процесса решения задачи — Это модель сложного действия, представленная на носителе в виде описания последовательности элементарных действий (шагов, команд, инструкций). | |||
5
| — Откуда к нам пришло это слово? (проверка Д. З.)
Где можно узнать о происхождении слов? Вспомните уроки русского языка? | Термин «алгоритм» произошел от имени великого математика IX в. Мухаммеда аль-Хорезми ( по –европейски Алгоритми»). Мухаммед аль-Хорезми в своих трудах разработал правила выполнения 4-х арифметических действий. С течением времени это слово «алгоритм» приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. — Этимологический словарь
| |||
6
| — Не любая последовательность элементарных действий может быть названа алгоритмом. Алгоритмом мы можем назвать такую последовательность действий, которая приводит к результату и удовлетворяет некоторым условиям (обладает некоторыми свойствами). Выберите из предложенных понятий условия.
| 1. Последовательность должна состоять из конечного ряда инструкций (шагов-команд), т.е. эта последовательность должна обязательно завершиться (конечность). 2. Каждая инструкция должна быть понятна исполнителю, алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определённом порядке (дискретность). 3. Чёткое исполнение последовательности команд-инструкций должно привести к конечному результату, не должно быть ошибок (результативность) 4. Последовательность должна быть предназначена для решения не одной конкретной задачи, а может быть использована для решения целого класса задач (массовость) | |||
7
| Алгоритмы бывают разные. Вспомните виды алгоритмов по способу записи — Дома вы подобрали примеры таких алгоритмов. | Текстовые и графические — Текстовые: правила по русскому языку — Графические: в учебнике математики | |||
| — С каких инструкций начинаются и чем заканчиваются эти алгоритмы? | Неисполняемыми командами НАЧАЛО и КОНЕЦ | |||
| — Между неисполняемыми командами располагаются… | ИСПОЛНЯЕМЫЕ КОМАНДЫ. В текстовом алгоритме они записываются на естественном языке, в графическом алгоритме – в виде геометрических фигур. | |||
8
| Оценочный лист – оцените данный этап.
| Работают с маршрутной картой. Дают самооценку этапу «Как я помню предыдущий материал». помню
| |||
9
10
| Мир алгоритмов очень разнообразен. Мы постоянно сталкиваемся с алгоритмами в различных сферах человеческой деятельности. Кулинарная книга – рецепты приготовления блюд. Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его применению. Каждый водитель должен знать правила дорожного движения. Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда. Когда был придуман порядок сборки машины на конвейере. Обычно мы выполняем привычные действия, не задумываясь. Предлагаю далее выбрать для себя способ работы: в группе или самостоятельно (карточки) Предлагаю вам составить алгоритмы для ребёнка, который не знает, как это выполнить | Индивидуально работают – индивидуальные доски, маркер, упаковки товара: коробки каш, пластырь, упаковка чая. Задание – найти алгоритм текстовый на упаковках товара, записать графически. В группах: на доске на боковых половинках расположить правильно последовательность шагов. | |||
| |||||
11 12 | Проверка – слайд (На слайде – графический алгоритм) При проверке спросить: какой результат получили?
Оцените на маршрутном листе, насколько хорошо вы построили алгоритм. В путь — к следующему этапу Как бы вы назвали эти алгоритмы, когда описание действий записано в линию, действия выполняются однократно | Начало:
Конец Результат – выстирали бельё Начало:
Конец Результат – выпили кружку молока составление
— Линейный алгоритм | |||
| Вывод: мы получили алгоритмы на естественном языке и блок-схему – это две разные модели одного и того же сложного действия. Линейный алгоритм – это вид алгоритма по последовательности исполнения команд |
| |||
13 14 | Нет, пожалуй, человека, который бы в детстве не любил слушать сказки. А как вы думаете, встречаются ли алгоритмы в сказках? Конечно, “да”. Все знают сказку “Репка”? Давайте посмотрим на фрагмент сказки, когда репку вытягивают все герои Дедка за репку Вот, оказывается, как легко и просто мы с вами смогли выполнить поставленную задачу, т.е. вытащили репку. Вид алгоритма? Вспомним другой сюжет из русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадёшь…». Попробуем построить алгоритм. Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в нашей жизни, в условии задачи есть слова «ЕСЛИ…, ТО…» Попробуем построить алгоритм решения задачи с условием. |
Работа в группе | |||
15 16 | Проверка работы в группе
Как бы вы назвали этот алгоритм, когда дороги царевича разделились, разветвились, когда есть блок выбора, в котором один вход и два выхода?
— На каком уроке мы встречались с такими алгоритмами? | Дети показывают индивидуальные доски, сверяем со слайдом
Заполняем схему маршрутного листа решили
-АЛГОРИТМ С ВЕТВЛЕНИЕМ -На уроках математики | |||
17 | -Какие виды алгоритмов по способу записи мы знали? — С какими видами алгоритмов мы сегодня познакомились? (прикрепить карточки на магнитной доске) | — Текстовые и графические — С линейным и с ветвлением. Это разные модели одного действия | |||
| |||||
18
| Предлагаю прочитать об алгоритмах по последовательности исполнения команд в учебнике с. 122-125 и параллельно выполнить задание в тетради с. 33 № 8 или № 9 | Проверить в №9 (один ученик на магнитной доске) Тетради сдать
| |||
Компьютерный практикум. Самостоятельная работа.приложение 3 | |||||
|
| 1 группа – Решение разветвлённого алгоритма (уже построенного), (можно с использованием калькулятора) Отработка вычислительных навыков Заполняют таблицу. Ответ – Ломоносов При проверке – связь с окружающим миром – Что вы знаете об этом человеке? 2 группа – По текстовому алгоритму построить графический линейный алгоритм 3 группа – по текстовому алгоритму построить графический разветвлённый алгоритм Самопроверка 2 и 3 групп по образцу (на листах) — Что было сложно при построении? | |||
| ФИЗКУЛЬМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ | Выполняют самостоятельно по мере выполнения задания | |||
|
| С построение
| |||
|
| ||||
| — Какие бывают алгоритмы по способу представления? — По последовательности шагов? Как называют наглядную модель процесса решения задачи? (блок – схема) |
| |||
| Дом задание С. 32 № 2 или № 6 -заполнить блок-схему, опираясь на текстовый алгоритм № 7 – дополнить блок схему алгоритма с ветвлением, опираясь на текст задачи
|
| |||
| Заполните маршрутный лист – настроение в конце урока
| Проверка маршрутных листов – на магниты на доску. | |||
| Вспомним слова Алисы: «Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, Я желаю, чтобы дома при выполнении дом заданий вы планировали свою деятельность, и у вас всё получалось. |
Список использованной литературы:
Информатика и ИКТ. Учебник для 4 класса. Матвеева Н.В, Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Рабочая тетрадь для четвёртого класса. Матвеева Н.В, Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и Матвеева Н.В, Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика и ИКТ. 4 класс. Методическое пособие. Матвеева Н.В, Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.