Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор
Цели урока:
углубить представления о задачах обработки информации;
познакомиться с преобразованием информации по заданным правилам как одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.
Основные понятия:
входная информации;
выходная информация;
правило преобразования (обработки) информации.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, экран;
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Ученики перечисляют основные действия с информацией.
Приводятся примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания.
Ученик называет приложение, используемое для обработки текстовой информации.
Ученик называет приложение, используемое для обработки графической информации.
Ученик называет приложение, используемое для обработки числовой информации.
Визуально проверяется выполнение задания РТ: №53 с.85.
2) Объяснение нового материала.
Побробно было рассмотрено, как можно обрабатывать информацию, изменяя ее форму, но не содержание. теперь рассматриваются случаю, когда в результате обработки возникает новая информация.
По материалам учебника можно подготовить презентацию, где будет пошагово рассматриваться решение задачи о периметре треугольника, приведенной на с.54 учебника.
В перезентации удобно показать поэтапное преобразование информации в соотвествии с блок-схемой, приведенной на с.55 учебника. Подробно на элементах блок-схемы останавливаться не стоит, это будут сделано в 6 классе.
При решении задач по известным правилам очень важно выбирать наиболее эффективное правило (способ) решения задачи. Это хорошо демонстрируется в задании УЧ: №6 с.60. Его целесообразно в быстром темпе выполнить всем вместе, делая соотвествующие пометки карандашом в учебнике.
Задание УЧ: №5 с.60.
Решите следующие примеры самым удобным способом: 1 – с помощью таблицы умножения; 2 – подбором; 3 – разложением наподобные слагаемые. Укажите способ вычислений в квадратике рядом с каждым примером.
81 : 9 = 9 | 2 | 168 : 42 = 4 | 2 | 114 : 38 = 3 | |
3 | 180 : 4 = 45 | 2 | 112 : 16 = 7 | 2 | 365 : 73 = 5 |
3 | 138 : 6 = 23 | 3 | 84 : 4 = 21 | 2 | 621 : 9 = 69 |
2 | 112 : 56 = 2 | 2 | 259 : 37 = 7 | 2 | 140 : 28 = 5 |
1 | 300 : 50 = 6 | 2 | 116 : 29 = 4 | 3 | 92 : 4 = 23 |
2 | 51 : 17 = 3 | 1 | 490 : 70 = 7 | 1 | 480 : 8 = 60 |
3 | 141 : 3 = 47 | 2 | 270 : 54 = 5 | 2 | 168 : 24 = 7 |
3 | 222 : 3 = 74 | 1 | 720 : 8 = 90 | 3 | 819 : 9 = 91 |
3) Домашнее задание:
§1.14 с.54-56.
РТ: №59 с.49.
Оформить в РТ выкладки к п. 11-12 ПР№5.
4) Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор, с.148-150.
Можно выполнить в демонстрационном режиме ПР№5 п.11, после чего показать ученикам, почему при любых исходных данных получается именно такой результат.
УЧ: ПР№5 п.11 с.149.
Задумайте любое трехзначное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:
умножьте задуманное число на 3;
к ответу прибавьте 9;
к ответу прибавьте 15;
из ответа вычтите 3;
разделите ответ на 3;
вычтите из ответа задуманное число.
У вас должно получиться число 7. Можно задумать другое число и повторить все действия с самого начала. Результат будет тот же. Можете ли вы это объяснить? Придумайте свою цепочку преобразований произвольного числа, такую, чтобы в результате всегда получалось число 5.
Пусть 641 – задуманное трехзначное число, тогда:
(641 · 3 + 9 + 15 – 3) : 3 – 641 =
= (1923 + 21) : 3 – 641 = 1944 : 3 – 641 = 648 – 641 = 7.
Обозначим задуманное число через х и запишем предполагаемую последовательность действий в виде арифметического выражения:
(х · 3 + 9 + 15 – 3) : 3 – х = (3х + 21) : 3 – х = х + 7 – х = 7.
Проведенные вычисления показали, что результат от х не зависит.
УЧ: ПР№5 п.12 с.149-150.
Задумайте произвольное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:
прибавьте к задуманному числу 25;
к ответу прибавьте еще 125;
из ответа вычтите 36;
из ответа вычтите задуманное число;
ответ умножьте на 5;
ответ разделите на 2.
У вас должно получиться число 285. Объясните, почему у всех получился один и тот же ответ, хотя исходные числа были различными.
Обозначим задуманное число через х и запишем предполагаемую последовательность действий в виде арифметического выражения:
((х + 25 + 125 – 36 – x) · 5) : 2 = 114 · 5 : 2 = 285.
Проведенные вычисления показали, что результат от х не зависит.
При самостоятельном выполнении ПР№5 п.11-12 ученики формально выполняют обработку информации по заданным правилам. Вместе с тем смысл этих заданий значительно глубже: ученикам предлагается ответить на вопросы, требующие серьезных размышлений.
ПР№5 п.13-14 под силу наиболее подготовленным учащимся.
УЧ: ПР№5 п.13 с.150.
777 · 143 = 111111.
Умножим левую и правую части этого равенства на 2:
777 · 143 · 2 = 111111 · 2.
Получаем:
777 · 283 = 222222.
По аналогии найдем числа: 429, 572, 715, 858, 1001, 1144, 1287. Каждое следующее число больше предыдущего на 143.
УЧ: ПР№5 п.14 с.150.
Последовательное деление на 13, 11 и 7 равносильно одному делению на 1001. А умножение любого трехзначного числа на 1001 обладает тем свойством, что в записи результата исходное число повторяется дважды. Убедитесь в этом на примерах.
Литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 — 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 380 с.
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. — 5-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 192 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 338 с.: ил.
Ланкин Виталий Игоревич
МОУ СОШ городского поселения «Рабочий п. Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края
Учитель информатики и ИКТ
II квалификационная категория