Тема: Алгоритмы. Закрепление пройденного материала.
Урок-путешествие
Цели: закрепить знания учащихся об основных алгоритмических структурах: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом; совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов; развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию; способствовать развитию речи; воспитывать нравственные качества, культуру работы в коллективе.
Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах», бутылка с запиской, карта, мяч, маркер, магнитный или пластилиновый якорь, наглядный материал, таблички, «волшебные листья», осьминожки.
Ход урока
Перед уроком парты ставятся таким образом, чтобы впереди было свободное место.
I «Отправляемся в море»
-Ребята, сегодня утром я нашла в классе странную бутылку. (Бутылка интересной формы, заметно, что внутри записка.) Посмотрим, что там?
Учитель (достает записку, читает) «Отправился в путешествие. Попал в шторм. Где я? Помогите, Боб»
— Как вы думаете, что случилось с Бобом? (дети выдвигают гипотезу о том, что с Бобом произошло.)
— Конечно, мы должны помочь Бобу, а это значит, мы отправляемся в путешествие по морю.
Учитель демонстрирует карту.
— Это, ребята, морская карта, она поможет нам. Маркером будем отмечать наш путь.
— Вперед, к приключениям.
II «Путешествуем по карте»
1) О с т р о в О б е з ь я н
Составление линейного алгоритма
— Самый первый остров на карте — остров Обезьян. Поплывем туда.
Мы смешные обезьянки
Любим бегать и скакать
С нами в мячик поиграйте-
Мы поможем путь узнать.
— Обезьянки укажут нам путь, если мы выполним задание: игра в мяч.
Учитель вызывает к доске несколько учащихся.
— Нужно составить алгоритм «Войди в дом»
— Вы называете 1 действие алгоритма и бросаете мяч следующему игроку. Последний говорит конец.
Начало
Достань ключ
Вставь в замок
Поверни 2 раза
Толкни дверь
Войди
Закрой дверь
Конец
Обезьянки говорят, что Боб поплыл к Бухте Водяного
2) Б у х т а в о д я н о г о
Исполнение алгоритма, записанного условными знаками.
Прослушивание песенки из мультфильма «Летучий корабль» (я водяной, я водяной…)
Я просил прислать мне друга,
Что прислали? Не пойму!
Что за шифр такой ребята?
Разгадать я не могу.
— Поможем водяному, а он скажет, где Боб.
— Как вы думаете, что прислали водяному? (Алгоритм, записанный условными знаками.)
Записан на альбомном листе.
Выполним его (один учащийся читает, остальные выполняют в «Черепашке»
— Какого же друга прислали водяному? (Щенка)
Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (Условные знаки.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Следующий пункт «Скала русалок»
3) С к а л а р у с а л о к
Определение вида алгоритма по схеме
На этой скале живут русалки. Они знают очень много, но вот с алгоритмами просто беда. В морской школе им задали разложить схемы алгоритмов с ветвлениями и циклами. Только показать это нужно очень тихо, чтоб не услышал Водяной.
Мы, русалки, загадали
То. Что сами не узнали.
Где тут цикл, а где ветвленье?
Знают дети, без сомненья.
Молча зарисуйте нам,
Путь дальнейший скажем вам.
— На рабочем столе откройте документ со своими именами. Если на схеме, нарисованной в нем, — ветвление, вы рисуете в своем документе круг; если же цикл, то квадрат. Игра заканчивается, когда разгаданы все схемы
4) В о д о в о р о т о с ь м и н о г а
Составление алгоритма с ветвлением
— Дальше, ребята, наш путь лежит к водовороту Осьминога
— Ребятки. Этот осьминог не может угадать, кто из этих малышей его сын.
У меня случилось горе –
Сын мой убежал из дома.
Вот четыре осьминожка,
Кто из них мой милый крошка?
— Все осьминожки в мешке. Мы должны составить алгоритм нахождения нужного осьминожка.
Все признаки написаны на доске.
Семь щупалец.
Есть шляпка.
Улыбается.
— Как будем действовать?
— Составим алгоритм (участвуют 8 человек)
Учитель раздает детям таблички:
1 Достать осьминожка
3-й ученик
Сосчитать щупальца Найти шляпку
5 Посмотреть, есть ли улыбка
6 Отпустить
8-й ученик
— Составим алгоритм вместе:
— Кто стоит первым? Вторым? Третьим? И т.д. Кто у нас условие?
— Сколько вариантов ответа? (2, поэтому ученики с командами «Конец» и «отпустить» берут за руки ученика – «условие»
— Осьминог на радостях сказал, что точно видел Боба на острове затонувших кораблей. И дал подарок – листья лилии.
5) О с т р о в з а т о н у в ш и х к о р а б л е й
— Но оказывается, на остров попасть не так-то просто: вокруг мель и корабль не пройдет.
— Хорошо, что осьминог дал нам волшебные листья лилии. Они не тонут в воде.
-Кто пойдет на остров за Бобом?
Участвуют 4 учащихся.
2 ученика становятся на расстоянии 3 м. от доски. Учитель дает им по 2 листа. Их задача добраться до доски (коснуться)
— Только помните, что наступать можно только на лист.
— Как действовать нашим смельчакам? (Положить один лист, встать на него, положить впереди другой лист, перепрыгнуть на него, взять первый и т.д.)
— В это время два других ученика составляют эту схему алгоритма в текстовом редакторе.
— Какие действия в нем?
— Когда цикл завершится?
— Когда путь закончен.
II Итог
— А вот и наш Боб!
— Какие испытания нам пришлось пройти?
— какие алгоритмы мы составляли?
Домашнее задание.