Павлодарский педагогический колледж им. Б.Ахметова
Утверждаю
Заместитель директора по УР
_________ Е.А. Побережникова
«___» __________ 20__ г.
Открытый урок
на тему: «Работа с MS Excel»
предмет: Компьютерная технология
группа: ДВ-22
преподаватель: Саганаева Р.С.
Дата: 14.02.2015г
Тема урока: Работа с MS Excel
Цели урока:
образовательные — познакомить с электронными таблицами в прикладной средой Microsoft Excel; сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку; дать понятие о встроенных функциях; практическое применение изученного материала; закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи; формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.
развивающие — способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитие умения применять учебную информацию в нестандартных ситуациях, развитие познавательного интереса; развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы; развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
воспитательные — воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры; профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности; воспитание коммуникативных качеств для рациональной и продуктивной работы.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, работа в группах, индивидуальная работа.
Межпредметные связи: информатика и математика.
Оборудование урока:
персональные компьютеры с операционной системой Windows 7;
мультимедийный проектор, экран;
программа Microsoft Excel;
электронная версия урока — презентация, подготовленная в PowerPoint;
раздаточный материал (для каждого ученика) — рабочая тетрадь, лабораторная работа.
Ход урока:
Организационный этап.
Здравствуете! Как вы видите, сегодня у нас много гостей. Хочу сказать вам, что я очень волнуюсь. Думаю, вы тоже немного переживаете. Поэтому я протягиваю вам руку и прошу вас протянуть руку мне. Надеюсь, что вы мне сегодня поможете.
Посмотрите на экран и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд 1-5. Многообразие таблиц.
Слайд 6. Тема нашего сегодняшнего урока «Работа с Microsoft Excel». Сегодня на уроке мы познакомимся с прикладной средой Microsoft Excel и научимся вводить текст, формулы и числа в ячейку, выполнять простейшие арифметические расчеты.
Посмотрите на свою парту. Каждый из вас получил вот такой листок. (Демонстрируется рабочая тетрадь). Это страница рабочей тетради. Здесь мы будем делать записи в течение урока. В конце урока я выставлю вам отметки. Подпишите рабочие тетради.
2. Изучение нового материала.
Термины и понятия. Слайд 7
Электронная таблица — это программа для обработки и хранения числовых данных.
Самым распространенным среди пользователей является табличный процессор Microsoft Excel. Документ, созданный в электронной таблице, называется рабочей книгой. Каждая книга состоит из рабочих листов. Каждый лист состоит из 65 536 строк и 256 столбцов. Строки нумеруются целыми числами, а столбцы – буквами латинского алфавита. На пересечении столбца и строки располагается – ячейка.
Ячейка – это минимальный объект рабочего листа, находящийся на пересечении столбца и строки. Имя ячейки – это имя столбца и номер строки. Диапазон – это расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольной области.
Выполните в рабочей тетради №1.
Структура окна Microsoft Excel. Слайд №9
Выполните в тетради №3
Слайд №10.
Активная ячейка – выделенная ячейка.
В ячейки рабочего листа могут быть введены данные трех типов:
числа (некоторая последовательность символов, в которую входят цифры и знаки «+», «-», или «,» (как разделитель целой и дробной части));
формулы (представляет собой последовательность символов, которая начинается со знака «=» );
текст (последовательность символов, не являющаяся ни числом, ни формулой).
Выполните в рабочей тетради №5В.
Создание формул. Слайд №11
Чтобы определить стоимость товара в ячейке С2 следует в эту ячейку,
Ввести знак «=»,
Щелкнуть мышкой на адресе ячейки A2
Поставить знак умножения (*).
Щелкнуть мышкой на адресе ячейки В2
Ввод формулы завершается нажатием клавиши [Enter], после чего в ячейке появляется результат вычислений.
Выполните в рабочей тетради №5А.
Встроенные функции MS Excel – это функции, вычисление которых выполняется по определенным алгоритмам, содержащимся в приложении
MS Excel. Слайд 14
Вызов встроенной функции происходит при вычислении по формуле, содержащей эту функцию. Слайд 15
Все множество встроенных функций табличного процессора делится на несколько групп: математические, статистические, функции даты и времени и т.д.
В различных табличных процессорах наборы встроенных функций различаются. Слайд 16
Excel содержит более 400-встроенных функций. Функция имеет имя и список аргументов в круглых скобках. Слайд 17
Пример: =СУММ (A4:A7)
Рассмотрим наиболее часто использующиеся функции.
Вид записи | Назначение | |
Математические Слайд 18 | КОРЕНЬ(…) | Вычисление квадратного корня |
ABS(…) | Вычисление абсолютного значения (модуля) числа | |
ЦЕЛОЕ(…) | Округление числа или результата выражения, указанного в скобках, до ближайшего меньшего (!) целого | |
ПИ( ) * | Значение математической константы «ПИ» (3,1415926…) | |
Статистические Слайд 19 | МИН(…) | Определение минимального из указанных чисел |
МАКС(…) | Определение максимального из указанных чисел | |
СРЗНАЧ(…) | Определение среднего значения указанных чисел | |
СУММ(…) | Определение суммы указанных чисел | |
Дата и время Слайд 20 | СЕГОДНЯ ( ) * | Значение сегодняшней даты в виде даты в числовом формате |
МЕСЯЦ(дата) | Вычисление порядкового номера месяца в году по указанной дате | |
ДЕНЬ(дата) | Вычисление порядкового номера дня в месяце по указанной дате | |
ГОД(дата) | Вычисление года по указанной дате |
Некоторые часто используемые статистические функции можно применить с помощью значка в меню ∑. Выполните в рабочей тетради №6.
Закрепление нового материала
3 задания на доске:
1 задание: Структура окна MS Excel (см.приложение1)
2 задание: Найти правильные ответы
Специальная программа, используемая для автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме, это (электронная таблица).
Минимальный объект рабочего листа, находящийся на пересечении столбца и строки, это (ячейка)
Имя ячейки – это… (имя столбца и номер строки).
Расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольной области, это (диапазон)
Ячейка таблицы, которую в данный момент занимает курсор, называется (активная ячейка)
В ячейку могут помещаться (текст, число, формула).
3 задание: Найти правильные записи формул
Выполнение лабораторных работ:
лабораторной работы №1 «Создание электронной таблицы»,
лабораторной работы №2 «Построение электронной таблицы»,
лабораторной работы №3 «Встроенные функции Excel»
4. Проверочная работа
Тестовые задания
Электронная таблица – это …
а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.
б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.
г) все ответы верны
2.Активная ячейка в Excel — это:
а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа
3.Ввод формулы в Excel начинается:
а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.
4.Адрес ячейки в Excel состоит из:
а) имени файла;
б) заданного набора символов;
в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;
г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.
5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:
а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.
6.Мастер функций в Excel необходим для:
а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;
в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.
7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:
а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;
в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.
8.Информация в таблице представлена в виде:
а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны
Укажите правильный адрес ячейки:
б) В67 | в) 83С | г) В1Г |
10.Наименьшим элементом электронной таблицы является …
а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка
11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется …
а) множество всех заполненных ячеек таблицы;
б) множество всех пустых ячеек;
в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;
г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.
12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1
а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы
13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1
а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.
14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?
а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.
15.В электронной таблице нельзя удалить
а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Я надеюсь, что начатая сегодня работа пригодится в вашей будущей профессии.
Что мы с вами сегодня делали? Чем занимались? Что нового вы узнали для себя?
Основные достоинства электронной таблицы по сравнению с обычной таблицей состоят:
в том, что при изменении исходных данных происходит автоматический пересчет результатов.
Где можем применять ЭТ?
в экономических и бухгалтерских расчётах;
в математике;
в физике;
в исследовании информационных моделей из курсов химии, истории, биологии.
6. Домашняя работа: Слайд 28
Записи по тетради. Придумайте и начертите в тетради структуру таблицы для решения задачи, применяя функцию СРЗНАЧ.
Сегодня на уроке вы открыли новые возможности ЭТ, научились вводить текст, формулу и число в ячейку.
Сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень развития своего мышления. Я вас поздравляю с этим событием! Всем спасибо! Урок окончен.
8