Конспект урока по Информатике «Алфавитный подход к измерению информации» 8 класс

Чурбанова Ольга Викторовна,

МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина»

Урок «Алфавитный подход к измерению информации»


Объяснительная записка

При передаче учебной информации были использованы как словесный, так и наглядный и практический методы (беседа, объяснение, обсуждение, демонстрация). Подобранное сочетание методов преподавания, считаю достаточно оптимальным, дает возможность добиваться поставленных целей. Контроль за деятельностью учащихся проходил на протяжении всего урока. В ходе урока я визуально контролировала степень усвоения материала, возможные затруднения.

С моей точки зрения интерес к уроку поддерживался на всем его протяжении. Я постаралась менять формы организации учебной деятельности – фронтальный опрос, работа со всей группой, работа у доски, индивидуальная работа – и считаю, что их сочетание удачное.


Раздел программы: «Представление информации».

Тема урока: «Алфавитный подход к изучению информации»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид: комбинированный урок.

Технология: личностно — ориентированная.

Время проведения: 4 урок по разделу «Представление информации»

Оборудование:

  • компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением.

  • На компьютерах установлена операционная система Windows 2000 и пакет Microsoft Office.

  • Мультимедийный проектор, экран

  • Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» Учебник для 8 класса

  • Залогова Л.А., Плаксин М.А. Информатика. Задачник-практикум том 1.

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении;

  2. Повторить понятие алфавита, ввести понятие мощности алфавита;

  3. Способствовать формированию умений и навыков вычисления количества информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита.

Задачи урока:

  1. Воспитательная — способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления; художественного вкуса и навыка результативности.

  2. Учебная — способствовать изучению и закреплению основных умений и навыков работы с измерением информации.

  3. Развивающая — способствовать развитию у школьников логического мышления, памяти, внимания.




План урока


  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Объявление темы урока. Мотивационное начало урока. Постановка целей урока — 2 мин.

  3. Фронтальный опрос – 5 мин

  4. Проверка домашнего задания – 5 мин

  5. Изучение нового материала, используя компьютерные технологии — 25 мин

  6. Подведение итогов – 3 мин

  7. Выставле­ние оценок – 2 мин.

  8. Домашнее задание – 2 мин.


Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами изучим новую тему «Алфавитный подход к измерению информации». Рассмотрим…. Но прежде чем изучить новую тему проверим Ваши знания.

  3. Фронтальный опрос.

Назовите два подхода к измерению информации. Содержательный и алфавитный.

Чему равно количество информации в неинформативном сообщении. Нулю.

Что такое неопределенность знаний о некотором событии. Количество возможных результатов события.

Как она называется единица измерения информации. Бит.

Дайте определение бита с точки зрения неопределенности знаний и с точки зрения равновероятных событий. Приведите примеры. Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 2 раза несет один бит информации. Сообщений о том, что произошло одно из двух равновероятных событий, несет один бит информации.

Какие события называют равновероятными. Ни одно из событий не имеет преимущества над другим.

Как определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий. Из уравнения 2i=N.


4. Проверка решения домашних задач (задачник-практикум стр. 18, №№ 10, 13, 15)

Образцы решения даны на доске.



  1. Изложение нового материала. «Алфавитный подход к измерению информации» (объяснение нового материала)

Интерактивная лекция (проектор + экран) в диалоге с учащимися с использованием программного обеспечения: презентация «Алфавитный подход к измерению информации»

Здесь речь идет об измерении ко­личества информации в тексте (символьном сообщении), составленном из символов некоторого алфавита, К содержанию текста такая мера информации отно­шения не имеет. Поэтому такой подход можно назвать объективным, то есть не зависящим от воспринимающего его субъекта.

Алфавитный подход — это единственный способ измерения информации, который может применяться по отношению к информации, циркулирующей в информационной технике, в компьютерах.


Алфавит. Мощность алфавита

Полное число символов в алфавите принято называть мощностью алфавита. Будем обозначать эту величину буквой N.

Например: мощность алфавита из русских букв равна 33.

Алфавит — это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации.

Мощность алфавита — это число символов в нем.

Запиши!


Информационный вес символа

При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита.

А каким может быть наименьшее число символов в алфавите?


Запиши:

Минимальная мощность алфавита, пригодного для передачи информации, равна 2.

Такой алфавит называется двоичным алфавитом.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит.



С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита. Так один символ из четырехсимвольного алфавита (N = 4) «весит» 2 бита. Объяснение этому можно дать следующее: все символы такого алфавита можно закодировать всеми возможными комбинациями из двух цифр двоичного алфавита.

Комбинацию из нескольких (двух, трех и т. д.) знаков двоичного алфавита назовем двоичным кодом.


Порядковый номер символа

1

2

3

4

Двузначный двоичный код

00

01

10

11


Используя три двоичные цифры, можно составить 8 различных комбинаций.


Порядковый номер символа

1

2

3

4

5

6

7

8

Трехзначный двоичный код

000

001

010

011

100

101

110

111


Следовательно, если мощность алфавита равна 8, то информационный вес одного символа равен 3 битам,

Четырехзначным двоичным кодом может быть закодирован каждый символ из 16-символьного алфавита. И так далее.

Найдем зависимость между мощностью алфавита N и количеством знаков в коде i.

N

2

4

8

16

i

1 бит

2 бита

3 бита

4 бита


Заметим, что 2 = 21, 4 = 22, 8 = 23, 16 = 24.

В общем виде это записывается следующим образом:N= 2i


Запиши:

Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (i) и мощность алфавита (N) связаны между собой формулой:

N= 2i .


Открываем задачник и решаем задания № 19 на странице 19.

Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?


Какой объем информации несет сообщение «Информация», записанное русскими буквами?

Количество информации во всем тексте I, состоящем из K символов, равно произведению информационного веса символа i на K:

I= K · i

Информационный объем текста складывается из информационных весов составляющих его символов. Например, следующий текст, записанный с помощью двоичного алфавита:1101001011000101110010101101000111010010 содержит 40 символов,

Так как мощность алфавита N=2 [

2=2i [ 21=2i [ 1= i

I = K· i [ I = 40 · 1= 40.

Ответ: информационный объем равен 40 битам.



  1. Подведение итогов – 3 мин


  1. Выставле­ние оценок – 2 мин.


  1. Домашнее задание

Учебник стр.22-26 прочитать, определения выучить

Задачник-практикум стр.18 № 21,29 решить в тетради


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Информационные процессы" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: