Конспект урока по Информатике «Алгоритмы с ветвлениями» 5 класс

Разработка урока «Алгоритмы с ветвлениями», Информатика и ИКТ,

6 класс


Автор: Кузнецов Андрей Юрьевич


ТИП УРОКА: комбинированный.


ЦЕЛИ:


  • познакомить учащихся с правилами построения алгоритмов с ветвлением;

  • продолжить знакомство с графическим способом записи алгоритмов;

  • способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, умению планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;

создать условия для воспитания творческой активности учащихся, самостоятельности.


МЕТОДЫ:

объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация презентации),

частично-поисковый (постановка задачи, поиск решения), практическая самостоятельная работа.


ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбуки, интерактивная доска, учебник: Информатика для 6 класса, Босова Л.Л.


ХОД УРОКА:

I Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих. Объявление темы урока

(слайд 1).


II Проверка домашнего задания

Устный опрос:


1)Что такое алгоритм? (Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

2)Что необходимо знать при разработке алгоритма? (Нужно знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом

3)Какие формы записи алгоритмов вам известны? (нумерованный список(словесная форма), таблица, блок-схема)

4)Какие геометрические фигуры используются в блок-схеме? (овал,параллелограмм,ромб,прямоугольник)

5)Какие алгоритмы называют линейными? (называется алгоритм в котором команды выполняются последовательно друг за другом)

6)Приведите примеры линейных алгоритмов. (посадка дерева: выкопать ямку, опустить, засыпать, полить)


III Актуализация опорных знаний

1.Из каких произведений данные отрывки?

Слайд 2

«Идет налево – песнь заводит,

Направо – сказку говорит…» Руслан и Людмила А.С. Пушкин

Слайд 3

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала б я полотна».

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря». Сказка о царе Салтане


Что общего в этих отрывках по структуре?

(Есть условие и заключение, Слова Если то)

2. Игра «Кто это?»

Правила этой игры очень просты: вы должны выяснить, кого я загадал. Все встаньте. Я буду называть признак, если вы им обладаете, то продолжаете стоять, если нет — садитесь.


У вас русые волосы (все, у кого светлые и темные волосы, садятся)

У вас есть сестра

У вас длинные волосы

Вы мальчик

Вы сидите на первом варианте

Вас зовут Илья


И так до тех пор, пока не останется один человек.

Кто же остался у нас? Почему? (Потому что все условия для него были выполнены, все признаки подходили)

У нескольких учеников спросить, почему они сели.

Обратите внимание, что условие может выполняться или не выполняться.

Назовите условия, которые вы запомнили?


IV Изложение нового материала

В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идет дождь мы берем зонт и надеваем плащ, если жарко то одеваем легкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека Вспомните, герои каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу. (три дороги, царевна лягушка)

Логику принятия решения можно описать так:

Слайд 4

ЕСЛИ ТО

ИНАЧЕ


ЕСЛИ ласточки низко летают, ТО будет дождь,

ИНАЧЕ дождя не будет

В виде блок-схемы это можно представить следующим образом: (слайд 5)














В некоторых случаях может отсутствовать:

ЕСЛИ ТО

ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся (слайд 6)















(cлайд 7)



Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.(слайд 8)


V Первичное закрепление изученного материала

1.Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идешь мастерской —

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофера пахнет бензином,

Блуза рабочего — маслом машинным. (слайд 9)


Перефразируйте информацию о профессиях с помощью слов «ЕСЛИ … ТО». (Если пахнет сдобой то рядом булочная)


2. Записать алгоритм решения задачи в виде блок-схемы.

Задача. (слайд 10)

Лена попросила Сашу задумать двузначное число и, если задуманное число четное, то разделить его на 2 и назвать результат. Если задуманное число нечетное, то просто назвать число.

Решение. (слайд 11)

















3.Практическая работа.

За компьютерами с помощью программы OpenOffice.org Draw записать следующие пословицы в виде блок-схем:


Болен — лечись, а здоров — берегись.

Поспешишь — людей насмешишь. (слайд 12)


VI Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайд 13)

Привести три примера из повседневной жизни на алгоритмы с ветвлением и записать их с помощью блок-схем. Параграф 3.4


Рефлексия (слайд 14)

А теперь давайте порефлексируем. Перед вами словосочетания, они касаются нашего урока, ваша задача продолжить эти словосочетания, связав их с темой нашего урока и объяснить почему вы так думаете

Толи еще будет… (ну я думаю что алгоритмы с ветвлением будут постоянно нам нужны в жизни, не только в школе)

До чего же хочется, братцы…(хочется придумывать алгоритмы на других предметах, например на математике, географии)

Путь далек у нас с тобою… (ну то что мы еще в 6 кл, а учится нам нужно до 11, поэтому путь далек и изучать алгоритмы необходимо сейчас)

Где это видано, где это слыхано… (ну то что мы на уроке информатики как бы исследовали литературные произведения с помощью алгоритмов)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Белка и стрелка в гостях у детей»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: