Мажова Тамара Викторовна
МБУ лицей №6 г. Тольятти
Учитель информатики
План – конспект урока информатики в 5 классе
по теме «Алгоритм ветвления в среде программирования «Кукарача». Условная команда».
Цель урока:
Обучающая: Закрепить знания, умения и навыки использования условной команды в среде программирования «Кукарача».
Развивающая: Дальнейшее формирования алгоритмического стиля мышления, выражать и доказывать свое мнение.
Воспитывающая: Находить оптимальное решение к задачам, умение находить выход из проблемных ситуаций, взаимопонимание, взаимовыручку.
Оборудование: рабочая тетрадь, пенал, компьютер, среда программирования «Кукарача» программного продукта «Роботландии».
Раздаточный материал: карточки – задания с различными вариантами блок – схем, с текстами задач.
Ход урока:
Организационный момент (1мин).
Проверка отсутствующих учащихся
Проверка готовности к уроку: наличие тетради, дневника и пенала на рабочем столе.
Объявление темы и цели урока (1 мин).
На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым видом алгоритма – ветвления, блок — схемой. Сегодня мы должны закрепить полученные знания и отработать приемы использования условной команды при решении задач.
Проверка теоретических знаний (5 мин).
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Что такое алгоритм?
Какие виды алгоритмов вы знаете?
Что такое линейный алгоритм?
Что такое алгоритм ветвления?
Что такое программа?
В каких случаях используют подпрограмму?
Как оформить подпрограмму?
Проверка домашнего задания (5 мин).
Учащимся на дом предлагалась следующая задача.
Два друга играли в крестики-нолики. До победы остался один ход. На перевернутом кубике либо «Х», либо «О». Исполнитель должен поставить этот кубик в выигрышную позицию.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
|
|
| О |
| Х |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
| О |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
| О | Х | Х |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
| ? |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
| # |
|
|
|
|
|
Учащиеся должны составить в тетради блок – схему и написать программу.
Данная задача может иметь разные варианты решения. Обсудив эти варианты, все вместе должны найти самый оптимальный – за меньшее количество ходов, за меньшее время.
Блок-схема
Оптимальный вариант программа (21 строка):
Подпрограмма 1 | Подпрограмма 2 | |
ЭТО ИГРА ВВЕРХ ЕСЛИ Х ТО КРЕСТИКИ ИНАЧЕ НОЛИКИ КОНЕЦ | ЭТО КРЕСТИКИ ВПРАВО ВВЕРХ ВЛЕВО ВНИЗ ВЛЕВО ВВЕРХ КОНЕЦ | ЭТО НОЛИКИ ВЛЕВО ВВЕРХ ВПРАВО ВНИЗ ВПРАВО ВВЕРХ КОНЕЦ |
Закрепление знаний, приемов и навыков (15 — 20 мин).
Учащимся предлагается решить следующие задачи. Учащимся раздаются листочки с условиями задачи и вариантами пустых блок – схемами. Они должны на листочке выбрать нужный вариант блок – схемы и оформить её, на компьютере написать программу.
Вариант 1.
На одном из перевернутых кубиков буква «И». Составить слово «ИГРА», лишнюю букву удалить с поля.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
| # |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
| ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
| Г | Р | А |
|
|
|
|
|
5 |
| ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2.
На одном из перевернутых кубиков буква «К». Составить слово «КЛАД», лишнюю букву удалить с поля.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | # | ? |
| Л | А | Д |
|
|
|
|
3 |
|
| ? |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 1 Вариант 2
Блок-схема Блок-схема
к задаче « Игра » к задаче « Клад »
нет да
После написание программ на компьютере учащиеся проводят взаимопроверку. Учитель проверяет блок-схемы.
Физкультминутка (здоровьесберегающий метод) (1 мин).
Учащиеся проводят гимнастику для глаз и позвоночника.
Указательный палец правой руки поставить на кончик носа. Медленно отводим палец от носа вперед на вытянутую руки, следя глазами за пальцем. Затем медленно возвращаем палец снова к носу. Повторить 2-3 раза.
Круговые движения глазами: посмотрите налево, вверх, вправо, вниз. Повторить 2-3 раза.
Круговые движения глазами: посмотрите направо, вверх, налево, вниз. Повторить 2-3 раза.
Потянуться высоко вверх. Задержаться в таком положении 30 секунд. Опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза.
Решение нестандартной задачи (проблемная ситуация) (7 мин).
Если на кубике находится подходящая буква, соберите слово «ОЛЕНЬ», в противном случае пусть на поле останется слово «ЛЕНЬ».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
|
| Л | Е | Н | Ь |
|
|
|
|
2 |
| ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
| # |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составить в тетради блок – схему к данной задаче, на компьютере написать программу.
Домашнее задание (3 мин).
На перевернутых кубиках есть буква «О». Составить слово «СТОЛ», лишнюю букву удалить (Программа для этой задачи состоит из 10 строк).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
| С | Т |
| Л |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
| ? | # |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
| ? |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Выставление оценок.
Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу сегодняшнего урока. На карточках нарисованы смайлики, выражающее различное настроение от урока – «Хорошее», «Нормальное», «Плохое». Выберите тот смайлик, который отражает ваш настрой, и положите на стол учителя.
Смайлики «Мое мнение»
Раздаточный материал.
Задачи к теме «Условная команда»
ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ
На одном из перевернутых кубиков буква «И». Составить слово «ИГРА», лишнюю букву удалить с поля.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
| # |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
| ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
| Г | Р | А |
|
|
|
|
|
5 |
| ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На одном из перевернутых кубиков буква «К». Составить слово «КЛАД», лишнюю букву удалить с поля.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | # | ? |
| Л | А | Д |
|
|
|
|
3 |
|
| ? |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если на кубике находится подходящая буква, соберите слово «ОЛЕНЬ», в противном случае пусть на поле останется слово «ЛЕНЬ».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
|
| Л | Е | Н | Ь |
|
|
|
|
2 |
| ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
| # |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На перевернутых кубиках есть буква «О». Составить слово «СТОЛ», лишнюю букву удалить .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 |
| С | Т |
| Л |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
| ? | # |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
| ? |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок – схемы к задачам.
Блок-схема Блок-схема
к задаче « » к задаче « »
нет да
7