Рощупкина Людмила Ивановна
учитель информатики
г. Барнаул
Тема урока: Алгоритмы и их свойства.
Типы алгоритмов: линейные, разветвляющие, циклические
Продолжительность урока: 40 минут
Класс:7
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Место урока: первый урок по теме
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация.
Цели урока:
Цель урока: создать условия для изучения учащимися темы «Алгоритмы и их свойства».
В результате чего ученик:
— знает определение алгоритма, свойства алгоритмов, типы алгоритмов;
— умет анализировать полученные решения;
— умет делать выводы и грамотно выражать свои мысли
— развивает алгоритмическое мышление, познавательный интерес.
Общая схема урока:
Организационное начало урока, постановка цели.
1. Орг.момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели с опорой на субъективный опыт учащихся.
Реализация основных этапов урока в определенной последовательности ( оптимальная стратегия учения и преподавания ).
1. Работа в группах.
2. Просмотр презентации
3. Практическая работа в парах.
4. Отработка умений проверить себя.
Проверка. Осуществление обратной связи.
1. Диагностика уровня усвоения материала учащимися с предоставлением права выбора.
2. Заполнение листа « Самоконтроля».
3. Подведение промежуточных итогов работы на каждом этапе.
Подведение итогов, подстройка к будущему использованию знаний.
1. Анализ заполнения учащимися листа « Самоконтроля».
2. Рефлексия.
3. Домашнее задание.
4. Определение перспективы изучения данной темы.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методические комментарии | |
1. 1. Орг.момент
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели с опорой на субъективный опыт учащихся. |
Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.
Предлагает учащимся задания( по группам): Рассказать, как вы будете кипятить воду; Рассмотреть инструкцию и разбить её на действия; Рассмотреть порядок вычисления на калькуляторе значения выражения. Что произойдет, если мы поменяем порядок действий в наших примерах?
Проблемная ситуация, Слово алгоритм известно из математики и других предметах, но что оно означает? |
Разбиваются на группы, мобилизуют себя, сосредотачиваются.
Выполняют задания. Анализируют затруднения.
Формируют цель своей работы на уроке, осмысливая её. |
Учитель обеспечивает внешнюю обстановку на уроке и положительный эмоциональный настрой, что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания.
Использование проблемной ситуации- побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов.
|
2. 1. Работа в группах.
2. Просмотр презентации .
3. Практическая работа. |
Группы ищут: — определение алгоритма и их свойства; — понятие линейный алгоритм; — понятие разветвляющий алгоритм; — понятие циклический алгоритм. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика. Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.
Предлагает работу в парах, консультацию
. |
Вырабатывают свои варианты, обсуждают их, приходят к общему выводу.
Просмотрев презентацию, ученики дополняют свойства (дискретность, массовость) Свойства алгоритмов: Свойства алгоритмов: 1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий( шагов), следующих в определенном порядке); 2. Детерминированность ( понятностью) –(любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае); 3. Определенность (алгоритм не должен оставлять места для произвола исполнителя) 4. Массовость (использование алгоритма для решения однотипных задач); 5. Результативность (отсутствие ошибок,получение результата за конечное количество шагов).
Типы алгоритмов: 1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); 2.Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) . 3. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);
Проверяют правильность выполнения заданий (взаимопроверка ). |
. |
3. 1.Диагностика уровня усвоения материала учащимися с предоставлением права выбора.
2. Заполнение листа «Самоконтроля».
3. Подведение промежуточных итогов работы на каждом этапе. |
Предлагает разноуровневые задания с правом выбора
Делает выводы об усвоении учащимися данной темы. |
Самостоятельно выбирают задания
Заполняют лист самоконтроля
Определяют результативность своей деятельности, ориентируясь на записи на листах « Самоконтроля». Оценивают своё участие в работе, осмысливают полученные знания. |
Дается право выбора уровня сложности задания. Вырабатывается умение работать по аналогии.
Подведение итогов деятельности каждого ученика. |
4. 1. Рефлексия.
2. Домашнее задание. 3. Определение перспективы изучения данной темы. |
Задаёт вопросы учащимся (лист рефлексии ) |
Отвечают на вопросы. |
|
.
Лист рефлексии.
Чего я достиг на уроке. | Я не понял | Настроение | |
| Я научился сегодня: ________________ ________________ |
|
|
Я знаю:__________ _________________ |