Конспект урока информатики в 6 классе по теме: «Графики. Построение графиков»

Павлова Е. Ю., учитель информатики МОУ «СОШ № 14 города Пугачева имени П. А. Столыпина»


Конспект урока информатики в 6 классе

по теме: «Графики. Построение графиков»


Цель урока: получить представление о графиках и научиться их анализировать, сформировать практическое умение строить простые графики.


Учебные задачи:

  • дать представление о графиках как разновидностях информационных моделей;

  • сформировать представления о назначении графиков;

  • сформировать умения «читать» и строить простые графики в текстовом процессоре.


Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • график;

  • зависимая величина;

  • независимая величина;

  • график с маркерами.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная (выполнение практической работы за компьютером), работа в парах, работа в группах.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные – представления о графиках как разновидностях информационных моделей;

Метапредметные – умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики);

Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.


Тип урока: комбинированный.


Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска;

ПК обучающихся.


Электронные ресурсы и методические материалы:

1) презентация «Графики и диаграммы»;

2) файл-заготовка Погода.doc(odt);

3) карточки с заданиями;

4) рабочая тетрадь, Л.Л. Босова, 6 класс.


Межпредметные связи: математика, география, история.


Литература:

  • Босова Л.Л. Информатика. 6 класс. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.





Технологическая карта урока

Этапы урока:

1. Организационный – 1 мин.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 4 мин.

3. Формулирование темы и цели урока – 4 мин

4. Объяснение нового материала – 7 мин.

5. Первичное усвоение новых знаний – 5 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере) – 15 мин.

8. Закрепление изученного материала – 5 мин.

9. Обобщение темы урока. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия – 2 мин.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный.

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

личностные

самоопределение;

регулятивные

коррекция, волевая саморегуляция.

2

Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

Слайд 1-3

Учитель ведет беседу с обучающимися, задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу. На слайдах представляет задания для обучающихся.

— В какой наглядной форме лучше представить данную текстовую информацию? (текст на слайде)

— Какую информацию можно получить из диаграммы?

— О какой информационной модели идет речь?

— Приведите еще примеры текстовой информации, которую лучше представить в виде таблицы или диаграммы.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, дают ответы на представленные задания, ведут обсуждение заданий.

регулятивные –

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению;

познавательные – умение рассуждать, анализировать.

3

Формулирование темы и цели урока.

Слайд 4-9

Учитель ставит перед обучающимися проблемную ситуацию.

— Предположим, что вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручили собрать сведения о погоде за месяц. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: учитель демонстрирует на слайде таблицу о погоде в мае.

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае?

Вы собрали большое количество информации, она точная, полная и достоверная, но в табличном виде она трудно воспринимается. Такая информация не будет интересна слушателям, так как совершенно ненаглядна.

Как же нам сделать эту информацию наглядной? С помощью чего визуализировать данную информацию?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Какова главная цель урока?

Чему мы сегодня научимся?

Учитель формулирует вместе с учащимися тему и цели урока, указывает на ключевые слова, которые будут рассмотрены в ходе урока.

Обучающиесяформулируют тему урока и цели на уроке, отвечают на вопросы учителя. Тема урока «Графики. Построение графиков».

Обучающиеся формулируют вопросы, которые в ходе урока познакомят их со следующими понятиями: график; зависимая величина; независимая величина; график с маркерами.

личностные – смыслообразование, самоопределение;

коммуникативные – планирование, постановка вопросов и заданий;

познавательные

поиск и выделение информации, выдвижение предположений, анализ и синтез, решение проблемы.

регулятивные

целеполагание, планирование.

4

Объяснение нового материала.

Учитель объясняет новый материал

Слайд 10-12

График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с y при изменении x.

— Какие графики можно построить по данным таблицы о погоде в мае?

По данным таблицы можно построить следующие графики: изменения температуры воздуха; изменения влажности воздуха; изменения атмосферного давления.

Обучающиеся записывают в тетради определение понятия «график», слушают учителя, отвечают на вопросы.

познавательные

поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.


5

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель объясняет учащимся задание № 135 в рабочей тетради, демонстрируя данное задание на слайде презентации. При выполнении этого задания обучающиеся работают в парах.

Слайд 13

Обучающиеся, работая в парах, выполняют задание № 135 в рабочих тетрадях. Записывают результаты задания в тетради и на доске, поясняют результаты полученных вычислений.

личностные –

оценивание усвоенного содержания;

предметные – умение работать с графиками, анализировать информацию по графику;

метапредметные – вычислительные навыки;

коммуникативные – умение работать в парах.

6

Физкультминутка.

Слайд 14

Учитель открывает видеофайл с физкультминуткой.

Обучающиеся выполняют упражнения.

личностные – умение распределять режимы труда и отдыха;

метапредметные – формирование основ здорового образа жизни.

7

Продуктивное использование полученного знания (выполнение практической работы на компьютере).

Слайд 16-18

Учитель разбивает обучающихся на 3 группы для выполнения практической работы на компьютере по созданию графиков. В группах определяется эксперт. Каждый обучающийся получает текст практической работы. В каждой группе создаются одинаковые графики, но каждый обучающийся получает индивидуальное задание-вопрос.

После завершения обучающимися практической работы учитель демонстрирует каждый из графиков на слайдах презентации. Эксперт группы представляет свой график, ученики группы дают ответы на задания. За каждое верно выполненное задание группа получает 5 баллов.

Обучающиеся фиксируют время начала практической работы в специальных бланках. Выполняют самостоятельно практическую работу за компьютером и задания к практической работе. Эксперт группы распечатывает созданный им график. Обучающиесяфиксируют время окончания работы, занимают свои места за партами и в группе совместно проверяют ответы на выполненные задания в соответствии с графиком командира. Эксперт представляет график, дает анализ, ученики отвечают на задания практической работы. Эксперт группы в оценочном листе ставит баллы за выполненные задания.

метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе);

предметные–умение создавать в текстовом редакторе графики;

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей;

коммуникативные – умение работать в группе.

8

Закрепление изученного материала.

Слайд 19

Учитель демонстрирует на слайде график «Медальный зачет России на Олимпийских играх в Сочи 2014». Обучающимся предлагается проанализировать данный график в группах, сформулировать вопросы к графику, дать ответы на поставленные вопросы.

Анализируют задание в группах, записывают вопросы в тетради, зачитывают вопросы и дают на них ответы.

личностные –

оценивание усвоенного содержания;

предметные – умение работать с графиками, анализировать информацию по графику;

коммуникативные – умение работать в группе.

9

Обобщение темы урока. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия.

Слайд 20-21

Учитель задает обучающимся вопросы, представленные на слайде. Спрашивает у обучающихся о достигнутых на уроке целях.

Выставляет оценки, учитывая набранное в группах количество баллов за работу на уроке.

Д/з — § 12; вопросы 1-6 к параграфу; РТ: № 134.

Слайд 22

Учитель предлагает обучающимся в качестве рефлексии определить, на каком уровне находятся их знания после урока.

Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание.

регулятивные

планирование, целеполагание, оценка;

личностные

смыслообразование, оценивание.


Свежие документы:  Задания для 11 класса по информатике на тему «Создание форм в базах данных»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: