План урока 9 класса по учебнику Н.Угриновича, где рассматриваются графические возможности MS EXCEL, техника построения и редактирования различных видов диаграмм.
Составила учитель информатики Базарно-Матакской средней общеобразовательной школы
Шамсутдинова Рамиля Ильгизовна
Тема урока: «Графическое представление числовых данных в программе Exsel»
Цели:
— освоить способы визуализации числовых данных
— научиться строить математические модели с использованием диаграмм
— познакомить с назначением и возможностями электронных таблиц
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
— Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?
(Электронная таблица предназначена для работы с числовыми данными, связанные с вычислениями)
— Назовите объекты управления электронной таблицы.
(Объектами управления в Электронных таблицах являются: текст, число и формулы)
— Что из себя представляет Электронная таблица?
(она представлена в виде совокупности нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов)
— Как задается имя ячейки?
(Пересечением строк и столбцов))
Теоретическая основа урока
Замечательным свойством Электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. Графики и диаграммы придают наглядность числовым зависимостям.
Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы.
Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Для наглядного сравнения различных величин используется линейчатые диаграммы. Например: с помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран или единицы измерения различных величин.
значение в мм |
|
|
|
|
| |
сотка | 21,336 |
|
|
|
|
|
аршин | 713,2 |
|
|
|
|
|
четверть | 177,8 |
|
|
|
|
|
вершок | 44,45 |
|
|
|
|
|
фут | 304,8 |
|
|
|
|
|
дюйм | 25,4 |
|
|
|
|
|
линия | 2,54 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
9000 |
|
|
|
| |
монитор | 6000 |
|
|
|
|
клавиатура | 880 |
|
|
|
|
мышь | 450 |
|
|
|
|
принтер | 3200 |
|
|
|
|
сканер | 2600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построение графиков является частным случаем построения диаграмм. Графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных с течением времени. Графики позволяют анализировать закономерности изменения величин.
Представим с помощью графика динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров.
|
|
|
|
| 2001 | 2005 | 2010 | |
Цена компьютера на базе процессора Pentium 3 | 5500 | 4500 | 3900 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цена компьютера на базе процессора Pentium 4 | 10200 | 8300 | 7600 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение практического задания
Построим графики функций y=x; y=x2;
Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую суточный рацион взрослого человека. Какой тип диаграммы следует выбрать, если имеется только один ряд значений и желательно отобразить, какую часть целого составляет каждое из значений?
Пользуясь данными, приведенными в таблице, постройте диаграмму, отражающую производство важнейших видов продукции добывающей промышленности. Какой тип диаграммы следует выбрать, если нужно показать изменения в течение времени и отобразить соотношение величин
Закрепление изученного материала
— диаграмма – это способ наглядного представления данных
— график – это диаграмма , изображающая зависимость переменных данных в виде кривой или ломанной линии.
Подведение итогов урока
— способом наглядного представления данных являетсяя диаграмма
— тип диаграммы устанавливается в зависимости от представленных в диаграмме данных и необходимости получения результата числовых зависимостей.