Конспект урока «Передача информации» 5 класс

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

МОУ Новоозерская средняя общеобразовательная школа









Проект урока информатики и ИКТ в 5 классе по теме:





Автор учебника: Босова Л.Л.

Технология: личностно ориентированная с использованием ИКТ




Учитель информатики

Урсатий Светлана Александровна


Ст. Озёрки 2010

Пояснительная записка к уроку.


Данный урок является пятым уроком по теме: «Информация вокруг нас», на изучение которой в курсе информатики отводится 15 часов. По структуре этот урок является уроком изучение нового материала.

Цели данного урока:

Образовательные:

Обеспечить условия для:

  • формирования информационной культуры школьника, под которой понимается целенаправленная работа с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

  • формирования информационной картины мира;

  • представления о процессе передачи информации.


Развивающая:

Обеспечить условия для:

  • развития познавательного интереса, речи и внимания учащихся,

  • формирования информационной компетентности,

  • развития творческого и познавательного потенциала любого ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии.


Воспитательная:

Обеспечить условия для:

  • воспитания у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе,

  • критического отношения к своему труду, умения оценивать его на отдельных его этапах урока.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Данный урок сопровождается презентацией. Применение ИКТ способствует повышению эффективности урока за счет активизации не только слухового, но зрительного канала. В презентации использованы эффекты анимации, множество картинок. При комплексном восприятии информации с помощью органов чувств получение информации увеличивается в разы. Мультимедийные презентации не только привлекают внимание учащихся, но помогают вести урок четко, структурировано.


Цели урока



Образовательные

Обеспечить условия для:

  • формирования информационной культуры школьника, под которой понимается целенаправленная работа с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

  • формирования информационной картины мира;

  • представления о процессе передачи информации.




Развивающие

Обеспечить условия для:

  • развития познавательного интереса, речи и внимания учащихся,

  • формирования информационной компетентности,

  • развития творческого и познавательного потенциала любого ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии.




Воспитательные

Обеспечить условия для:

  • воспитания у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе,

  • критического отношения к своему труду, умения оценивать его на отдельных его этапах урока.






Педагогический и методический сценарий урока.

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Показатели выполнения задачи.

Этап Т1

  1. Организационный момент. (2 мин.)






  1. Постановка целей и задач урока.















Этап О.

  1. Моделирование представления о процессе передачи информации.























2. Физкультминутка.





































3. Закрепление новых знаний и их обобщение.


















Этап Т2

Организация рефлексии и обратной связи.





Этап Е.

Подведение итогов урока.










Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе.




Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация из УПД.












Создание условий для представления о процессе передачи информации.

























Снятие напряжения учащихся, развитие внимания.


































Создание условий для умения выделять источник, приемник и канал связи.

Проверка полноты знаний, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений. Создание условий для развития самоконтроля учащихся.






Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей.


Анализ успешности овладения ЗУН и способами деятельности.







На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся.

Психологический настрой учащихся.

Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Как вы думаете, мы с вами уже все знаем об информации?

Что мы будем изучать сегодня на уроке?

Как вы узнали тему нашего урока?



Ребята, как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке?






Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений.

Что такое информация?



Какие виды информации вы знаете?


По форме представления, какая бывает информация?


Каким образом можно передавать информацию?



Кто участвует в процессе передачи? Слайд №3

У нас получается схема. Зарисуйте её в тетради.Слайд №3.

А когда ученик отвечает на вопрос, а учитель его слушает, то кто из них является источником, а кто приемником?

Приведите примеры источников и приемников информации, связанных с деятельностью человека.

Правильно! Молодцы!

Предлагает учащимся выполнить упражнение. Слайд №4

Мы сидим за монитором
Наблюдаем за курсором
Вдруг курсор пропал с экрана
Посмотрели мы направо
Нет курсора там где право
Посмотрели мы налево
Нет курсора, что же делать?
Мы посмотрим в уголок
Может его гномик уволок
Посмотрели в потолок
Может спрятал паучок?
Снова включим монитор
Там когда-то был курсор!

Посмотрите на экран (слайд №5).

Кто и кому передает информацию?

А на этом рисунке? (слайде №6)

Кто является источником, а кто приемником?


На следующем слайде №7 корабли используют флажки. Для чего?


Положите руку во время разговора на горло. Вы почувствуете, как горло дрожит. Голосовые связки заставляют колебаться воздух и эти колебания достигают наших ушей. Колебания барабанных перепонок воспринимаются нами как звук.

Значит, когда информация передается голосом, то она как поступает к источнику?

Приведенную выше схему можно уточнить, зарисуйте.(слайд №8).

Расскажите, как предается информация при разговоре?

Приведите пример передачи информации в различных ситуациях.

Я отправляю письмо с компьютера на компьютер. Что является источником, а что приемником? Что является каналом связи?

Записать в тетради несколько примеров передачи информации.





Из приведенных вами примеров можно сделать вывод, что иногда информация передается в одну сторону, либо происходит взаимный обмен информацией.

По наличию неточных примеров, учитель возвращается к тому или иному этапу урока, с целью ликвидации проделов в знании учащихся.



Рефлексивный итог урока.

  • Какие знания помогали на уроке?

  • Что мешало на уроке?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что хотелось бы повторить на следующем уроке?

  • Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?

  • Как оцениваете свою работу на уроке?

Придумать пример передачи различных видов информации, записать их в графу «ситуация», указать приемник и источник, канал связи. В тетради составите таблицу на 3 столбца и столько строчек, сколько будет примеров. (Слайд №10).

До свидания! Спасибо за урок!

Учащиеся смотрят друг на друга, желают товарищу хорошего настроения.





Хранение и носители информации.

Нет.


Передачу информации.


Прочитали на экране.

Записывают тему урока в тетради.

Определяют учебные задачи урока.

  • Как можно передавать информацию.

  • Кто или что может передавать информацию.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


Информация — это новости, сведения, знания, сообщения.

Зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная.

Текстовая, числовая, звуковая, комбинированная.

Письмом, с гонцом, барабанным боем, по электронной почте, словами и т. д.

Источник и приемник.


Зарисовывают в тетради.


Отвечают на вопросы.




Приводят примеры.




Выполняют упражнение по стихотворению.















Пчелы друг другу.

Дождь и мимоза.

Ветви друг другу передает информацию о дожде.

Они предают информацию с одного корабля на другой.

Выполняют задание учителя.







Через воздух.



Рисуют схему в тетради.


От человека к человеку через воздух.

Примеры детей.




Ответы детей.



Учащиеся самостоятельно работают в тетради.

Озвучивают вслух соседу по парте .






Учащиеся в малых группах создают ситуации, в которых человек является источником, приемником информации, с указанием канала связи.

Составление картины деятельности на уроке:

«Мы узнали..», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ ее успешности: «Смогли, потому что…», «Получилось, потому что…».



Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования к уроку.













Постановка учебных задач урока.






Наличие продукта интеллектуальной деятельности учащихся:

— определение информации

— перечисление видов информации

— перечисление форм информации.




















Отдых детей.














































Умение использовать полученные знания о передаче информации.

Применение новых знаний в различных ситуациях.





Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.






Формулировка новых знаний и умений, причин успеха и неуспеха.









Принятие домашнего задания.

Точность и корректность вопросов.



Список использованной литературы.

  1. Интернет – ресурсы.

  2. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса, Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010

  3. Поурочные разработки по информатике: 5 класс – М.: Вако, 2009

Свежие документы:  МАСТЕР-КЛАСС «Создание совместных учебных объектов с помощью Google-сервисов»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: