Конспект урока информатики на тему: Алгоритмы и исполнители
Тип урока: урок изучения и закрепления знаний и способов деятельности учащихся.
Вид урока: Комбинированный
Цели урока:
образовательная:
создать условия для формирования первичного представления об алгоритмах, помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, свойства алгоритмов, исполнителя алгоритмов, обучение поиску и исправлению ошибок в алгоритмах;
развивающая:
развитие логического и алгоритмического мышления школьников через установление причинно – следственных связей развитие кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная:
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование:
компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютеры, карточки.
План урока:
Орг. Момент.
Изучение нового материала.
Алгоритм.
Исполнитель алгоритмов.
СКИ.
Обобщение и систематизация знаний.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов, домашнее задание.
Ход урока:
Орг. Момент.
Создание положительного эмоционального настроя на работу (звучит музыка). Сегодня я хочу подарить вам ключ, который открывает все « замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ? Это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Подарите мне улыбку. Я сегодня с вами, я помогаю вам, у вас все получится. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку
Изучение нового материала:
Введение в тему урока
Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, нам необходимо будет расшифровать слово, это и будет тема урока (на доске нет темы урока, учащимся раздают карточки, предварительно сформированы группы)
Учитель: Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомить с историей возникновения данного понятия, его свойствами, исполнителем алгоритма и системой команд исполнителя, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.
Учитель: Послушайте стихотворение и решите, в чём ошибка?
Пароход упёрся в берег.
Капитан кричит: Вперёд!
Как такому ротозею
Доверяют пароход?
Учитель: В чём же ошибка капитана?
Ответы учащихся …
Учитель: Выслушав и обобщив все ваши ответы можно сделать вывод: ошибка капитана состоит в том, что он действует глупо, бестолково, без всякого плана. По принципу «Тяп – ляп – и готово!»
Учитель: “Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, — говорила Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации.
Мы с вами иногда тоже так поступаем, строим планы на каждом шагу: съем яблоко, потом погуляю, потом надо бы уроки сделать, а после … нет, сначала надо книжку дочитать.
Учитель: Такой план действий в большинстве случаев называют алгоритмом выполнения действий.
Учитель: Как вы думаете, откуда произошло слово “алгоритм”? Давайте послушаем сообщение. (к доске выходит ученик и читает сообщение)
Учитель: В настоящее время слово “алгоритм” является одним из важнейших понятий науки информатики. Давайте запишем, что же такое алгоритм
Запишите определение алгоритма:
Учитель: Давайте рассмотрим примеры алгоритмов.
Ответы учащихся …
Учитель: Некий злоумышленник за алгоритм получения кипятка выдал такую последовательность действий. Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.
Учитель: Физкультминутка
Учитель: Если есть алгоритм, т.е. конечная последовательность шагов, то должен быть и исполнитель этого алгоритма. Кто может быть исполнителем?
Ответы учащихся …
Каждый исполнитель способен выполнить определённый набор команд, которые образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Учитель: Давайте рассмотрим систему команд, которую исполнитель «Стиральная машина» может выполнить (картинка на экране)
Учитель: Кто управляет работой стиральной машинки? (Человек)
Учитель: Стиральная машина работает по программам, созданным человеком. Программы выбирает человек. Машина работает автоматически, т.е. действует формально.
Закрепление изученного материала.
Два мальчика и двое взрослых должны переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи. Алгоритм решения задачи:
1 способ | 2 способ | 3 способ | |
1 шаг |
|
|
|
2 шаг |
|
|
|
3 шаг |
|
|
|
4 шаг |
|
|
|
5 шаг |
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание:
Уч: §3.1, §3.2, П.Т: №№1-4, стр. 75-77.
Итог урока:
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:
Разобрали, что такое алгоритм.
Получили знания по поиску ошибок и исправлению алгоритмов, по их составлению.
Физкультминутка. Отдохнули.
Рефлексия:
Ребята на доске Вы видите цветок, у Вас на столах лежат лепестки со знаками: вопроса и восклицательным знаком. Я сейчас Вас попрошу прикрепить к цветку лепестки, только будьте внимательны. Знак вопроса означает то, что Вам что-то осталось непонятно из сегодняшнего урока, а восклицательный знак говорит о том, что Вы все поняли, и у Вас больше не осталось вопросов по этой теме.