Конспект урока по информатике Тема урока: Алгоритм, способы записи алгоритма
Класс: 6 класс Место в теме: 1 урок.
Цель: изучение основных понятий темы «Алгоритм», знакомство со способами записи алгоритма.
Задачи:
— знакомство с основными определениями темы.
— знакомство с формами записи алгоритмов.
— научиться определять является ли последовательность действий алгоритмом.
— научится записывать алгоритм в различных формах.
— научится выполнять алгоритм, представленный в различных формах.
— научиться видеть место алгоритмов в жизни.
Техническое оснащение урока: интерактивная доска.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint
План урока
Оргмомент (2 минуты)
Изучение нового материала. (Презентация)(25 минут)
Домашнее задание.(5 минут)
Практическая работа(10 минут).
Подведение итогов урока.(3 минуты)
Ход урока
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 1) -Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник. В ходе урока нам будет встречать следующий значок — материал записать в тетрадь. Итак, начнем сегодняшний урок. | Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстн.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— Заходя домой, мы открываем дверь. Заходя в кабинет, мы открываем дверь. Давайте откроем дверь и на наш урок. Для этого нужно составить последовательность действий для открывания двери. (Слайд 2)
| Ученики составляют алгоритм устно. Алгоритм открывания двери.
| Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) Логические УУД(построение логической цепи) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— Что будет если мы поменяем 1 и 3 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий? Почему дверь не откроется? | Учащиеся с меняют 1 и 3 действие местами и приходят к выводу, что дверь не откроется. — Нарушена последовательность |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последовательность действий направленная на достижение цели называется алгоритмом. Тема нашего занятия «Алгоритм» (Слайд 3) Сегодня мы познакомимся с понятием алгоритма, особенностями создания алгоритма и способами его представления. (Слайд 4) |
Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Записывают определение алгоритма в тетрадь. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы познакомились с понятием алгоритма. Как бы вы называли процесс создания алгоритма?
Такой процесс мы называем алгоритмизацией. Кто может выполнять алгоритм? Как, всех перечисленных, можно назвать одним словом? Запишем эти определения в тетрадь. (Слайд 5)
|
— Описание последовательности действий, создание алгоритма, алгоритмика
— Человек, животные, машины. — Исполнитель.
Записывают определения в тетрадь. Алгоритмизация-процесс разработки алгоритма для решения задачи. Исполнитель — тот, кто будет выполнять алгоритм.
| Коммуникативные (умение выражать мысли) Логические УУД(обобщение) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скажите, если я вас попрошу выполнить алгоритм, написанный на китайском языке, к чему это может привести? Какие правила при составлении алгоритма мы должны соблюдать. Поэтому при разработке алгоритма мы будем соблюдать следующие правила. (Слайд 6)
| -Не сможем выполнить или выполним не то, что просили.
Формулируют правила и записывают их в тетрадь. Этапы разработки алгоритма — Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает. — Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту, который будет выполнять алгоритм. | Логические УУД(анализ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каким образом мы можем представить алгоритм? Мы будем выделять следующие формы представления алгоритма. | -Написать, сказать, нарисовать и т.д. | Логические УУД (самостоятельное создание способов решения) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 7)Формы представления алгоритма Дана последовательность действий. Подготовка к рисованию(Слайд 8)
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Будет ли она алгоритмом?
-Что нужно сделать, чтобы получился алгоритм? Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд 9) Как бы вы назвали такую форму записи алгоритма? Первая форма — Словено-описательная (словесная) | — Эта последовательность действий не является алгоритмом. Нарушена последовательность действий. — Поменять действия местами. Алгоритм «Подготовка к рисованию»
-Текстовая, словесная.
Фиксируют первую форму в тетрадь, записывают пример. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вашему внимаю представлен рисунок. (Слайд 10)
Что изображено на рисунке? Можно ли эту последовательность действий назвать алгоритмом? Назовите каждое действие.
Где в жизни вы встречались с подобными алгоритмами? Как назовем такую форму представления алгоритма? 2. Графическая Существует несколько способов графического представления алгоритма- это рисунки и блок-схемы. Познакомимся с блок-схемами. (Слайд 11) Блок- схема
Составим алгоритм посадки дерева, используя язык блок-схем. 1 ученик выполняет задание у доски, остальным предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради. Сравниваем результаты. | Устная работа в форме диалога. -Посадка дерева. -Можно, т.к. последовательность четко определена, действия понятны. Перечисляют действия по порядку. Приводят примеры. — Рисованная, графическая. Фиксируют в тетрадь с примерами. Фиксируют в тетрадь. Работа 1 учащегося у доски, остальные самостоятельно работают в тетради (Слайд 12)
Сравниваем результаты, если необходимо делаем коррекцию блок-схемы и на доске и в тетради. | Логические УУД(анализ) Коммуникативные (умение выражать мысли, слушать, вести диалог) Общеучебные Общеучебные Познавательные. Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— Кто или что может выступать в качестве исполнителя алгоритма? — В какой форме нужно записать алгоритм, чтобы его понял компьютер? 3. Программа (Слайд 13) Программа-это алгоритм, записанный на языке понятном компьютеру. | — Человек, машина и т.д. — С помощью команд, программ. Фиксируют в тетрадь. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Общеучебные. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Представьте, что вы ухаживаете за двумя лошадьми. (Слайд 14) — Перед вами стоят 3 ведра разных размеров. Первое заполнено водой, два других пусты. Нужно напоить двух лошадей, дав каждой по 4 литра воды. — Ваши предложения. — Предложенное решение можно наглядно представить в виде таблицы. (Слайд 15)
— Запишем следующую форму представления алгоритма 4. Табличное представление В качестве примера оформим решение данной задачи. | Пытаются решить задачу. Предлагают ответы. Ученик, получивший правильный ответ оформляет решение на доске в форме предложенной таблицы.
| Познавательные (постановка и решение проблемы). Общеучебные (моделирование). Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы много писали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п. | Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. | Коммуникативные (умение слушать и слышать) Личностные (самоорганизация) Регулятивные (саморегуляция) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Прежде, чем приступить к дальнейшей работе, достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 16) Прочитать параграфы 3.1, 3.3
| Настрой на дальнейшую работу, возвращение к уроку. | Познавательные (постановка и решение проблемы). Общеучебные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление материала и определение уровня освоения темы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— Перед вами лежат карточки. Вам предлагается выполнить эти задания. | Самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал. | Познавательные. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Собрать практическую работу. Опросить, кто выполнил 5, 4,3, меньше 3 заданий, и познакомить с критериями оценки. Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. | Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. | Общеучебные Регулятивные (оценка) Личностные (степень правдивости при рефлексии) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 17) Критерии оценки практической работы 5 заданий — оценка 5 4 задания — оценка 4 3 задания — оценка 3 Так как этот урок в данной теме первый, то двойки ставить за первые промахи мы не будем. | Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору карточек на следующем уроке. | Регулятивные (оценка) |
Литература: Босова Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005
Семакин И.Г. «Информатика базовый курс 7-9», МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005
ФИО__________________________
Карточка №1
Задание 1
Вставь недостающие слова в определение.
Алгоритм – это ___________________________________ направленная на __________________________________________________________
Задание 2
Лена любит картошку со сметаной. Расставь по порядку действия ее мамы:
Посолила картошку
Бросила картошку в кипяток
Зажгла газовую плиту
Очистила картофель
Купила в магазине картофель и сметану
Погасила огонь и слила кипяток
Полила картофель сметаной
Положила картофель на тарелку
Налила воду в кастрюлю и поставила ее на огонь
Впиши номера действий__________________________________________________
Задание 3.
Является ли данная последовательность действий алгоритмом? Если да, то запишите полученный результат.
Напиши слово ТОРТ
Убери букву справа
Замени букву Р на букву К
Поменяй местами буквы К и Т
Напиши слово
Ответ:_____________________
Задание 4.
Дан алгоритм, записанный на языке блок-схем. Заполните таблицу.
а 3 5 7 8 10 х
Задание 5.
Запишите алгоритм помещения цветов в вазу двумя способами.
ФИО__________________________
Карточка №2
Задание 1
Лена любит картошку со сметаной. Расставь по порядку действия ее мамы:
Залить кипятком заварной чайник
Вскипятить воду
Накрыть чайник специальной грелкой
Ополоснуть кипятком заварной чайник
Засыпать в чайник заварку
Подождать до полного заваривания 5 минут.
Приготовить заварку
Впиши номера действий__________________________________________________
Задание 2
Вставь недостающие слова в определение.
Алгоритм – это ___________________________________ направленная на __________________________________________________________
Задание 3.
Является ли данная последовательность действий алгоритмом? Если да, то запишите полученный результат.
Напиши слово ТОРТ
Убери букву справа
Поменяй местами буквы Р и Т
Допиши слева букву К
Напиши слово
Ответ:_____________________
Задание 4.
Дан алгоритм, записанный на языке блок-схем. Заполните таблицу.
а 3 5 7 8 10 х
Задание 5.
Запишите алгоритм наливания воды в стакан двумя способами.